Учение святителя Тихона о послушании имеет важную отличительную особенность в сравнении с учением других православных отцов и учителей Церкви. Святитель Тихон рассматривает послушание как христианскую должность по отношению к Богу, а не как добродетель, и это не только не противоречит православному пониманию значения послушания в деле спасения, но раскрывает его еще полнее и глубже. Рассматривая послушание как обязанность христианина, святитель Тихон тем самым полностью исключает всякую возможность неправильного, юридического толкования учения о спасении, а также возможность рассуждений о человеческих заслугах перед Богом, посредством которых, по учению инославных богословов, человек якобы может спастись.
В учении святителя Тихона ясно определены смысл и значение послушания Богу, место и роль его в достижении вечной жизни, а также глубоко определена взаимосвязь послушания с прочими христианскими добродетелями.
Христианское послушание состоит в том, чтобы полностью покорить «волю свою воле Божией», совершенно повиноваться Богу и безропотно выполнять все повеления Его, причем, делать это как должное, а не ради награды. Послушание Богу является долгом, обязанностью и признаком истинного последователя Христова, а не услугой Богу, за которую христианин может получить преимущественное право или гарантию спасения и наследия вечной жизни. Люди, носящие имя христиан, то есть Имя своего Бога и Спасителя Иисуса Христа, обязаны Ему «со страхом работать, и не быть рабами греха…». Однако, хотя послушание Богу является христианским долгом и обязанностью, но повиноваться Богу следует совершенно свободно, непринужденно, добровольно, искренне, с радостью и любовью, ради любви к Богу. Оно должно быть потребностью верующего в Бога и любящего Его сердца. Только такое послушание может быть истинным, которое не боится трудностей, не избегает опасностей, не требует и не ищет выгоды или славы от людей, но совершается во славу Божию.
Всесовершенный пример истинного послушания Богу явлен роду человеческому Господом нашим Иисусом Христом в искуплении человечества от греха и вечной смерти. Божий Сын смирил Себя пред Отцом Своим Небесным и был послушен Ему «даже до смерти, смерти же крестной» (Флп. 2:8). Иисус Христос призывает всех людей к послушанию Богу и говорит, что истинные Его последователи должны повиноваться Ему, как Он повиновался Отцу Своему: «Иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает» (Ин. 8:47).
Множество примеров истинного послушания Богу явлено и в ветхозаветное время праотцами, отцами, пророками и праведниками. Наиболее яркий пример ветхозаветного послушания Богу показал праведный праотец Авраам, который по слову Божию оставил свое отечество, свой род и дом отца своего и пошел в землю чужую, неизвестную. Но еще большего удивления и подражания достойно его послушание, когда он сына своего единородного Исаака, о котором ему было сказано, что «о Исааке наречется тебе семя» (Быт. 21:12), по повелению Божию вознес на жертвенник всесожжения. Искренним и совершенным своим послушанием, выразившим всю глубину его преданности Богу, праведный Авраам показал свою глубокую веру в Бога, за что Бог сделал его отцом многих народов (Быт. 17:4); и все, искренне верующие в Бога и слушающие Его, «суть сынове Авраамли» (Гал. 3:7). Этими и другими подобными примерами из Священного Писания святитель Тихон показывает теснейшую связь, единство между христианскими добродетелями: послушанием, верой и любовью. Он обращает внимание христианина на то обстоятельство, что без веры невозможно подражать ни всесовершенному послушанию Господа Иисуса Христа, ни совершенному послушанию Авраама, ибо без веры вообще невозможно угодить Богу (Евр. 11:6). По словам святителя, «где послушание истинное к Богу, там истинная вера в Бога», а «где нет истинного послушания, там нет веры истинной». Но во взаимосвязи веры и послушания первенствующее значение имеет вера. Она является первопричиной послушания, а послушание — это следствие веры; однако и сама «истинная… вера не может быть без послушания». Чистая, живая вера в Бога, в Его всемогущество и всеведение, в Его праведный суд и вечное небесное блаженство с Ним святых делает человека послушным Богу. А послушание Богу, то есть исполнение Евангелия Христова, исполнение заповедей Божиих является конкретным, практическим выражением истинной веры в Бога, проявляется в тех делах, которые оживотворяют нашу веру и которые свидетельствуют пред Богом, что мы имеем ее в сердцах своих и Единому Богу работаем.
Таким образом, между верой и послушанием существует тесная, взаимообратная связь, в которой первопричиной является вера в Бога.
Через веру послушание Богу соединяется с любовью к Нему, поскольку христианская живая вера в Бога рождает любовь и вместе с ней пребывает. Эта главнейшая христианская добродетель, рожденная верой, содействует укреплению христианина в послушании Богу. Христианин, любящий Бога, должен Ему «послушание показывать», чтобы «Любимого не оскорбить». Послушание христианина, оказываемое Богу с искренней верой и глубокой любовью, бывает приятно Богу, и вместе с тем оно водворяет в душе человека небесную, благодатную радость и способствует получению жизни вечной. Святитель Тихон многократно подчеркивает, что «послушание наше есть должное Богу, ибо создание Создателю своему должно послушание и почитание отдавати», и доказывает это словами Спасителя: «Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключиш есмы: яко еже должни бехом сотворит, сотворихом» (Лк. 17:10). Человек «сам себе спасти не может», и «как от вечной смерти, ада и мучения избавляемся, так и вечный живот получаем не нашим, но Христовым послушанием», когда «чистосердечно в Него веруем».
Следовательно, христианин спасается не своими силами, но верою «…о Христе Иисусе» (1 Кор. 1:30), приобщается Его всесовершенного послушания, Его искупительного подвига и через Него получает «освящение и избавление» (1 Кор. 1:30). Послушание Богу — это единственное средство, посредством которого христианин усваивает «дарование Божие — живот вечный о Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 6:23). Господь только истинно «слушающих гласа Его, и по Нем грядущих, пасет, спасает и отверзает им дверь вечного живота».
И, напротив, своим непослушанием Богу человек сам себе закрывает дверь вечной жизни, лишает себя милости Божией, которую получил в святом крещении и подпадает праведному гневу Божию и вечному осуждению. Христианин, уклоняющийся от послушания, лишает себя не только вечных благ, но и благополучия во временной, земной жизни, ибо «плод преслушания» есть казнь как вечная, так и временная. Напоминая слова Спасителя: «Что Мя зовете, Господи, Господи, и не творите, яже глаголю?» (Лк. 6:46), святитель Тихон с истинно пастырской любовью разъясняет, что «без истинного послушания ничто Богу не угодно»: ни исповедание Его имени, ни молитва, ни славословие Бога, ни проповедь Евангелия, ни дар чудотворения. Христианин, не имеющий истинного послушания Богу, — ложный христианин, и его отрекается Бог, ибо непослушание Богу — «великое и тяжкое зло».
Для возгревания в себе послушания христианин, прежде всего, должен помнить и всегда перед своим духовным взором иметь благость и любовь Божию, сотворившую человека и искупившую его от греха. Кроме того, он должен постоянно читать слово Божие, проводить время жизни своей в усердной и частой молитве. Но самым действенным средством, утверждающим христианина в послушании, является его деятельная богоугодная жизнь, то есть свидетельствование пред Богом истинного послушания «от дел своих» — уклонением от зла, исполнением заповедей Божиих и вообще жизнью по Евангелию Христову, ибо утверждение в добродетельной жизни есть утверждение в послушании. Противники же Христу не только те, которые не соблюдают Его учения, но и те, которые противятся Ему жизнью своей.
Утверждать себя и совершенствовать в послушании Богу человек может во всякое время и во всяком возрасте. Он должен в течение всей своей жизни стремиться к Богу и оказывать Ему истинное послушание. Но лучшим и благодатнейшим временем для посева и выращивания семян послушания Богу является детский возраст. Начиная от купели крещения и в продолжение всей дальнейшей жизни христианину необходимо отрекаться от гордости, зависти, злобы, ненависти «и прочего ветхого Адама злонравия», следовать «благонравию Христову», Его «Божественным нравам», доколе не достигнет соединения «веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Еф. 4:13).
Итак, учение святителя Тихона о послушании в полной мере содействует христианину в достижении высшей цели его бытия — единения со Христом здесь, на земле, и в Царстве Небесном.
Источник: Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Tихон Задонский и его учение о спасении.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра