История Пятницкой и Введенской церквей, древнейших храмов Сергиева Посада, является неотъемлемой частью истории Троице-Сергиевой Лавры, основанной в 1-й пол. XIV в. прп. Сергием Радонежским.
В дальнейшем, начиная со времени Сергиева преемника прп. Никона, монастырь начинает приобретать вотчины благодаря всё более возрастающим вкладам. Начинается интенсивный рост монастырского хозяйства. Всё это требовало четкой и отлаженной системы управления, так как один келарь с помощником из числа братии уже не в состоянии был управляться с множество различных дел и попечений.
Так в монастыре начинают появляться монастырские слуги. Как пишет Е.Е. Голубинский, «слуги не были работниками или чернорабочими, как можно было бы подумать по имени, а именно чиновниками (работники же, или чернорабочие, назывались служебниками); они соответствовали дворянам и детям боярских государей и были совершенно то же, что дворяне и дети боярские у архиереев». Большое число слуг в монастыре было необходимо, прежде всего, для тех видов деятельности, которые представлялись затруднительными для лиц монашеского звания без помощи мирских чинов, например «прикащичество» в торговле, промыслах (солеварении, рыболовстве), также в землеустройстве и земледелии, хождении по судам и многих иных попечений, весьма обременительных для монашествующих. Монастырские слуги также занимались делопроизводством –
«письмоводительством», которое было в то время весьма объемным из-за «обширности хозяйства» Троице-Сергиева монастыря: так, Е.Е. Голубинский говорит о 96 письмоводителях в сер. XVIII в.
Для содержания монастыря слуги назначались «вотчинными надзирателями», или приказчиками, что было впоследствии утверждено Стоглавым Собором, запретившим отправлять монашествующих по селам и вменившим обязанность управления «добрым слугам» –
приказчикам.
По своему происхождению монастырские слуги были отчасти из приписных к монастырю крестьян (монастырь выбирал из них лучших и производил в слуги, или по-другому, в «служебники»), отчасти же из людей свободных и благородных –
из государевых служилых людей, которые вместо службы государю хотели по каким-либо причинам поступить на службу в монастырь.
Возникшее сословие монастырских слуг, или «архонтов», как их именует архидиак. Павел Алеппский, селилось, в основном, по левому берегу реки Кончуры к востоку от нынешних Введенской и Пятницкой церквей, вниз по течению (сейчас это ул. Митькина, бывшая ул. Нижняя), и образовало со временем так называемую Служнюю слободу –
возможно, уже во времена прп. Никона.
Последняя, постепенно увеличиваясь, разделилась на две слободы: Нижнюю (вышеупомянутая ул. Митькина), которая иначе называлась Чертольской слободой, или Чертольем, и Верхнюю (современная ул. Вифанская в Сергиевом Посаде). К кон. XVI в. в Служней слободе проживало 159 монастырских слуг, каждый из которых имел свое, зачастую довольно обширное, хозяйство.
Очевидно, что для жителей Служней слободы нужна была своя приходская церковь, в которой могли бы совершаться, в том числе, таинства и требы, неуместные в стенах монастыря. Как свидетельствует Е.Е. Голубинский, во времена прп. Никона (1392–
1428) была поставлена деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом вмц. Параскевы, нареченной Пятницей (память 10 ноября по новому стилю). Место, где была построена церковь, носило название Подола, или Дольнего места, из-за своего расположения в низине под г. Маковец с южной стороны монастыря. Как она выглядела в то время, нам неизвестно. Можно лишь предположить, что это была типичная для того времени небольшая деревянная церковь клетского типа. Богослужения и требы в ней, скорее всего, отправляли нанятые приходские священники. В качестве скромного приходского храма для монастырских слуг Введенская церковь просуществовала вплоть до 1-й пол. XVI в.
Почему церковь была посвящена именно Введению, остается неясным. Можно только предположить, что, поскольку территориально храм находился на подступах к Троицкому монастырю, «подоле», он мог служить своего рода «прологом», или «введением», но это не более чем предположение, документально ничем не подтверждаемое.
Однако вопрос, почему придел Введенской церкви, который вскоре стал центральным престолом отдельно стоящего храма, был посвящен св. Параскеве, несмотря на такое же полное отсутствие документальных свидетельств, оказывается более понятным. Дело в том, что на Руси издревле св. вмц. Параскева была почитаема наравне со свт. Николаем Чудотворцем. Об этом красноречиво свидетельствуют древние рукописи. Прямое подтверждение особому почитанию св. Параскевы находится в вопросе некоего игум. Афанасия к митр. Киприану (1390–
1405 гг.): «Следует ли или как следует поститься на Усекновение главы Иоанна Предтечи, на Воздвижение Честного Креста и в день святой Параскевы?»
Храмы во имя нее назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получили также небольшие придорожные часовни. Почему личность именно этой святой оказалась столь близкой русскому человеку, сказать непросто. Возможно, ответ в изначальной жертвенности Богу святой мученицы, что перекликается с осознанием народом-богоносцем своей особой миссии. Может быть, здесь просто духовная связь со святой, которую невозможно формализовать или обосновать. Так или иначе, но известно, что русское купечество почитало вмц. Параскеву своей покровительницей и строило вдоль торговых дорог храмы и часовни, чтобы сподручнее было, отложив на время мирские дела, зайти и помолиться о своих нуждах или, наоборот, поблагодарить за исполнение своих прошений.
Поскольку «архонты» монастыря, которых и была призвана окормлять церковь, имели самое непосредственное отношение к управлению имуществом монастыря, вполне можно предположить, что именно по их пожеланию и был освящен во Введенском храме, устроенном монастырем, придел св. вмц. Параскеве.
Можно также предположить следующее. Место, на котором была поставлена церковь, всегда было весьма оживленным –
это был перекресток дорог из Москвы в Переславль и Александрову слободу и дороги из Дмитрова и Ростова. Соответственно, представлялось разумным дать возможность проезжающим купцам остановиться и поставить свечку святой покровительнице торгового дела.
Источник: Гедеон (Губка), еп. Георгиевский и Прасковейский. Подольные храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. – СП: Пятницкое подворье, 2007.
3 декабря 2019