Человек, зараженный грехом и окруженный миром зла, но, оставаясь образом Божиим, стремится вырваться из этих оков. Его христианская душа «жаждет покаяния, как врачевства, как мертвая — жизни, как палимая зноем грехов — прохлады, как больная — врачевства и исцеления» [2].
Покаяние, данное нам — нашей немощи безмерным человеколюбием Божиим, «есть отрицание, осуждение греха, война с грехом от всего сердца и помышления, словом и делом... отвращение от него, попрание всей прелести и привлекательности его, глубочайшая ненависть к нему как к безобразию, смраду, безумию и нелепой вражде против Бога и против себя, против собственного блага» [3].
Важной составляющей частью покаяния является исповедь — «сердечная, глубокая, полная» [4]. Тот, кто даёт полный отчет о своих мыслях и делах на исповеди, не устрашится держать ответ и на последнем всеобщем Суде Христовом. Таинство Покаяния для того и установлено Спасителем, чтобы чрез него — это земное «судилище» — очиститься, исправиться и таким образом подготовиться к непостыдному, доброму ответу на Небесном Страшном Суде [5].
Исповедь может быть трудной, жгучей операцией, но именно она пролагает путь к здравию. А это значит, что на исповеди надо «без утайки все свои срамные дела духовнику открыть, хотя и больно, и стыдно, позорно, унизительно. В противном случае рана остаётся неизлечимой и будет болеть и ныть, и подтачивать душевное здравие, закваской останется для других душевных немощей или греховных привычек и страстей. Священник — врач духовный; покажи ему раны, не стыдись, искренно, откровенно, с сыновней доверчивостью: ведь духовник — твой отец духовный, который должен любить тебя больше твоих родных отца и матери, ибо Христова любовь выше плотской, естественной любви, — за тебя он должен дать ответ Богу. Отчего жизнь наша стала так нечиста, исполнена страстей и греховных навыков? — Оттого, что весьма многие скрывают свои душевные раны или язвы, оттого они и болят, и раздражаются, и нельзя к ним приложить никакого врачевства» [6].
Чтобы быть духовно здравым, надо «выплакать» или «выстрадать» свои грехи [7]. Если этого не сделаешь «не выплачешь своего греха или не раскаешься в нём... в сердце возникает нудящее стремление ко всем страстям; беды окружат тебя со всех сторон» [8]. Грех не только поражает духовно, но убивает «и физическую жизнь». Кто из плакавших о своих «грехах не замечал, — ставит вопрос Батюшка, — что до плача во время греха они страдали душевно и телесно, лицо их испадало и внутренности были как бы пробиты гвоздями, а после плача, после слёз, с которыми выходят обыкновенно скверны сердечные, тело было свободно и легко, как перо, а лицо цвело румянцем радости и спокойствия?» [9]
Тайна очищения от грехов особенно совершается и ощущается в храме Божием. «Благоговей же к месту, где совершается очищение твоих душевных скверн, — призывает Батюшка, — где ты примиряешься с Богом, где получаешь истинную жизнь духа. — Сколько раз Господь подавал мне, — свидетельствует он о себе, — здесь очищение грехов моих, без которого я не мог бы наслаждаться дарами Божиими — величайшим даром жизни, дарами мира и радости и благами вещественными. Слава Тебе, Иисусе, Сыне Божий, Ты — очищение о гресех наших (1 Ин 4:10), не о наших же точию, но и всего мира!» [10]
От тлеющего во грехах человека требуется постоянное внимание к своим помыслам и волевым движениям, вера в скорослышащего Спасителя и надежда на его милость, «неотпадающая» — крепкая любовь к Нему, борьба с врагами спасения, а при борьбе непрестанная молитва. И Господь, видя немощь кающегося, но и его устремление к всесильному Небесному покровительству, поможет, защитит, помилует и спасёт [11].
Каяться нужно во всяком грехе и каяться часто — после всякого падения. «Кто не кается и не радит о покаянии, тот крайне запускает своё сердечное поле и даёт усилиться в нём всяким греховным плевелам, закосневает во грехах, трудным делает себе покаяние и исправление» [12]. — Пал — восстань — и спасешься. «Какая благость Господня безмерная! — восклицает отец Иоанн. — Какое беспредельное милосердие! Какое удобство ко спасению! Владыка не отвергает грешника до последнего издыхания. Знает Господь нашу немощь, поползновенность ко всякому греху с самого младенчества; знает и злоухищрение врагов бесплотных, прельщающих нас ко греху и долготерпит нам ожидая покаяния, борьбы и исправления, и дел благих. Не вознерадите» [13]. Расскажите всеблагому Господу о своих греховных язвах и недугах, вспомните их и просите у Него «озарения сердечного, просвещения, познания их, воздыхания, слёз» — и получите «богатство милости исцеления, здравия, мира, тишины и свободы и благодерзновения, ибо Врач Небесный всегда готов миловать и врачевать нас, смягчать и обвязывать раны наши душевные» [14].
К кающимся в Великом посту св. Иоанн обращает особое слово: «Сегодня день покаяния, царский смотр; Господь будет осматривать Своё духовное воинство, то есть нас, Его воинов; нужно духовно омыться, очиститься, осмотреться, оправиться, ободриться. Завтра Царь Небесный позовёт нас на Свою трапезу духовную, великолепную, на которой предложит в пищу и питие Свой чудный, небесный хлеб жизни, пречистое Тело Свое и свое бессмертное питие, бессмертную жизнь дающее, пречистую
Кровь Свою. Омойтесь же все слезами покаяния, очистите скверны душевные и телесные, да будете достойны сей Тайной Вечери» [15].
Созданы мы были Богом непорочными, но не сумели сохранить этот великий Божий дар и потому теперь — по изгнании из рая покаяние «заповедано каждому» [16]. «Бог создал тебя, человек, — обращается к каждому из нас св. пастырь, — не козлом, а ты сам делаешься козлом бодливым и вонючим, смердящим грехами; сотворил тебя не змеёй, а ты сам делаешься змеёй злой, коварной, уязвляющей; создал тебя не лисицей, а ты сам делаешься лисой — лукавой, хищной, похищающей чужую честь, невинность, достояние; ты сотворён не собакой, а лаешь часто напрасно на ближнего и кусаешься; ты не осёл и не конь, а лягаешься и иногда лягнешь так ближнего, что на всю жизнь сделаешь его больным; ты не волк, а увлекать в погибель души человеческие, да и самые тела — готов; ты не конь, а похотствуешь, как он. Так мы заняли у животных бессловесных, по невниманию и нерадению, многие их качества, будучи сотворены разумными и словесными и со способостью на всё честное, святое, доброе, благородное, похвальное» [17].
Нельзя откладывать покаяние на другой день. — Это опасно. «Бесплотный враг все силы свои употребляет на то, чтобы воспрепятствовать истинному покаянию и свести человека во ад» [18]. В подтверждение сей истины св. Иоанн ссылается на свой духовный опыт: «Я до последней недели отложил говение, и пред покаянием враг связал мои душевные силы» [19]. Нужно каяться в продолжение всей жизни [20] и как можно чаще повторять сердцем и устами слова Псалмопевца: Боже, Боже спасения моего (Пс. 50:16) [21]. Именно здесь, на земле, надо искренно — «из глубины души»— покаяться и исправить свою жизнь [22]. Есть страшная истина: «Нераскаянные грешники после смерти теряют всякую возможность изменяться к лучшему, но остаются неизменными и, значит, преданными вечным мучениям (грех не может не мучить)». Правда, молитвы Церкви имеют огромную силу, но они действуют лишь «на раскаянных грешников... на тех, у которых есть приемлемость в душах, свет добрых дел, унесенный ими из этой жизни, к которому может привиться благодать Божия» [23].
Какой бы грех ни совершил человек не должно отчаиваться в возможности прощения и спасения. Отец Иоанн учит священника: «Как диавол не отчаивается в чьей погибели, так ты не отчаивайся ни в чьём спасении». [24]
Власть прощения принадлежит одному Богу. Но Господь, «чтобы почтить высокие добродетели святых— особенно Своей Пречистой Матери, — которые суть Его друзья, до последних сил угождавшие Ему в земной жизни... принимает и их молитвенное предстательство о нас, недостойных», если только грехи людей «не превосходят меры Божия долготерпения». [25]
После прощения греха, после победы над ним наступает тишина и легкость души. Это тишина Божественная — «благое и лёгкое иго Христово». [26] Эта тишина, это иго Христово достигают своего зенита в принятии Святых Тайн после достойного покаяния. «Вместо древа жизни — Хлеб жизни; вместо плодов древа познания добра и зла — тот же животворящий Хлеб жизни. Тогда сказано: "Не прикасайтесь, да не умрете", ныне сказано: "Вкусите, и живи будете". Тогда поверили Ева и Адам обольстителю, и умерли; ныне, напротив, мы веруем словам Господа жизни: "Сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя" — и оживотворяемся: чем пали, тем и восстали; пали неверием Богу, непослушанием — восстали послушанием веры. Там мы согласились с диаволом против Бога и соединились с ним — лжецом — на смерть себе — ныне всем сердцем соглашаемся с Самой Истиной — Богом — Спасителем, и истинствующим сердцем соединяемся с Ним — на жизнь себе, на покой и радость». [27]
***
Раскрыв сущность истинного покаяния, св. пастырь взывает: «Взирай ко Господу в молитве покаяния... и не смотри пристрастно ни на что житейское, как тленное и преходящее; ни к чему не прилепляйся сердцем. Смотри, как жили и подвизались святые, как для любви Божией они отрекались всякой житейской любви, всякой собственности, даже любви к родителям по плоти, любя их духовно в Боге и для Бога» [28].
Св. Иоанн напоминает слова Предтечи Господня: Ему же лопата в руце его и отребит гумно свое и соберет пшеницу Свою в житницу Свою, плевелы же сожжет огнем неугасимым (Мф. З:12), и объясняет: «Не простая лопата, а Божественная, которая чудесно, в совершенстве разлучает пшеницу от плевел, или сорной травы, и собирает пшеницу истинной веры и добродетели в небесную житницу на вечное блаженство, а отруби безверия, маловерия и греха всякого рода предаёт на сожжение в неугасающем огне. Грозные, истинные слова самой небесной Правды и Истины. Внимайте же, земнородные, слову великого Предтечи Господня Иоанна и очищайте себя покаянием, пока есть ещё время для покаяния, пока ещё можно отделить от себя плевелы и избавиться от них чрез веру, молитву всегдашнюю, воздыхания и слёзы и чрез милостыню к бедным и другие добрые дела; кайтесь усердно, ибо уже секира при корени древа лежит, и всякое древо, не приносящее плода добра, посекают и бросают во огнъ геенский» (Лк. 3:9) [29].
Закончить данную главу хочется также словами св. Иоанна, перефразировать которые автор, как и в других случаях, не дерзает: «Блаженны мы, что принадлежим к Святой Православной Церкви, непрестанно молящейся о нас действенно и спасительно... Даруй мне, Господи, исполнить Закон Твой, который есть любовь во всей силе, во всей обширности, во всей глубине» [30].
Источник: К. Е. Скурат. Избранные труды. - Сергиев Посад, 2008.
Примечания:
[1] Правда о Боге, мире и человеке. С. 80.
[2] Правда о Боге, мире и человеке. С. 56.
[3] Мысли христианина. С. 284.
[4] Там же. С. 284.
[5] Там же. С. 285-286.
[6] Богопознание. С. 239.
[7] Там же. С. 246.
[8] Богопознание. С. 306.
[9] Правда о Боге, мире и человеке. С. 51, 56-57.
[10] Там же. С. 58-59.
[11] Там же. С. 57-58.
[12] Правда о Боге, мире и человеке. С. 53.
[13] Там же. С. 58.
[14] Там же. С. 55-56.
[15] Богопознание. С. 175.
[16] Там же. С. 175.
[17] Там же. С. 232.
[18] Там же. С. 103.
[19] Там же. С. 197.
[20] Богопознание. С. 669.
[21] Там же. С. 64.
[22] Там же. С. 277.
[23] Дневник. С. 678.
[24] Правда о Боге, мире и человеке. С. 57.
[25] Правда о Боге, мире и человеке. С. 50.
[26] Там же. С. 57.
[27] Там же. С. 80.
[28] Последние записи. С. 91.
[29] Правда о Боге мире и человеке. С. 50.
[30] Там же. С. 57.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра