Чтение Великого канона преподобного Андрея Критского («Мариино стояние») в среду 5-й седмицы Великого поста
Помилуй мя Боже, помилуй мя!
Ежегодно с наступлением покаянных дней святого Великого поста православные храмы становятся особенно многолюдными. Сама атмосфера великопостных богослужений настраивает на молитву, созерцание, заставляет человека хотя бы в храме отрешиться от всего суетного и мелкого, задуматься о цели своей жизни и о своей душе.
Богослужения Святой Четыредесятницы – это особый период жизни Церкви, неповторимый по красоте и разнообразию чтений и молитвословий. Тут важно успеть осмыслить каждое неповторимое мгновение постовой службы, потому что ждать его снова придется целый год!
Пятая неделя (или седмица, как говорят в Церкви) Великого поста… Еще одна – шестая – и пост заканчивается: придут Страстные дни.
Сегодня нам дана возможность повторно услышать возвышенные песни «треблаженнейшего Андрея, Критского председателя», как называет Святая Церковь творца Великого покаянного канона, в среду пятой седмицы, когда во всех храмах совершается особый чин богослужения – «Мариино стояние», или служба в память преподобной Марии Египетской.
Мы знаем этого великого песнописца святого Андрея Критского, в основном, по этому его творению – Великому канону, но мало кто слышал не менее значительное его творение – канон Рождеству Христову, не менее первого изобилующий образами и смыслами, приводящими душу в трепет и молитвенное созерцание.
Ежегодно читают в храмах Покаянный канон, но, пожалуй, только в наше просвещенное время стали больше, может быть, уделять внимание его содержанию. Это и неудивительно: просвещенный век рождает человека требовательного, увлеченного, вникающего в смысл и требующего всему объяснения и подтверждения. После «вавилонского плена», который пережила в XX веке наша Церковь, она с радостью привлекает в свои объятия новых людей, ищущих Бога и смысла жизни, утешения и поддержки, Небесной красоты и гармонии. Только в храме, только на богослужении мы и можем пережить моменты «Неба на земле», очиститься покаянием и укрепиться на дальнейший жизненный подвиг.
Успеем еще и еще раз вместе с Церковью и преподобным Андреем воскликнуть припевом Великого покаянного канона «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!», поспешим в храмы и насладимся пока еще доступными, но уже скоро покидающими нас до следующего года этими дивными службами догорающего, как свеча, Великого поста!
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.