Праздник существовал уже в IV в. Изначально он местно отмечался в Палестине со времени, когда имп. Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. В слове прп. Андрея Критского (635–680) на Преображение Господне термин «Преображение» рассматривается не только в догматическом смысле, но и в смысле действительного торжественного праздника Церкви. В VIII в. церковные песнописцы свв. Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили ряд стихир и каноны праздника.
Согласно евангельскому тексту событие Преображения произошло в феврале, за 40 дней до Пасхи, но Православная Церковь перенесла празднование на 19 августа для того, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. При этом на 40-й день после Преображения всегда празднуется Воздвижение Креста Господня.
Преображение Господне, описанное в Евангелиях, – таинственное явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе Фавор. Об этом событии сообщают все евангелисты, кроме Иоанна (Мф. 17:1–6, Мк. 9:1–8, Лк. 9:28–36).
В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов, и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещал некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28).
Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трех учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна – и взошел с ними на вершину помолиться. И апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9:32).
Во время молитвы Спаситель «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). При этом явились два ветхозаветных пророка - Моисей и Илия, - которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом, беседовавшего с двумя мужами. Увидев это, пораженный и испуганный Петр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9:5). После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «Встаньте, не бойтесь» (Мф. 17:7). Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогой Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9:9). Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.
Богословское толкование
Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества – Божественное и человеческое. Во время Преображения Божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам свт. Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами». Символично и явление пророков Моисея и Илии. По слову свт. Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Таким образом, гора Фавор представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два Завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих».
Традиции празднования
В Православной Церкви праздник принадлежит к числу двунадесятых, имеет день предпразднства и семь дней попразднства. Цвет богослужебных одежд в этот праздник – белый, символизирующий Божественный нетварный Фаворский свет.
В русской народной традиции Преображение называется вторым, или Яблочным, Спасом. Народное название праздник приобрел по причине того, что согласно Типикону в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды. Обычай освящать плоды – древний. Предписания о нем изложены в 3-м Апостольском правиле (срав.: 28-е прав. VI Всел. Соб.). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 19 августа было то, что на Востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды. Важнейшие из них – колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к Таинству Евхаристии, о чем говорится в молитве, читаемой над «гроздием».
В России, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки, как бы заменяющие собой виноград. Читается молитва «На освящение начаток овощей (плодов)».
Освящение плодов имеет и таинственно-символическое значение: в момент Преображения Господь показал новое обновленное состояние, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство и природа, она вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра