В сознании Православной Церкви событие Воскресения Христова есть один сплошной восторг, одна непрерывная радость. Ни одного праздника она не празднует так необычайно светло и торжественно, как праздник Светлого Христова Воскресения. Поэтому и самое пасхальное богослужение у нас единственное и неповторимое. Оно есть одно сплошное ликование. Если бы мы стали приводить удивительные песнопения этой необычайной по своему содержанию церковной службы, то нам пришлось бы просто переписать ее целиком, потому что трудно решить, какому из песнопений отдать предпочтение, так они все хороши и выразительны. Великое спасибо прп. Иоанну Дамаскину и другим, потрудившимся в их составлении.
Вся эта служба – один сплошной непрерывный, неумолкающий торжественный гимн Светлому Христову Воскресению. Победа жизни над смертью. Примирение Бога с человеком и человека с Богом. В Светлую пасхальную ночь небо и земля сливаются вместе, ангелы и люди соприкасаются и всякая преграда между ними исчезает.
Видимым внешним знаком этого является то, что в течение всей пасхальной недели во всех православных храмах Царские врата остаются день и ночь открытыми в знак упразднения преграды между небом и землей. В своеобразном восприятии и праздновании Светлого Христова Воскресения обнаруживается с особенной ясностью и силой дух восточного христианства, с особенной наглядностью проявляющийся в русском Православии.
Для православного сознания Пасха есть время, когда открывается небесный мир. В эту ночь и в эти дни православное сознание отрывается от земли и русский православный человек живет в небесном мире, с Богом, с ангелами, со святыми, с умершими родными и друзьями. Переживанием этого чувства полна его душа, а внешним его проявлением является тяготение в день Светлого Христова Воскресения к посещению кладбища и родных дорогих могил. Светлый праздник Христова Воскресения есть прорыв в вечность, в небесный мир, который, в свою очередь, спускается к нам на землю. Все перемешивается: люди и ангелы, живые и умершие. Все живут одной общей жизнью, общим ликованием, общим восторгом.
В киевских пещерах, по преданию, был такой случай: в первый день Пасхи, в пасхальную ночь, на утрени один из участвовавших в служении иеромонахов зашел в пещеры покадить мощи почивающих в пещерах подвижников. Войдя в пещеры, он громко воскликнул: «Отцы и братие! Христос Воскресе!». И вдруг в ответ на пасхальное приветствие по всем пещерам пронеслось ответное громовое восклицание: «Воистину Воскресе!». Живые и мертвые слились в одном радостном восприятии великого торжества Христова Воскресения.
Вот это уничтожение преграды между небом и землей, слияние в одном радостном чувстве живых и мертвых – начало на земле бесконечного Царства Небесного – и составляют отличительную черту нашего православного, и в частности, нашего русского восприятия праздника Светлого Христова Воскресения. В этот день православный человек всецело сливается с вечной жизнью Царства Небесного.
Прот. Сергий Четвериков
Из рукописи «Правда христианства»
Источник: Вечное/«L'Éternel» [правосл. журн.]. Аньер (Франция), 1949.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра