Образ преподобного Сергия в музыке неотделим прежде всего от богослужения и богослужебного пения.
В Житии преподобного Сергия, написанном Епифанием Премудрым, говорится о явном чуде, свершившемся ещё до рождения святого: во время одной из воскресных литургий младенец «воскликнул» трижды, будучи ещё во чреве матери. Случилось это в моменты наибольшей молитвенной сосредоточенности верующих: после Трисвятого и перед чтением Евангелия — «среди всеобщей тишины и благоговейного молчания», потом во время пения Херувимской — «притом уже столь громко, что голос его был слышен по всей церкви» и, наконец, в третий раз, когда священник возгласил «Вонмем! Святая святым».
Сам преподобный Сергий описывается в Житии в одном из своих посмертных чудес поющим вместе с братией: некий инок Игнатий, сподобившись за добродетельную жизнь чудного видения, видел «святого на всенощном бдении: Преподобный стоял на своем месте и пел вместе со всеми. Игнатий рассказал о том братиям, и все, услышав об этом, возрадовались великой радостью»[1].
Богослужебное пение Православной Церкви является одной из форм богослужения» [2]. Его основное назначение — «быть выражением молитвы» [3]. При этом молитвенные тексты поются без сопровождения каких-либо музыкальных инструментов. «В "словесном служении" ...только человеческий голос, одушевленный чувством и разумом, способен соединить слово и напев» [4]. Искусство церковное «всегда символично», «оно приоткрывает нам мир горний, говорит о иной, неземной реальности», «пение церковное есть образ ангельского славословия, песнь Ангелов, незримо сослужащих в храме» [5].
Поэтому «никакая церковная мелодияне существует сама по себе, но только в связи с текстом молитвы» [6].
Итак, музыка в Церкви, как и иконопись, призвана изображать ноуменальный, сверхчувственный мир. Так, в православном понимании икона есть, прежде всего, выражение достоверного знания о духовной реальности, «окно в горний мир», через которое надмирная святость являет себя миру. «И созда, яко икону, песнь»,— говорит богослужебный текст. Песнопение — это звучащая икона [7].
«Необычайное богатство ...песнопений имеет общую связующую основу — осмогласие, упорядоченное к IX веку великим византийским песнотворцем святым Иоанном Дамаскиным» [8]. Осмогласие (цсл., восьмигласие) — система гласов, служащая для певческого оформления богослужения
Святой преподобный Сергий Радонежский канонизирован в середине 15 века. Считается, что первым автором службы, как и жития, был Епифаний Премудрый. Затем в середине XV в. ее переработал писатель Пахомий Логофет.
В рукописи последней четверти XV в. Кирилло-Белозерского собрания, содержатся два тропаря Сергию.
К тропарю «От юности восприял еси» имеется указание «Епифаниево»; к тропарю «Иже добродетелей подвижник» — «Пахомия Сербина» [9].
Тропарь, посвященный святому, раскрывает особенности подвига конкретного святого, прославляет его житие и святость. Исполняется тропарь преподобному Сергию 4-м гласом. Это один из наиболее употребительных и «популярных» гласов церковного пения в сравнении с другими. Многие известные всем тропари написаны именно на этот глас. Его логичное и простое мелодическое строение доступно всем. Тихими и мягкими переходами тонов он сообщает покой душе...
Другой тропарь и кондак (песнопение, в котором развивается, дополняется основная тема тропаря) Преподобному поются 8-м гласом.
По моим личным ощущениям, церковная музыка спокойная, исполняется в минорной тональности. В процессе пения модулируется в мажорную тональность и тем самым меняет свое настроение. Нет резких переходов от одной октавы на другую, а плавный переход по всем нотам октавы.
В богослужебном пении выделяются стихиры — песнопения, написанные стихотворным размером. Стихирам посвящено исследование специалиста по изучению древнерусского певческого искусства Натальи Семёновны Серегиной «Стихиры Сергию Радонежскому как памятник отечественного песнотворчества».
Из этой работы я узнала, что «во второй половине XVII в. службы Сергию становятся едва ли не самым масштабным циклом песнопений из всех русских служб» [10].
Под пение одной из важнейших стихир («Приидитевсе иночествующие») на службу приходил сам царь и прикладывался к иконе праздника [11].
В одном из списков над словами этой стихиры сохранились несколько фит (фита — символ для обозначения мелодического фрагмента, распеваемого на небольшое количество слогов), что говорит об особой высокой торжественности праздника. Интересно, что, по мнению исследовательницы, в этом случае можно говорить об авторе данного распева — выдающемся русском композиторе-роспевщике 16 века Федоре Крестьянине [12].
По мнению автора статьи, «основной корпус песнопений Сергию Радонежскому сформировался и бытовал на протяжении двух веков — с конца XV по XVII в.» В XVIII веке состав стихир уменьшается [13].
Но жизнь не стоит на месте, житие Преподобного Сергия продолжает вдохновлять композиторов и певцов. В конце 20 века жил замечательный церковный композитор Сергий Зосимович Трубачев, написавший многочисленные церковно-певческие произведения, создавший гармонизации монастырских и древнерусских напевов.
Гармонизация — это написание аккордов для разных голосов, исполняющих мелодию.
Однако особенной популярностью сейчас пользуется песнопение «О сладкого Твоего гласа» с подзаголовком «Из Жития преподобного Сергия»: это молитва к Божией Матери, текст которой заимствован из жития святого [14].
Таким образом, хотя сегодня мы празднуем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия, хотя с момента его канонизации прошло более 5-ти с половиной веков, образ святого продолжает вдохновлять композиторов на создание музыки, раскрывающей красоту и величие его подвига.
Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным
[2] Корнышева И.Р. «Музыкальная эстетика» православного богослужения (автореферат диссертации).
[3] Сергий Трубачёв, диакон. Избранное: ст. и исслед./ диакон Сергий Трубачёв. Сост. игумена Андроника (Трубачева),1 М.С. Трубачевой, О.С. Никитиной. М.: Прогресс-Плеяда, 2005. С. 520. '
[4] Там же, с. 519.
[5] Там же, с. 518.
[6] Там же, с. 520.
[7] Корнышева И.Р. Там же.
[8] Сергий Трубачёв, диакон. Избранное... С. 521.
[9] Серегина Н.С. Стихиры Сергию Радонежскому как памятник отечественного песнотворчества
[10] Там же.
[11] Там же.
[12] Там же.
[13] Там же.
[14] Диакон Сергий Трубачёв Полное собрание богослужебных песнопений в 2-х томах. М.: Благо, 2011, т. 2 с. 326, ноты с. 61—92.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра