Первые сотрудники Сергиево-Посадского музея-заповедника


Первым директором Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника, первоначально называвшегося "Сергиевский историко-художественный музей", стал художник и общественный деятель В.Д. Дервиз, первым хранителем – историк искусства А.Н. Свирин.

Владимир Дмитриевич Дервиз (1859-1937) являлся потомком шведских эмигрантов, имел дворянское происхождение. Вместе с известными живописцами В.А. Серовым и М.А. Врубелем учился в российской Академии художеств. Женившись, приобрел имение Домотканово в Тверской обл., активно участвовал в деятельности Тверского земства.

В 1920 г. овдовевший к тому времени Владимир Дмитриевич переехал в Сергиев Посад. Сначала преподавал рисование в педтехникуме. Вскоре его привлек к работе в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры свекор его дочери, А.Е. Фаворский, работавший в Комиссии бухгалтером. В.Д. Дервиз был принят в члены Комиссии.  Н.Э. Грабарь рекомендовал его как широко образованного, одаренного художника и «сверхчестного человека». В марте 1921 г. Дервиза назначили заведующим выставочным отделом и музейным запасом, а затем поручили составить опись гравюр, живописных работ, книг и пр. Пришлось заниматься массой хозяйственных дел. К тому же время было голодное, надо было сохранить ценности и выжить.

Весной 1922 г. Дервиз был назначен председателем Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Наметились срочные ремонтные работы: восстановить крышу пострадавшей от пожара Пятницкой башни, перевести живших в разрушающейся Певческой башне людей в другие помещения, восстановить крышу Трапезной, сорванную ураганом и пр. Другими проблемами были отопление, охрана, сигнализация и пожарная безопасность.

Дервиз_1895.jpg

В.А. Серов Портрет Д.Г. Дервиза. 1895 г.


В марте 1922 г. была создана Комиссия по изъятию ценностей Лавры в пользу голодающих, и Дервиз был назначен ее секретарем. Члены Комиссии сами отбирали ценности и упаковывали их для сдачи в Гохран. Им удалось сохранить наиболее древние и ценные в художественном отношении вещи.

Постепенно создавался музей. В 1922-1923 гг. в нем было 25 штатных сотрудников, эксперт Ю.А. Олсуфьев, 13 нештатных сотрудников. С высшим образованием – В.Д. Дервиз, А.Н. Свирин, Ю.А. Олсуфьев, архитектор А.А. Кеслер  и бухгалтер А.Е. Фаворский. Были созданы отделы: древнерусской живописи, древнерусской книги, жилых покоев XVIII в., архитектурный, кустарный, показательная иконописная мастерская и музей в Вифании.

Дервиз стал заведующим музеем. Но вскоре Владимира Дмитриевича на этом посту сменил Свирин, с которому у него сложились наилучшие отношения. Свирин и Дервиз жили прямо в музее.

Алексей Николаевич Свирин (1886-1976) происходил из семьи военного врача-генерала. Закончил юридический факультет Казанского университета, слушал лекции и на филологическом факультете. В 1913 г. поступил на службу в Амурскую государственную контрольную палату в Хабаровске, стал там участником этнографического кружка, организованного известным путешественником, писателем и этнографом В.К. Арсеньевым. Последний так писал о Свирине в связи с хлопотами о переводе его в Москву или Петербург: «...рекомендую его как человека высокоинтеллигентного и образованного. По окончании университета он много работал над изучением русского зодчества, хорошо знает древнерусское искусство. В его лице вы найдете не только хорошего и полезного для музея работника, но и хорошего, честного человека. Один у него недостаток – это излишняя скромность...»


А.Н. Свирин. 1920-е гг.


В 1920 г. Свирина назначили завотделением Контроля Московского военного округа в Сергиевом Посаде. Здесь он в августе 1920 г. стал членом Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры.

Всего за несколько лет с момента открытия в отделах СПМЗ сформировалась целая палитра полноценных тематических экспозиций. Музей вырос, вел активную научно-исследовательскую работу, занимался культурно-просветительской и издательской деятельностью, проводил реставрационные работы.

Но уже летом 1927 г.,  начиная с фельетона в местной газете "Плуг и молот" пошли нападки на музей в органах печати. Далее последовала клеветническая публикация в журнале "Безбожник у станка", а затем статьи уже в столичной "Рабочей газете". В газете "Рабочая Москва" была помещена большая статья «Сергиевский музей – рассадник поповщины». Безбожный маховик набирал обороты...

В мае 1928 г. в списки произведенных в Сергиевом Посаде массовых арестов  попали 14 монахов, работавших музейными служителями и сторожами. Среди этих имен надо выделить иеромонаха Диомида (в миру – Дмитрия Ивановича Егорова) – лаврского ризничего, который, по заверениям членов Комиссии по охране памятников Лавры являлся «исключительным знатоком древностей Лавры и незаменимым руководителем для посетителей музея». Арестованные монахи проходили по так называемому делу "Антисоветской группы черносотенных элементов в г. Сергиево Московской области".



Иеромонах Диомид (Егоров). Фото из личного дела, 1928 г. 


Ни Дервиз, ни Свирин не были арестованы. Но летом 1928 г. Дервизу пришлось уволиться. Свирин подал рапорт о переходе в другой музей 2 января 1929 г., после чего еще несколько месяцев сдавал дела новому завмузеем. Музей был закрыт и открылся только в мае 1929 г. Он подвергся реорганизации и получил название "Сергиевский государственный бытовой и антирелигиозный музей".

«На место заведующего пришел Злинченко, одержимый манией кладоискательства, – писала одна из газет. – Он буравил стены, раскапывал могилы, перетряхивал древние скелеты в поисках каких-то несметных богатств». Пришедшие ему на смену директора были не лучше.

Но Свирин все же пережил тяжелые времена. Работал в Государственном музее изобразительных искусств Армении, заведовал музеем Московского текстильного института. С 1940 г. и почти до конца жизни работал в Третьяковской галерее, преподавал во многих учебных заведениях, написал много книг и статей по изобразительному искусству. В трудах часто ссылался на коллекцию Сергиевского историко-художественного музея.

В.Д. Дервиз, уйдя из музея, остался без жилья. Временами жил в Москве у своего товарища по Училищу правоведения, временами – у дочери Марии в Загорске. В 1933 г. он попал под трамвай и потерял ногу – передвигался на костылях. Владимир Дмитриевич написал несколько научных и литературных трудов. В свободное время занимался акварельной живописью. Погребен на Введенском кладбище в Москве.


Т.В. Смирнова


Источник: Смирнова Т.В. «...Под покров Преподобного». Очерки о некоторых известных семьях, живших в Сергиевом Посаде в 1920-е гг. / Т.В. Смирнова. – СТСЛ, 2007.


Справка:

Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник создан по Декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 апреля 1920 г. «Об Обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Организация музея была подготовлена Комиссией по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, созданной в 1918 г. и проработавшей до 1925 г. В ее состав входили видные деятели культуры и представители Русской Православной Церкви.




21 октября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.