Преподобный Серафим Саровский и Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Благодать Господа нашего Иисуса Христа
открылась во мне обильно
с верою и любовию во Христе Иисусе
(1 Тим. 1:14)

Со времен крещения Руси православная вера является синонимом, воплощением всего русского, национального. Именно поэтому в годы бедствий и тяжелых испытаний русский народ устремлял свои взоры на святых и подвижников благочестия, ожидая от них помощи, воодушевления, обретая в них утешение, укрепление и мужество. Среди таких посланников Божиих на Русской земле особо почитаемыми явились преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский.

Прп. Сергий Радонежский и прп. Серафим Саровский
Прп. Сергий Радонежский и прп. Серафим Саровский

«Печальники земли Русской»

Почему же именно эти святые старцы стали символом русского православия? Почему их считают особыми молитвенниками за нашу землю, называют печальниками земли Русской?

Ф.М. Достоевский писал: «Для смиренной души русского простолюдина, измученной трудом и горем, а главное всегдашней несправедливостью и всегдашним грехом, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения как обрести святыню или святого, пасть пред ним и поклониться ему»[1]. Преподобные Сергий и Серафим явились именно такими старцами, избранниками Христовыми. Более того, они представляют собой чрезвычайное, удивительное явление Русской Православной Церкви. Своей жизнью и подвигами стяжав благодать Божию, преподобные оказали огромное влияние на духовную жизнь России. Это влияние ощутили на себе не только их ближайшие современники, но и продолжают ощущать многие поколения потомков.

Преподобный Серафим явился не просто духовным наследником, последователем преподобного Сергия, но и в каком-то смысле его отражением. Если ученики преподобного Сергия создали множество общежительных мужских монастырей, то с именем преподобного Серафима связан период расцвета на Руси женского монашества. Преподобный Сергий находился под особым покровительством Бога, а преподобный Серафим удостоился особого избранничества Матери Божией. Оба подвижника прошли многолетний подвиг молитвенного уединения в пустынном лесу, оба являются воплощением любви, добра и единения во Христе. Во всей полноте это отразилось в создании преподобными обителей, посвященных Пресвятой Троице, являющей Образ единства в Любви. День Пресвятой Троицы, Пятидесятница — это день рождения Церкви, день всеобщего единения в Боге. И основанные святыми старцами обители Пресвятой Троицы также имеют великую объединяющую силу. Эти монастыри объединили не только иноков — они стали центром всей русской государственности, центром русского православия, его духовным оплотом.

Преподобный Антоний (Медведев) и святитель Филарет (Дроздов)

Неразрывная духовная связь преподобного Серафима и преподобного Сергия, несмотря на разделение временем, красной нитью проходит через историю Дивеевской и Троице-Сергиевой обителей. Один из ярких тому примеров — история жизни преподобного Антония (Медведева), который почти полвека был наместником Лавры. Отец Антоний почитал старца Серафима как святого еще при жизни. Он лично был свидетелем необыкновенных духовных дарований старца Серафима — его прозорливости и исцелений, помощи и утешения.

Преподобный Антоний (Медведев)
Преподобный Антоний (Медведев)

Принять монашество Андрей Медведев решил под влиянием настоятельницы Арзамасской Алексеевской женской общины игумении Олимпиады (Стригалевой), с которой он находился в духовном общении. В 1818 году Андрей стал послушником в Саровской пустыни. Это была та самая пустынь, в братство которой за сорок лет до этого вступил юный Прохор Мошнин и где он принял постриг с именем Серафим. Уже после того как отец Антоний был назначен строителем Высокогорской пустыни, а преподобный Серафим разрешил свой обет молчания, будущий лаврский наместник по нескольку раз в год посещал Саровскую обитель для беседы со старцем. В январе 1831 года отец Антоний в очередной раз отправился в Саров за советом к преподобному Серафиму. На сей раз его привела к подвижнику особенно важная причина, а именно — неотвязные мысли о скорой кончине. Преподобный Серафим тогда сказал своему собеседнику: «Не так ты думаешь, радость моя, не так. Промысл Божий вверяет тебе обширную Лавру». В это время еще был жив наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Афанасий (Федоров), и не было речи о замещении его должности. Но преподобный Серафим за два месяца до его кончины предсказал назначение отца Антония в Троице-Сергиеву обитель.

Святитель Филарет Московский
Святитель Филарет Московский

И вот в понедельник первой недели Великого поста отец Антоний получает от митрополита Московского Филарета (Дроздова) письмо с приложенным к нему конвертом, адресованным епископу Нижегородскому Афанасию. В этом письме митрополит Филарет предлагал отцу Антонию занять должность наместника Троице-Сергиевой Лавры, ставшую вакантной после кончины отца Афанасия, а Нижегородского владыку просил о скорейшем увольнении отца Антония от должности строителя Высокогорской пустыни и отправлении его в Москву. В начале письма приводится один интересный факт: прежде нежели митрополит Филарет решился предложить вакантное место малоизвестному настоятелю дальнего монастыря, с которым владыка встречался до этого лишь один раз — в 1824 году, к нему пришел некий странник, который прямо указал на отца Антония как на наместника Лавры.

Мощи прп. Антония (Медведева) находятся в Трапезном храме рядом с пределом прп. Серафима
Мощи прп. Антония (Медведева) находятся в Трапезном храме рядом с приделом прп. Серафима

В дальнейшем через архимандрита Антония святитель Филарет ближе познакомился с жизнью, наставлениями и чудесами преподобного. В своих письмах он неоднократно обращался к поучениям и примеру старца Серафима. Святитель во всем поддерживал наместника Лавры отца Антония, вместе они неоднократно помогали дивеевской общине, поддерживали саровских монахов. В 1842 году под «прямым влиянием преподобного Серафима через архимандрита Антония»[2], неоднократно говорившего митрополиту Филарету о своем желании безмолвия и удаления от мирской суеты, при Лавре был основан Гефсиманский скит. Скитский храм освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы в память об особом почитании саровским старцем Божией Матери, а Устав скита был составлен по образцу Саровской пустыни.

До конца своих дней митрополит Филарет и архимандрит Антоний трепетно и с почтением относились к преподобному Серафиму. Известно, что лаврский наместник благоговейно хранил прижизненный портрет старца. Последний же за неделю до своей кончины вручил одному из саровских иноков финифтяный[3] образ преподобного Сергия со словами: «Сей образ, присланный мне честным архимандритом Антонием, наместником святой Лавры, от мощей преподобного Сергия, наденьте на меня, когда умру, и с ним положите меня в могилу».

Лаврские жизнеописатели преподобного Серафима

Лаврские жизнеописатели преподобного Серафима

Известно, что преподобный Серафим дал преподобному Антонию (Медведеву) заповедь принимать к себе саровских монахов и не забывать дивеевских сирот. Следуя этому завету, отец Антоний с радостью принимал в братию Лавры саровских постриженников. Среди таких постриженников были и первые жизнеописатели преподобного Серафима — архимандрит Сергий (Васильев), игумен Георгий (Иванов) и иеромонах Авель (Ванюков), несший послушание при мощах преподобного Сергия.

Отец Сергий (в миру Степан Васильев; 1795–1861), отставной губернский секретарь, в 1818 году поступил в Саровскую пустынь, где подвизался в иночестве под руководством старцев-подвижников Марка и Серафима. Имея склонность к литературным занятиям, отец Сергий еще в Сарове начал вести записи о жизни и подвигах саровских старцев, особенно двух своих учителей. Живя в Лавре, он привел в порядок свои записи и уже в 1837 году составил жизнеописания обоих старцев.

Однако издательская история жизнеописания преподобного Серафима Саровского оказалась очень трудной и длинной, несмотря на поддержку святителя Филарета и преподобного Антония. Рукописи жития преподобного Серафима пришлось пройти через руки нескольких иерархов, прежде чем она появилась в печати. Сначала в 1839 году в Лавре вышло «Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка», в которой схимонаху Марку были посвящены первые 10 страниц, остальные 64 страницы занимали «Духовные наставления отца Серафима». Затем, в 1841-м, в Москве за подписью «I. C.» (иеромонах Сергий) было издано «Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника» — первое жизнеописание преподобного Серафима.

Преподобный Серафим Саровский и Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Через три года после выхода в свет этого жизнеописания в санкт-петербургском журнале «Маяк» были опубликованы «Сказания о жизни и подвигах старца Серафима, иеромонаха Саровской пустыни и затворника, извлеченные из записок ученика его». Эта книга была допущена к печати в июле 1844 года. Имя автора стало известно только после публикации писем святителя Филарета к преподобному Антонию (в 1877–1884 гг.), из которых следовало, что автор данного жизнеописания проживал в Спасо-Вифанском монастыре при Троице-Сергиевой Лавре. Им оказался еще один бывший насельник Саровской пустыни, иеромонах Георгий (в миру Гурий Иванов; 1797–1866).

Отец Авель также занимался литературным трудом, собирая материалы по истории Саровской обители и сказания о ее старцах и подвижниках. Им была составлена книга «Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся», которая издавалась трижды: первый раз в 1853 году, третий — в 1865-м. В этом последнем издании находится не имевшееся в первом издании краткое сказание о жизни старца Серафима, Саровского подвижника, с приложением его духовных наставлений и хорошо сделанного изображения. Сказание это, составленное отчасти по книге архимандрита Сергия, содержит дополнения, представляющие особенную ценность, потому что некоторые из них, очевидно, записаны со слов или даже изложены самим наместником Лавры архимандритом Антонием.

Еще одним жизнеописателем преподобного Серафима, духовно связанным с Лаврой, явился священномученик Серафим (Чичагов). Он принял постриг в Троице-Сергиевой обители и до назначения на должность настоятеля Спасо-Евфимиевого Суздальского монастыря в течение года был в числе лаврской братии. Митрополит Серафим, тогда еще архимандрит, собрал великое множество различных сведений о жизни и чудесах преподобного Серафима Саровского и систематизировал их в хронологическом порядке. Результатом этого труда явилась «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», которую он в обход Синода передал Николаю II. После этого вопрос о канонизации преподобного (которая, как известно, проходила сложно) сдвинулся с мертвой точки. Примечательно, что в трагические дни закрытия Лавры в начале ноября 1919 года будущий священномученик находился в Сергиевом Посаде, 6 ноября в храме Черниговского скита Лавры им была совершена малая вечерня и молебен перед иконой преподобного Сергия.

30 ноября 1937 года митрополит Серафим был арестован. При аресте у него были изъяты рукопись второго тома «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», книги, музыкальные произведения, иконы, облачения. Один из свидетелей по его делу показал, что митрополит Серафим, будучи верным заветам преподобных Сергия и Серафима, говорил: «И раньше были гонения на христианство, но чем они кончались, торжеством христианства, так будет и с этим гонением — оно тоже кончится, и Православная Церковь снова будет восстановлена, и православная вера восторжествует»[4].

На следующий день после мученической кончины наместника Лавры преподобномученика Кронида (Любимова), 11 декабря 1937 года, священномученик митрополит Серафим (Чичагов) был расстрелян на Бутовском полигоне.

Ранние почитатели преподобного Серафима в Лавре

Во время одной из моих встреч с заслуженным профессором Московской духовной академии Константином Ефимовичем Скуратом и его супругой Марией Константиновной я узнал о традиции почитания преподобного Серафима задолго до его официального прославления. Семья Константина Ефимовича была близко знакома с Ольгой Серафимовной Дефендовой. Ольга Серафимовна являлась секретарем и личным помощником митрополита Макария (Невского), приняла от него тайный постриг с именем Серафима. По ее просьбе к Святейшему Патриарху Алексию I состоялось обретение святых мощей митрополита Макария и перенесение их в Лавру в 1957 году, и с тех пор она неотступно пребывала в Лавре у гробницы святителя.

Ольга Серафимовна Дефендова
Ольга Серафимовна Дефендова

Ольга Серафимовна происходила из старинного тамбовского дворянского рода. Ее дедушка и бабушка были людьми благочестивыми, но все родившиеся в их семье мальчики умирали младенцами. Родители, которым это казалось каким-то особым наказанием от Бога, усердно молились, чтобы Господь послал им сына. И вот однажды во сне дедушка увидел дивного старца, который сообщил, что скоро на свет появится мальчик, и велел назвать его своим именем, и тогда ребенок останется жив. Проснувшись, дедушка понял, что приснившийся старец — не кто иной, как почитаемый в их семье саровский подвижник Серафим. Но как можно дать младенцу имя непрославленного подвижника? Для разрешения этого вопроса дедушка Ольги Серафимовны отправился в Тамбов к архиерею, и тот благословил назвать сына Серафимом, но до канонизации старца святым покровителем считать Серафима из лика Небесных Сил. Родившийся младенец, отец Ольги Серафимовны, после крещения остался жив и здоров и был великим утешением для родителей. С тех пор вся семья Дефендовых еще больше стала любить и почитать саровского старца.

Лаврские старцы Серафимы

В жизни лаврского подвижника ХХ века архимандрита Серафима (Шинкарева) также прослеживается связь между преподобным Серафимом и обителью преподобного Сергия. Отец Серафим стал насельником Троице-Сергиевой Лавры в 1947 году. Он был человеком деятельным, внимательным к духовным нуждам людей и великим молитвенником. «Отец Серафим даже внешне напоминал преподобного Серафима Саровского. Хотя он был немногословным человеком, но народ к нему тянулся», — вспоминает митрополит Тульский и Ефремовский Алексий (Кутепов), бывший наместником Троице-Сергиевой Лавры с 1984 по 1988 год[5]. Во время Великой Отечественной войны отец Серафим сумел дважды собрать большие денежные суммы, которые пожертвовал на формирование танковой колонны «Димитрий Донской», создававшейся по инициативе Московской Патриархии на средства верующих и переданной в 1944 году танковым войскам СССР.

Однажды он сказал маме двадцатилетней студентки медицинского института Александры Конковой, будущей игумении Сергии, настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря, что та будет монахиней. Впоследствии он стал ее духовным отцом. Сама матушка вспоминала о нем: «…Мой будущий духовник архимандрит Серафим (Шинкарев)… поступил в Лавру и больше никогда не выходил за пределы обители… У него был дар рассуждения. Сила его духа была такова, что Господь открывал ему многие тайны. Бывали случаи, что придешь к нему, а батюшка молится, и пока ожидаешь, все твои вопросы разрешаются. Отец Серафим молился о своих духовных чадах, и все ему было открыто»[6].

Имя преподобного Серафима получил при пострижении в великую схиму выдающийся лаврский подвижник архимандрит Петр (Семеновых), возродивший школу старчества в Лавре после ее открытия в 1946 году, трижды удостоившийся видения Божией Матери. Под его духовным руководством возрастали такие известные старцы, как архимандрит Кирилл (Павлов), архимандрит Наум (Байбородин), схиархимандриты Пантелеимон (Агриков) и Иоанн (Маслов), игумен Косма (Алехин), а также многие другие подвижники благочестия ХХ столетия.

Трапезный храм Троице-Сергиевой Лавры. Справа придел прп. Серафима Саровского.
Трапезный храм Троице-Сергиевой Лавры. Справа придел прп. Серафима Саровского.

Начиная с 1950-х годов в Лавре отмечается престольный праздник в честь преподобного Серафима Саровского: Святейший Патриарх Пимен, будучи наместником Лавры, устроил в Сергиевском Трапезном храме два придела — преподобного Серафима и святителя Иоасафа Белгородского. Удивителен тот факт, что мощи этих святых хранились в архивах музея религии и атеизма в Казанском соборе Ленинграда. Чудом там уцелевшие, они были вместе обретены в самом начале 1990-х годов и возвращены Церкви. Таким образом, устроение в Лавре двух приделов в одном храме явилось как бы предзнаменованием грядущего обретения мощей святых подвижников. А появление в Лавре придела в честь саровского старца еще раз подтверждает крепкую и неразрывную связь между двумя самыми любимыми и почитаемыми на Руси святыми угодниками Божиими — преподобным Сергием Радонежским и преподобным Серафимом Саровским. Связь эта не прервется вовеки, как вовеки не погаснет теплая любовь к ним в людских сердцах.

Преподобные и богоносные отцы наши Сергие и Серафиме, молите Бога о нас!

Иеромонах Пафнутий (Фокин)
15.01.2022


[1] Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Наброски автобиографического и публицистического характера / Сост. и коммент. С.В. Жожокашвили. М.: Слово, 2004. С. 30.

[2] См.: Роберт Л. Николс. Святитель Филарет, митрополит Московский, и основание Гефсиманского скита // Филаретовский альманах. Вып. 4. М.: ПСТГУ, 2008. С. 265.

[3] Финифть — это изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке.

[4] Цит. по: Да будет воля твоя. Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2003.

[5] Все преодолимо, когда Господь с тобой // Православие.Ru [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/117418.html.

[6] Прихожанин: православный интернет-журнал [Электронный ресурс]. URL: https://prihozhanin.msdm.ru/home/pogovorit/1395-v-diveeve-vsem-upravlyaet-tsaritsa-nebesnaya.html.



1 августа 2023

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.