В 2014 году Россия и весь православный мир отмечают 700-летие со дня рождения преподобного Сергия. Наверное, есть какая-то непостижимая тайна в том, что такие духовные светочи приходят на русскую землю в самые тяжелые ее времена, тогда, когда они жизненно необходимы русскому народу, русской земле. В.О. Ключевский, один из крупнейших русских историков писал: «Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч. Русские люди 14 века признали это действие чудом, потому что оживить и привести в движение НРАВСТВЕНОЕ ЧУВСТВО НАРОДА, поднять его дух выше его привычного уровня — такое проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным, творческим актом». Преподобный Сергий за свои духовные подвиги кроме прочих даров стяжал от Бога «дух мирен» и примерами своей жизни показал, что такое истинное МИРОТВОРЧЕСТВО. О Сергии Радонежском как о миротворце сохранились известия в Летописях Нижегородской земли, а также в «Житиях святых, изложенных по руководству Четьих-Миней св. Дмитрия Ростовского». Эти сведения интересны и актуальны сегодня, в годину междоусобиц на территориях, примыкающих к России с юга. Благодаря этим сведениям, мы узнаем о деятельном участии Сергия в умиротворении враждующих сил и принятии решительных действий для предотвращения дальнейшего конфликта.
Увещание князя Олега. Фреска Южного притвора
Троицкого Собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
В смутное и лихое время жил Сергий: читая летописные сказания, то и дело встречаешь известия, что такой-то князь приехал в Орду добывать себе титул великокняжеский, другой разорил или совсем отнял удел соседа, третий подговорил Литву и тех же татар идти ратью на Москву. В 1358 году — Сергий убеждает ростовского князя Константина не выступать против Москвы. Более того, «князь Константин обязался после сего быть в совершенной зависимости от великого князя Московского».
Проходит год и пустынник-примиритель снова пешком отправляется в путь, в Нижний Новгород. В те времена княжество Новгородское «крепко стояло» и в сотоянии было соперничать с Москвой. Между братьями Дмитрием и Борисом Константиновичами начались распри: Дмитрий требовал княжения в Нижнем «по-старшинству». Но Борису при поддержке ханов Ордынских удалось отстоять право на власть. Между тем, в орду съездил также и сын Дмитрия старшего и выпросил отцу ярлык на княжение землей Владимирской, которая тяготела к Москве. Но от этого ярлыка Дмитрий отказался, Уступая его Москве и продолжая настаивать на владение Нижним Новгородом. Московский князь Дмитрий Иванович (ему было всего лет, но он находился под мудрым духовным руководством митрополита Алексия) послал в нижний послов, чтобы «братья помирись и разделили вотчину. Но Борис ответил высокомерным отказом: «князей судит только Бог. Князь знает только хана, который утвердил за ним княжение и больше подчиняться никому не желает!» И тогда «Преподобный Сергий игумен по Митрополичю слову Алексиеву и Великого Князя Дмитрия Ивановича церкви вся затвори». Сергий прозревает злую кончину Бориса и его детей. Борис вынужден был покориться, тем более что из Москвы под начальством его брата Дмитрия Суздальского пришла сильная рать. И Борис вышел навстречу брату с повинной (1365 год).
Благословение Дмитрия на решительное сражение против татар на Куликовом поле — тоже один из ярких примеров миротворчества преподобного Сергия. Междоусобицы, начавшиеся в Орде, помогли нашему Отечеству собрать все силы в единый кулак, начать объединяться вокруг Москвы. Но сомнения все же не покидали Дмитрия: войско Мамая было сильно и многочисленно. Пророчество Сергия о победе, его духовное наставничество и присутствие Пересвета и Осляби ободрило и придало уверенность князю Дмитрию. Святой игумен укреплял мужество князя и воинов и во время самой битвы. Сергий обладал даром пророчества, прозревал чувства и мысли людей и, поэтому, «послал грамоту князю Дмитрию, благословение Святой Троицы и Богородичную просфору». Он стоял на молитве все время, пока шла битва, сообщал то, что видел своим внутренним взором и первым возвестил о победе русского войска.
В 1385 году Сергий в качестве посла-миротворца отправляется в Рязань вместе со старейшими боярами. «Чудный старец долго беседовал с князем о спасении души, о мире и о любви, и своими тихими, кроткими, богоуветливыми речами привел его в умиление , уговорил Олега заключить вечный мир с великим князем Дмитрием».
Подписью Преподобного скреплена духовная (грамота) московского князя. «В этой духовной навсегда был установлен порядок владения престолом великокняжеским: власть великокняжескую должен был наследовать от отца сын». Новый принцип престолонаследия положил конец княжеским распрям и стал основой российской государственности.
Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра