Архим. Кирилл (Павлов) стал одним из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви в XX столетии. Память о «духовнике всея Руси» продолжает жить в благодарных сердцах знавших его и имевших счастливую возможность общаться с ним. Батюшка стал духовным отцом многим из числа братии и прихожан Донского ставропигиального мужского монастыря. Он часто посещал обитель, совершая Таинство исповеди. Воодушевлял братию переносить испытания на нелегком монашеском пути.
Фото: Архим. Кирилл и архим. Агафодор.
Часто после соборования о. Кирилл приучал братию и прихожан Донского к пению церковных песен: «Житейское море», «Когда терпеть мне не под силу», «Ксения Блаженная», «Как хорошо в Твоем храме, Владычице», «Слава Богу за все», «Мира Заступнице, Матерь Всепетая», «Ночь. Как безмолвные зрители, звездочки смотрят с небес». Потом эти песнопения разучивались с детьми в воскресной школе при монастыре, а на праздничных трапезах дети исполняли их Святейшему Патриарху Алексию II.
На торжественных приемах лечащих врачей о. Кирилла в доме наместника Батюшка перед чаем раздавал тетрадки с песнями и колядками: «Христос Спаситель в полночь родился», «Мы пришли не с далекой пустыни», «Рождество Христово, Ангел прилетел», «Святая ночь», «Торжествуйте, веселитесь» – и сам руководил песнопением.
Фото: Братия Донского монастыря с архим. Кириллом
Плодом молитв и благословения архим. Кирилла является происходившее в 1991-2009 гг. возрождение древней Донской обители. Батюшка помогал в сплочении монастырского братства, стремящегося в трудных бытовых условиях ощущать радость монашеского делания.
Предлагаем вашему вниманию воспоминания об о. Кирилле его духовных чад из числа насельников Донского монастыря.
Игумен Никита:
– В 1991 г. я устроился сторожем и разнорабочим в Донской монастырь. Год спустя я обратился к наместнику монастыря архим. Агафодору (Маркевичу) с просьбой принять меня в братию монастыря. Он сказал, чтобы я ехал в Троице-Сергиеву Лавру за благословением к о. Кириллу, и объяснил, как его найти. По приезде в Лавру, я исповедался у Батюшки и все ему рассказал. Он одобрил мое намерение. Запомнилось его доброе лицо, светлая улыбка, негромкий голос, и самое главное – чувствовалась его молитвенная настроенность. Он говорил просто, понятно, с любовью к слушающему. Слово исходило от его любящего сердца, было очень убедительно и действенно. Сразу становилось ясно: все, что говорит о. Кирилл, – есть воля Божия. Я был очень рад услышать наставление и со смирением сказать: «Простите и благословите». Потом я записал имя старца в свой синодик, за богослужением и келейно поминаю его с благоговением. Вернувшись, я рассказал о. Агафодору, что архим. Кирилл благословил меня на монашество. Вскоре мне пошили подрясник и зачислили в штат Донского монастыря.
Иеромонах Авраам:
– Летом 1992-го г. я приехал в Троице-Сергиеву Лавру увидеть о. Кирилла, исповедаться и получить благословение на монашеское житие. Отстояв большую очередь, мне с трудом удалось к нему проникнуть. Мою тетрадку с грехами старец почти не читал, но отпустил мне грехи и, благословив, поспешил поскорее проводить. В это время я попросил благословение уйти в монастырь. Он внимательно посмотрел мне в глаза и спросил: «Вы откуда?» Я ответил, что москвич. Старец благословил и сказал: «Идите к о. Агафодору в Донской монастырь». Так, с благословения Батюшки, я пришел сюда.
Послушниками мы часто ездили к старцу в Лавру и в Переделкино на исповедь, просили наставления и утешались его назиданиями. Отец Кирилл сопереживал и радовался вместе с нами.
Вспоминается случай, произошедший при очередном моем посещении отца Кирилла. Нас было трое: я, посл. Димитрий (будущий иером. Досифей) и посл. Игорь (будущий мон. Иоасаф). Оставив спутников, я направился к о. Кириллу. Я попытался пройти через проходную к старцу в его келью, но так как время было позднее, меня не пускали. Я уговорил, чтобы позвонили батюшке. С третьего раза о. Кирилл взял трубку, ему сказали, что я из Донского монастыря от архим. Агафодора. По его просьбе меня пропустили на территорию братского корпуса. Через пять минут я уже был в келье старца. Уладив все вопросы, я, счастливый, собирался побыстрей уйти, чтобы дать отдохнуть Батюшке, но он остановил меня, сказав: «Подожди, я дам тебе гостинец». Покопавшись в больших пакетах, о. Кирилл извлек две груши и одно яблоко. Я подумал про себя: «Как хорошо: и вопросы решил, и гостинец получил, но только почему три предмета и в таком порядке?» Выйдя на улицу, я встретился со своими спутниками и похвастался им, что был у старца и он передал нам гостинцы. Я достал две груши и отдал их товарищам, добавив: «А мне останется яблоко». Димитрий сразу же возразил, сказав: «Дай мне яблоко, я не люблю груши». Я признался друзьям, что Батюшке про них ничего не говорил. «Надо же, какой прозорливец отец Кирилл!» – сказал послушник Игорь.
Фото: Старец соборует братию Донской обители
Старец часто посещал о. Агафодора и братию Донского монастыря, окормляя нас духовно. Он исповедовал, соборовал, служил с нами, освятил место под строительство водосвятной часовни. Всегда мы чувствовали и чувствуем его молитвы о нас. Батюшка внес существенный вклад в возрождение нашей святой обители, поэтому мы его помним, любим и чтим.
Источник: «С юбилеем, дорогой Батюшка!» 95 лет архим. Кириллу (Павлову). – М., Донской монастырь. 2014.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра