Подлинный расцвет древнерусской живописи неразрывно связан с творчеством гениального русского иконописца Андрея Рублева. Именно он поднял церковное искусство конца XIV - начала XV веков на такую высоту, которой могли бы позавидовать величайшие мастера Западного Возрождения. Именно этому русскому иноку удалось достичь такого совершенства в исполнении канонических православных сюжетов иконописи, что имя его стоит и поныне в ряду самых замечательных живописцев мира. Именно этому, по всей вероятности, очень скромному в обыденной жизни человеку, суждено было быть окруженным столь великой славой, что его считали чуть ли не идеальным типом иконописца.
Преподобный Андрей Рублев
Наверняка Андрей Рублев был хорошо знаком с творчеством Феофана Грека, наверное, не раз дивился его смелой и взрывной живописи, вероятно, не единожды беседовал о своем искусстве с маститым греческим мастером.
Но византийская манера беспокойного грека не нашла отклика в душе русского художника, его произведения от начала до конца были чисто русскими, выражали национальный характер и национальные идеи, "его творчество лиричнее, мягче, душевнее феофановского" [1].
Вся жизнь Андрея Рублева была связана с Москвой и ее ближайшими городами. В 1405 году он вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля, затем в 1408 году с Даниилом Черным-Успенский собор во Владимире, а в 1424-1426 годах - Троицкий собор в Троице-Сергиевском монастыре [2].
Именно в это время, вероятно, и была написана его знаменитая на весь мир "Троица", которую долгое время считали единственным достоверно принадлежащим кисти Рублева произведением. Однако в 20-х годах нашего века была расчищена часть фресок в Успенском соборе Владимира, из села Васильевского привезены иконы деисусного чина из того же Успенского собора, а в монастыре Звенигорода под Москвой обнаружены три иконы так называемого Звенигородского чина.
Так что теперь, после расчистки и реставрации вновь найденных работ гениального мастера, можно составить более полное представление о его творчестве. Но даже если бы и не было обнаружено всего этого уникального наследия, если бы Рублев по-прежнему оставался автором одной только "Троицы", то и тогда бы имя его было навеки вписано золотыми буквами в книгу бессмертных авторов мировых шедевров, достигших поистине божественных высот в своем творчестве.
Как известно, Стоглавый собор 1551 года, созванный Иваном Грозным для упорядочения церковных дел, рекомендовал живописцам писать святые иконы "како греческие иконописцы писали и как писал Ондрей Рублев и прочие пресловущие живописцы" [3].
Летописи по-разному говорят о жизни и кончине этого прославленного мастера. На основе их кратких записей можно установить, что вместе со своим "спостником" Даниилом Черным Андрей Рублев был приглашен для выполнения иконописных работ в Андроников монастырь в Москве и стал иноком этой обители. В ней он и скончался около 1427 года, но могилы его не найдено.
Вероятно, до вступления в Спасо-Андроников монастырь Рублев был монахом Троицкой обители, основанной преподобным Сергием Радонежским в 1345 году в семидесяти километрах от Москвы [4].
Имя Рублева упоминается в летописях в первый раз в связи с росписью Благовещенского собора Московского Кремля, где он работал вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца.
В 1408 году Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным расписывал Успенский собор во Владимире: ..."Мая начала бысть подписывати великая и соборная церкви пречистаа Володимерьская, повелением великого князя Василия Дмитриевича, а мастеры Данило иконник, да Ондрей Рублев" [5].
Среди искусствоведов идут споры о том, кто был учителем Рублева. Одни говорят — Данило-иконник, другие отрицают это, ссылаясь на то, что Данило, хоть и был старше Андрея Рублева, но назывался все-таки "сопостником", товарищем, вместе с которым Рублев собрал дружину иконописцев для росписи Успенского собора во Владимире. Скорее всего, его учителем был тот самый Прохор с Городца, вместе с которым украсили Благовещенскую церковь и который в летописи именуется "старцем" [6].
Возможно, Прохор с Городца был, как и Рублев, монахом Троице-Сергиевской обители и взял себе в ученики чернеца Андрея, а потом забрал его с собой в Москву для работы в Благовещенском соборе.
Конечно, влияние Феофана Грека на русского иконописца было огромно. Наверное, удивлялся он мастерству этого "философа зело хитрого", восторгался его быстрой и точной кистью, страстностью и силой его образов.
Но, как пишет искусствовед М.В. Алпатов, Рублева "смущало то, что герои его — отягощенные жизненной мудростью и убеленные сединами старцы - не в состоянии преодолеть внутреннего разлада, что при их постоянной готовности к покаянию и отречению они пребывают во власти гордыни. Его не могло удовлетворить то, что в произведениях Феофана почти не ветречается образов безмятежной радости, женственной грации, юношеского чистосердечия. Его тревожило и то, что образы Феофана производят призрачно-зыбкое впечатление, словно они озарены вспышками молнии, им не хватает ласкающей глаз ясности и гармонии форм" [7].
Как известно, после преподобного Сергия, умершего в 1392 году, игуменом обители стал Никон Радонежский, свято чтивший традиции своего духовного наставника [8]. При нем Троице-Сергиевский монастырь был основательно разрушен полчищами хана Едигея, вновь напавшими на Русь в 1408-1409 году. Никон желал как можно скорее восстановить поруганную обитель Сергия, и незадолго до своей кончины "побеждаем великим желанием, верою и в сем пребывая непреложен, еже узрети своими очима церковь сврьшенну и сим украшену, сбирает скоро живописцы, Даниил именем и Андрей, - спостник его, и некиих с ними..." [9].
Никон боялся умереть, не увидев восстановленный Троицкий собор, и торопил живописцев с росписью его. В одной из летописных записей говорится:
"... чюдно, како исполнися желание преподобного отца настоятеля Никона, умолени то быша от него чюднии добродетелнии старци живописцы, Даниил и Андрей предпомянутый, иже присно духовно братство и любовь к себе велику стяжавше и яко украсиша подписанием церковь сию..."[10].
Вторая Софийская летопись рассказывает о том же более подробно.
"Прошло немного времени, и Никон собрал совет благой с братией о том, как воздвигнуть храм святой Троицы каменный. И всемогущий Бог желанию его способствовал. Никон воздвиг церковь прекрасную во хвалу своему отцу Сергию и многими добротами убрал ее. Но, видя, что она росписями не расписана, Никон очень сокрушался духом, стремясь и ими украсить ее, но некоторые братья возбраняли тому из-за прискорбной скудности монастыря. Но преподобный Никон непреклонно хотел узрети своими очами церковь совершенную и украшенную. И скоро он собрал живописцев, мужей изрядных вельми, всех превосходящих, в добродетелях совершенных - Данила именем и Андрея, сопостника его, и неких с ними. Спешно они творили свое дело, словно провидели духом свое скорое преставление от жизни сей. Но Бог помогал окончить дело преподобного, и работали они усердно и росписями чудными украсили церковь: могут они и ныне удивить зрящих всех. Последнее сие рукоделие и память себе преподобные оставили" [11].
В этой же летописи приводятся и сведения о смерти двух товарищей-иконописцев.
"После того вскоре смиренный Андрей оставил сию жизнь. Ему последовал и сопостник его Данило пречестный - Бог ему много лет даровал, и в старости честной он благой конец принял. Когда хотел Данил разрешиться от телесных уз, увидел он возлюбленного своего, прежде отошедшего Андрея, в радости призывающего его. Данил же, видя Андрея, исполнился веселия великого и исповедая братии, стоящей перед ним, пришествие сопостника своего и так в радостях дух свой Господу предал" [12].
Другие летописи опровергают известие о кончине Андрея Рублева в Троицкой обители и говорят о его последних годах в Спасо-Андрониковском монастыре. Его называют "иконописцем преизрядным, всех превосходящим в мудрости зелне, и седины Местные имея" [13].
Известно, что для Троице-Сергиевской обители Андрей Рублев написал свою знаменитую "Троицу" "в похвалу отцу своему Сергию ". О времени ее создания также нет точных сведений. Одни искусствоведы полагают, что наиболее вероятный год ее исполнения —1411, когда на месте захоронения преподобного Сергия была воздвигнута деревянная церковь. Другие считают, что "Троица" написана позже, в 20-х годах XV века, когда на месте деревянной церкви был построен каменный Троицкий собор [14].
Но как бы то ни было, икона оказалась в этой новой каменной церкви и находилась там в течение ряда веков, пока не была передана в Третьяковскую галерею.
Тема Троицы стала необычайно популярна на Руси во второй половине XIV века; в это время появилось особенно много икон на этот сюжет. Именно Троице посвятил свою обитель преподобный Сергий Радонежский и поставил там Троицкий храм, "дабы воззрением на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего" [15].
Троице посвящали новые обители многочисленные ученики Сергия, разошедшиеся по всей Руси, ибо святая Троица для них знаменовала единство и согласие.
Учение о Святой Троице, вера в троичность Божества - основополагающие в Церкви. Бог триедин, Он предстает в трех Лицах, или трех Ипостасях: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Иконописный сюжет Троицы непосредственно связан с Библейской Книгой Бытия, где повествуется о том, как к старцу Аврааму, сидящему перед своим шатром у Мамврийского дуба, явились трое прекрасных юношей. Авраам и его жена Сарра оказали им всяческое гостеприимство: закололи тельца, испекли свежий хлеб и угощали странников под сенью дуба. За трапезой, во время беседы Аврааму было предсказано, что у него и его жены Сарры родится сын Исаак.
На иконах Пресвятой Троицы обычно изображаются три ангела, которые сидят за столом на фоне здания, Мамврийского дуба и горок. На столе - чаша с вином и еда. Часто средний ангел протягивает к чаше руку. Внизу Авраам или юноша-слуга, закалывающий тельца. Могут быть изображения Авраама и Сарры, подающих угощение; они же могут находиться за столом среди ангелов.
На иконе Андрея Рублева, которую он написал "в похвалу преподобному Сергию Радонежскому", нет бытовых деталей: отсутствуют фигуры Авраама и Сарры, нет сцены с закалыванием тельца, на столе - лишь одна жертвенная чаша. Традиционный библейский сюжет, воплощающий идею троичности Божества, исполнен на высочайшем художественном и философском уровне. Икона, в которой нет ни действия, ни движения, полна одухотворенности, высокой просветленности и торжественного покоя.
Художник представил здесь величие высокой жертвенной любви, когда Отец посылает Своего Сына на страдания за человечество, и вместе с тем готовность Сына, Иисуса Христа, пойти на страдания, принести Себя в жертву людям. Кроме того, образ Троицы еще по толкованию византийцев - не только воплощение триединого Божества, но и символ веры, надежды и любви.
Отмечая очарование иконы, величайшую гармонию и трепетность воплощения широко распространенного сюжета, особую певучесть ее красочного колорита, искусствовед В.Н. Лазарев отметил, что Рублев "взял краски для своей иконы не из сумрачной византийской палитры, а из окружающей его природы с ее белыми березками, зеленеющей рожью, золотистыми колосьями, яркими васильками" [16].
По наблюдениям реставраторов, икона прорисовывалась трижды: в начале XVI века; в конце XVIII века одновременно с ремонтом других икон иконостаса Троицкого собора; а также в XIX веке [17].
Таким, каким мы видим это величайшее произведение сейчас, оно предстало только в 1919 году, когда была закончена его расчистка. Освобожденный от потемневшей олифы и позднейших прорисовок, этот шедевр Андрея Рублева хранится в собрании Третьяковской галереи, а вместо него в местном ряду иконостаса Успенского собора лавры находится копия.
Напоминающая переложенную на язык живописи музыку, рублевская "Троица" воплощает извечные мечты народа о всеобщей человеческой любви, мечты о мире и согласии. Законченная гармония, одухотворенность, певучесть красок делают это произведение одним из самых совершенных творений не только древнерусской живописи, но и вообще средневекового искусства.
Имя Андрея Рублева стоит особняком среди имен других иконописцев Древней Руси. Оно издавна окружено всеобщим почетом; на протяжении шести веков оно служило как бы символом древнерусского изографа, прославляющего в своих творениях Божественное начало в мире и человеке.
Насколько ценились иконы этого живописца, видно из того факта, что еще преподобный Иосиф Волоцкий, желая примириться с тверским князем Федором Борисовичем, "начат князя мздою утешати, и посла к нему иконы Рублева письма и Дионисиева" [18].
Об иконах Андрея Рублева не существует никаких особых легенд; о них не говорится, будто они создавались при участии небесных сил, подобно неизвестным нам творениям первого русского иконописца Алипия; им не приписывалось никаких чудотворений. И тем не менее "Троица" Рублева — это одна из главных русских святынь.
Отвечая на вопрос, почему так ценились в древности и так ценятся сейчас произведения этого мастера, искусствовед М. Алпатов пишет: "Люди угадывали в его работах ни с чем не сравнимое очарование, которое составляет удел только созданий гениев. Гордились Рублевым, ценили его шедевры, радовались тому, что владели ими, и через него приобщались к высокому художественному созерцанию. Своим искусством Рублев поднимал человека" [19].
Источник: Т.С. Еремина. Мир русских икон и монастырей. История, предания. - М., Международная академическая издательская компания «Наука», 1998.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого. - M.-Л, 1962. С. 128.
[2] Там же. С. 127.
[3] Стоглав. - СПб., 1863. С. 122.
[4] Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. - М., 1966. С. 9.
[5] ПСРЛ. Т. 5. С. 257; т. 8. С. 81-82.
[6] Лазарев. Андрей Рублев... С. 14-15.
[7] Алпатов М. Андрей Рублев. - М., 1972. С. 8.
[8] Лазарев. Андрей Рублев... С. 10.
[9] Успенские М. и В.И. Заметки о древнерусском иконописании. - СПб., 1911. С. 38.
[10] Лазарев. Андрей Рублев... С. 75.
[11] Рассказы русских летописей XV-XVII веков. - М., 1976. С. 39-40.
[12] Там же. С. 40.
[13] Лазарев. Андрей Рублев... С. 76.
[14] Там же. С. 33.
[15] Там же. С. 34, прим. 64.
[16] Там же. С. 41.
[17] Там же. С. 82.
[18] Собко Н.П. Словарь русских художников... - СПб., 1893. Т. I, вып. 1. С. 171.
[19] Алпатов. Андрей Рублев. С. 129.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра