Как почитают верующие христиане Божию Матерь?
Игнатий Богоносец, современник Христа, по преданию это тот младенец, которого Господь взял на руки, говоря: «Аще не обратитеся, и не будете, яко дети, не внидете в Царство Небесное» (Мф. 18, 2-3), мч. Иустин, философ Ириней, еп. Лионский, Дионисий Александрийский (II и III вв.), Афанасий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Ефрем Сирин (IV в.) – все они в пламенных выражениях свидетельствовали о достоинствах Богоматери. Патр. Кирилл Александрийский в V в. восстал против ереси Нестория, возражавшего против наименования Пресвятой Владычицы Богородицей.
Третий Вселенский Собор осудил ересь Нестория и утвердил почитание Богородицы. То же было подтверждено на IV, V, VI и VII Вселенских Соборах. Еп. Анкирский Феодор произнес слово, в котором ясно выразилось учение о Богоматери: «Кто не признает Владычицу нашу Богородицею, тот отчужден от Бога».
Иером. Филадельф (Боголюбов)
В честь Пресвятой Богородицы первоначально были установлены следующие праздники.
Празднование Зачатия Пресвятой Богородицы – 22 декабря – началось не позже VII в., так как Андрей, еп. Критский, скончавшийся в 722 г., уже написал канон на этот праздник.
Установление праздника Рождества Богородицы – 21 сентября – восходит к IV веку – уже тогда в честь этого праздника строили храм.
Существует предание, что день рождения Пресвятой Богородицы был открыт одному подвижнику, ранее же его не знали точно.
Относительно Введения во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря – известно, что в V или VI веках в Иерусалиме был храм в честь этого праздника, стоявший на месте притвора Соломонова, где некогда провела Свое отрочество Приснодева.
Праздник Благовещения был установлен 7 апреля – уже в IV веке, о нем упоминают свтт. Афанасий Александрийский и Иоанн Златоуст. Есть свидетельства, что впервые этот праздник был установлен еще апостолами.
Апостолы также установили праздник Успения Богоматери – 28 августа. С давних пор этому празднику предшествует строгий пост, который русские православные люди называют «Госпожи́нки». Благое стремление посильно подражать Владычице нашей должно рождать у нас любовь к посту – спутнику Царицы Неба и земли от младенчества до конца Ее светлого, к небу ведущего жизненного пути.
На другой день Рождества Христова, 8 января – праздник, называемый Собор Пресвятой Богородицы, т.е. собрание всех верных христиан для прославления Богоматери, возникший вследствие древнего обычая. На следующий день после празднования в честь великих событий вспоминают тех, кто особенно послужил этим событиям (так, 20 января отмечается Собор Иоанна Предтечи; 8 апреля – Собор Арханг. Гавриила).
15 июля совершается воспоминание Положения честной Ризы Богоматери. В середине V в. имп. Лев Мудрый воздвиг в Константинополе особый храм, где положил Ризу Богоматери. Впоследствии в Киеве, Суздале и Москве были созданы храмы в память этого события.
13 сентября празднуется Положение честного Пояса Богоматери, в память исцеления этой святыней императрицы Зои, супруги имп. Льва Мудрого.
Страдания, которые Пречистая Дева претерпела на земле для дела воплощения, безбрежная вера и твердость в испытаниях, а более всего Ее великое милосердие навсегда усвоили Ей любовь и почитание сердец христианских.
На Афоне ежедневно в конце вечерни поют молитву, в кратких словах выражающую крепкую, необоримую веру человечества в защиту Богоматери: «Никтоже, притекаяй к Тебе, посрамлен от Тебе исходит, Пречистая Богородице Дево, но просит благодать и приемлет дарование в пользу прошения».
Иером. Филадельф (Боголюбов)
Источник: Филадельф (Боголюбов), иером. Заступница Усердная: Слово о деяниях Пресвятой Богородицы. – М.: РДЦ, 1992. С. 103-105.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра