Во время бедствий русского народа, вызванных татарским нашествием, Православная Церковь не ограничивалась одними нравственными поучениями, а давала обществу высокие примеры христианского подвига. Ранее всех и более всех святых, явившихся в Московской земле, приобрел всеобщее народное почитание преподобный Сергий, основатель знаменитой Троице-Сергиевой Лавры. Он получил в глазах всего народа значение Богом данного покровителя, заступника и молитвенника за всю землю Русскую.
Преподобный игумен всегда помогал нуждающимся. Монастырские врата были открыты для паломников и странников. Всем оказывалось гостеприимство, материальная помощь и духовное наставление. Заветы преподобного Сергия своим ученикам — хранить веру православную, единомыслие и мир между собою, любовь нелицемерную, смирение и гостеприимство — стали важнейшими заветами для всей последующей жизни троицкой братии и всего русского общества.
Гражданские и церковные историки высоко оценивают значение деятельности преподобного Сергия Радонежского. Его славное имя навсегда вошло в летопись нашего государства. Удаляясь от мирской суеты, пустынножитель не удалялся сердцем от своего земного отечества. Он всегда был радетелем своей родной земли, печальником за свой родной народ, молитвенником за него и ходатаем пред Богом.
Время монгольского ига, в которое жил преподобный Сергий, было ознаменовано не только материальным разорением и внешними бедствиями, но также и состоянием духовной опустошенности и нравственного упадка. Для того, чтобы сбросить ненавистное иго и построить прочное независимое государство, русскому народу надо было поднять и укрепить нравственные силы. Эту внутреннюю миссию — нравственное воспитание народа, — послужившую подготовкой и обеспечением успехов внешней исторической миссии русского государства, принял на себя преподобный Сергий.
Жизнь, полная подвигов, смиренного служения ближним и благодатных явлений, дала основателю Троицкого монастыря то большое нравственное влияние, которое он оказывал на своих современников. Слава о необычном игумене далеко разошлась за пределы монастырской ограды. В Троицкий монастырь стекались князья и бояре, простые горожане и крестьяне, и никто не уходил без утешения и без мира в душе. Таким образом, пустыня превратилась в место благодатной помощи для всех. «Любовь нелицемерная» воплотилась в страннолюбии и благотворении, которыми отличалась обитель Святой Троицы с самого ее основания.
Русский народ, воспринявший от преподобного чувство духовной крепости и нравственной бодрости, восстал против своих поработителей и после долгой и упорной борьбы победил.
Особенно широко распространилась слава преподобного Сергия ко времени княжения Московского великого князя Димитрия Донского, который глубоко чтил преподобного и даже пригласил его быть крестным отцом своих детей. Московский князь и святитель Алексий видели в Троицком игумене своего ближайшего сподвижника и поэтому часто в трудных обстоятельствах прибегали к нему за помощью и советом. Большую поддержку оказал им святой Сергий в деле объединения русских земель вокруг Москвы, которая постепенно накапливала силы для решительной борьбы с татарами. В связи с этим необходимо отметить, что преподобного Сергия иногда называют политиком. Такое определение общественной деятельности святого не совсем верно, так как вся его «политика» исходила из чувства горячей любви к страждущему русскому народу и Отечеству. Поэтому вернее будет игумена Сергия характеризовать как пламенного патриота своей Родины.
Радонежский подвижник особенно прославился своим активным участием в подготовке Куликовской битвы, положившей начало освобождению и возрождению Руси. Можно сказать, что преподобный Сергий нравственно и психологически подготовил эту первую крупную победу русского народа над татарами.
Перед выступлением в поход великий князь, полный тревог и раздумий, отправился в Троицкий монастырь за советом и благословением. Здесь преподобный Сергий после обедни и трапезы благословил святым крестом князя и сказал: «Иди, господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!» — а затем тихо добавил, обращаясь к одному Димитрию: «Победиши враги твоя...». По просьбе великого князя Димитрия святой Сергий для моральной поддержки русских ратников благословил на битву с ордынским войском двух своих иноков бывших воинов Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
Ободренный предсказанием и благословением преподобного князь Димитрий во главе русского войска выступил в поход. Перед переправой через Дон был созван военный совет. Здесь одни предлагали переправляться, а другие говорили князю Димитрию: «Не ходи, потому что врагов много, не одни татары, но и литва, и рязанцы». Князь стал колебаться. «Тут приспела грамота от Преподобного игумена Сергия с благословением от святого старца идти на татар: "Чтоб еси, господине, таки пошел, а поможет ти Бог и святая Богородица", — писал Сергий». Димитрий под влиянием грамоты переправил свое войско.
Перед битвой выступил из татарского войска исполинского роста богатырь Челубей и стал звать русских на поединок. Навстречу ему вышел троицкий инок Александр Пересвет. Голова его была накрыта не шлемом, а схимой, возложенной на него святым Сергием. На прощание он сказал: «Отцы и братья, простите меня грешного! Брат Ослябя, моли за меня Бога! Преподобие Сергие, помогай мне молитвою твоею!» После этого он сразился с татарином, и оба пали замертво. Подвигом самопожертвования инок Сергиевой обители показал русским воинам пример евангельской любви, положив душу свою за ближних. Куликовская битва, как и предсказывал игумен Сергий, закончилась полной победой русского оружия.
Уже будучи старцем, Сергий по просьбе великого князя ходил пешком в Рязань, чтобы примирить князя Олега Ивановича с Москвой. Этот воинственный князь часто опустошал московские владения и не хотел слушать разговоров о мире. И только святому Сергию удалось переменить свирепость его на кротость. Олег заключил с московским князем вечный мир, который впоследствии был даже скреплен семейным союзом: сын Олега женился на дочери Димитрия. 19 мая 1389 г. авва Сергий присутствовал при смерти князя Димитрия Донского. Здесь он подписал его завещание, где впервые устанавливался новый порядок наследования великого княжения — от отца к сыну.
Такова была многотрудная и многополезная патриотическая и миротворческая деятельность Преподобного Сергия, направленная на благо дорогого ему Отечества и русского народа. Он был при жизни великим печальником за Русь и по своей блаженной кончине стал молитвенником за нее пред Богом.
Прот. Анатолий Лазарев
Источник: Прот. Анатолий Лазарев. Троице-Сергиева обитель в истории Русской Церкви и государства. - М.: Издательский дом «Никея», 2015.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра