Преподобномученик Валентин (Лукьянов), иеромонах, † 1940

Преподобномученик Валентин (в миру Василий Яковлевич Лукьянов) родился 2 августа 1875 года в Калужской губернии[1] в семье крестьянина Иакова Лукьянова. Образование Василий получил в церковно-приходской школе. Был женат, имел троих детей, но вскоре после рождения последнего ребенка Василий Яковлевич овдовел. В 1906 году он поступил в Троице-Сергиеву Лавру, 26 мая 1908 года был зачислен в послушники и, как имевший прекрасные музыкальные и певческие дарования, был определен на клирос. 7 ноября 1915 года Василий принял постриг в монашество с именем Валентин.

В марте 1920 года, после закрытия Лавры, настоятель Пятницкой церкви архимандрит Вассиан (Пятницкий) и приходской совет храма ходатайствовали перед Патриархом Тихоном о зачислении монаха Валентина на должность псаломщика к Пятницкой церкви и о рукоположении его в сан иеродиакона. Патриарх Тихон запросил мнения наместника Лавры архимандрита Кронида (Любимова); тот ответил, что не возражает против зачисления монаха Валентина псаломщиком, но согласиться с его рукоположением во иеродиакона не считает возможным.

В сентябре 1920 года архимандрит Вассиан вновь обратился к Патриарху с ходатайством, в котором писал, что в приходе, который он возглавляет, «много совершается различных треб как в церкви, так и в домах прихожан, и совершать все эти требы приходится... одному, что при болезненном состоянии моем для меня весьма тяжело... Я имею смелость возобновить мое ходатайство о монахе Валентине, который, не будучи официально причислен к причту нашей церкви, в течение всех минувших летних месяцев добровольно, усердно, аккуратно и безмездно принимал участие (в качестве чтеца и певца) в совершении как службы, так и треб...».

Патриарх согласился удовлетворить ходатайство, и 20 сентября 1920 года в Крестовой церкви Троицкого подворья рукоположил монаха Валентина во иеродиакона к Пятницкой церкви. Через некоторое время иеродиакон Валентин перешел в Троице-Одигитриевскую Зосимову женскую пустынь, расположенную в Звенигородском уезде Московской губернии (в настоящее время Наро-Фоминский район).

11 ноября 1923 года Святейший Патриарх Тихон в церкви Московского Златоустовского монастыря рукоположил иеродиакона Валентина во иеромонаха к Введенской церкви села Котово. Некоторое время отец Валентин служил в Николаевском храме г. Наро-Фоминска, а после его закрытия в 1930 году перешел в храм г. Кунцево (ныне – в черте Москвы).

26 января 1933 года власти города Кунцева объявили о закрытии последнего храма в городе. Верующие, не согласные с этим решением, направили во ВЦИК ходатайство об отмене незаконного решения, под прошением подписались тысячи жителей города. «Храм наш, бывший ранее сельским, – писали они, – войдя с преобразованием Кунцева в город в черту последнего, в настоящее время является храмом городским. После закрытия в 1929 году Серафимовской церкви и в 1932 году Старо-Кунцевской... храм наш остается в городе Кунцеве единственным... и один обслуживает его население в несколько десятков тысяч человек. Мособлисполком, не учтя всего этого, закрытием нашего храма... оставляет город Кунцево совсем без храма и тем ставит жителей города в крайне ненормальное положение в отношении религиозных нужд... Мособлисполком, постановляя закрыть наш храм, упустил из виду одно, в высшей степени существенное обстоятельство, именно то, что при храме отведенное Кунцевским горсоветом кладбище – одно для всего города, обслуживающее его многотысячное население. Закрыть при таких условиях храм... это значит отнять у жителей города Кунцева возможность совершать молитвенные обряды при погребении умерших, которые так дороги для верующих...

Исполнительный орган общества верующих... просит Всероссийский центральный исполнительный комитет постановление Мособлисполкома о закрытии... храма отменить и оставить его в пользовании жителей города Кунцева как единственно пригодный и незаменимый другим храмом для удовлетворения их религиозных потребностей».

Власти отказались исполнить просьбу верующих, закрыли храм, а вместе с ним и кладбище. После закрытия храма отец Валентин перешел служить в Николаевский храм села Ромашково в Одинцовском районе Московской области.

26 ноября 1937 года сотрудники НКВД допросили в качестве свидетелей двух жителей города Кунцево, которые дали показания, что отец Валентин в один из июньских дней 1937 года беседовал с женщинами и сначала читал им какую-то религиозную книгу, а затем разъяснял; в разговоре он заявил, что мы живем теперь в такой период времени, когда православная вера и духовенство у советской власти не в почете. Коммунисты направляют все усилия к окончательному разгрому Православной Церкви, но верующие всеми способами должны этому противодействовать, распространяя слово Божие среди своих знакомых, укрепляя веру с надеждой на то, что этому тиранству придет конец.

В тот же день отец Валентин был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. На следующий день состоялся допрос, при котором ему были предъявлены обвинения в том, что он, «будучи священником, систематически использовал свое служебное положение для антисоветской деятельности» и распространял среди населения Кунцево «контрреволюционные клеветнические слухи о притеснении религии в Советском Союзе», но отец Валентин виновным себя не признал.

На этом следствие было закончено. 29 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Валентина к десяти годам заключения по обвинению «в контрреволюционной агитации и распространении провокационных слухов о притеснении духовенства». Он был отправлен в исправительно-трудовой лагерь Новосибирской области. 1 июня 1940 года иеромонах Валентин скончался и был погребен в безвестной могиле.

Определением Священного Синода от 24 декабря 2004 года иеромонах Валентин (Лукьянов) был причислен к святым Русской Православной Церкви в лике новомучеников и исповедников Российских. Память его совершается в Соборе новомучеников и исповедников Российских, а также в день его мученической кончины 19 мая / 1 июня[2].



[1]       По другим данным, преподобномученик Валентин (Лукьянов) родился 2 августа 1877 года в с. Мольково Московской губ., Звенигородского уезда.

[2]         Дамаскин (Орловский), игум. ... . Дополнительный том IV. С. 118–120.



2 июня 2025

< Назад | Возврат к списку

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек из числа лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.