Первым директором Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника, первоначально называвшегося "Сергиевский историко-художественный музей", стал художник и общественный деятель В.Д. Дервиз, первым хранителем – историк искусства А.Н. Свирин.
Владимир Дмитриевич Дервиз (1859-1937) являлся потомком шведских эмигрантов, имел дворянское происхождение. Вместе с известными живописцами В.А. Серовым и М.А. Врубелем учился в российской Академии художеств. Женившись, приобрел имение Домотканово в Тверской обл., активно участвовал в деятельности Тверского земства.
В 1920 г. овдовевший к тому времени Владимир Дмитриевич переехал в Сергиев Посад. Сначала преподавал рисование в педтехникуме. Вскоре его привлек к работе в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры свекор его дочери, А.Е. Фаворский, работавший в Комиссии бухгалтером. В.Д. Дервиз был принят в члены Комиссии. Н.Э. Грабарь рекомендовал его как широко образованного, одаренного художника и «сверхчестного человека». В марте 1921 г. Дервиза назначили заведующим выставочным отделом и музейным запасом, а затем поручили составить опись гравюр, живописных работ, книг и пр. Пришлось заниматься массой хозяйственных дел. К тому же время было голодное, надо было сохранить ценности и выжить.
Весной 1922 г. Дервиз был назначен председателем Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Наметились срочные ремонтные работы: восстановить крышу пострадавшей от пожара Пятницкой башни, перевести живших в разрушающейся Певческой башне людей в другие помещения, восстановить крышу Трапезной, сорванную ураганом и пр. Другими проблемами были отопление, охрана, сигнализация и пожарная безопасность.
В.А. Серов Портрет Д.Г. Дервиза. 1895 г.
В марте 1922 г. была создана Комиссия по изъятию ценностей Лавры в пользу голодающих, и Дервиз был назначен ее секретарем. Члены Комиссии сами отбирали ценности и упаковывали их для сдачи в Гохран. Им удалось сохранить наиболее древние и ценные в художественном отношении вещи.
Постепенно создавался музей. В 1922-1923 гг. в нем было 25 штатных сотрудников, эксперт Ю.А. Олсуфьев, 13 нештатных сотрудников. С высшим образованием – В.Д. Дервиз, А.Н. Свирин, Ю.А. Олсуфьев, архитектор А.А. Кеслер и бухгалтер А.Е. Фаворский. Были созданы отделы: древнерусской живописи, древнерусской книги, жилых покоев XVIII в., архитектурный, кустарный, показательная иконописная мастерская и музей в Вифании.
Дервиз стал заведующим музеем. Но вскоре Владимира Дмитриевича на этом посту сменил Свирин, с которому у него сложились наилучшие отношения. Свирин и Дервиз жили прямо в музее.
Алексей Николаевич Свирин (1886-1976) происходил из семьи военного врача-генерала. Закончил юридический факультет Казанского университета, слушал лекции и на филологическом факультете. В 1913 г. поступил на службу в Амурскую государственную контрольную палату в Хабаровске, стал там участником этнографического кружка, организованного известным путешественником, писателем и этнографом В.К. Арсеньевым. Последний так писал о Свирине в связи с хлопотами о переводе его в Москву или Петербург: «...рекомендую его как человека высокоинтеллигентного и образованного. По окончании университета он много работал над изучением русского зодчества, хорошо знает древнерусское искусство. В его лице вы найдете не только хорошего и полезного для музея работника, но и хорошего, честного человека. Один у него недостаток – это излишняя скромность...»
А.Н. Свирин. 1920-е гг.
В 1920 г. Свирина назначили завотделением Контроля Московского военного округа в Сергиевом Посаде. Здесь он в августе 1920 г. стал членом Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры.
Всего за несколько лет с момента открытия в отделах СПМЗ сформировалась целая палитра полноценных тематических экспозиций. Музей вырос, вел активную научно-исследовательскую работу, занимался культурно-просветительской и издательской деятельностью, проводил реставрационные работы.
Но уже летом 1927 г., начиная с фельетона в местной газете "Плуг и молот" пошли нападки на музей в органах печати. Далее последовала клеветническая публикация в журнале "Безбожник у станка", а затем статьи уже в столичной "Рабочей газете". В газете "Рабочая Москва" была помещена большая статья «Сергиевский музей – рассадник поповщины». Безбожный маховик набирал обороты...
В мае 1928 г. в списки произведенных в Сергиевом Посаде массовых арестов попали 14 монахов, работавших музейными служителями и сторожами. Среди этих имен надо выделить иеромонаха Диомида (в миру – Дмитрия Ивановича Егорова) – лаврского ризничего, который, по заверениям членов Комиссии по охране памятников Лавры являлся «исключительным знатоком древностей Лавры и незаменимым руководителем для посетителей музея». Арестованные монахи проходили по так называемому делу "Антисоветской группы черносотенных элементов в г. Сергиево Московской области".
Иеромонах Диомид (Егоров). Фото из личного дела, 1928 г.
Ни Дервиз, ни Свирин не были арестованы. Но летом 1928 г. Дервизу пришлось уволиться. Свирин подал рапорт о переходе в другой музей 2 января 1929 г., после чего еще несколько месяцев сдавал дела новому завмузеем. Музей был закрыт и открылся только в мае 1929 г. Он подвергся реорганизации и получил название "Сергиевский государственный бытовой и антирелигиозный музей".
«На место заведующего пришел Злинченко, одержимый манией кладоискательства, – писала одна из газет. – Он буравил стены, раскапывал могилы, перетряхивал древние скелеты в поисках каких-то несметных богатств». Пришедшие ему на смену директора были не лучше.
Но Свирин все же пережил тяжелые времена. Работал в Государственном музее изобразительных искусств Армении, заведовал музеем Московского текстильного института. С 1940 г. и почти до конца жизни работал в Третьяковской галерее, преподавал во многих учебных заведениях, написал много книг и статей по изобразительному искусству. В трудах часто ссылался на коллекцию Сергиевского историко-художественного музея.
В.Д. Дервиз, уйдя из музея, остался без жилья. Временами жил в Москве у своего товарища по Училищу правоведения, временами – у дочери Марии в Загорске. В 1933 г. он попал под трамвай и потерял ногу – передвигался на костылях. Владимир Дмитриевич написал несколько научных и литературных трудов. В свободное время занимался акварельной живописью. Погребен на Введенском кладбище в Москве.
Т.В. Смирнова
Источник: Смирнова Т.В. «...Под покров Преподобного». Очерки о некоторых известных семьях, живших в Сергиевом Посаде в 1920-е гг. / Т.В. Смирнова. – СТСЛ, 2007.
Справка:
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник создан по Декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 апреля 1920 г. «Об Обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Организация музея была подготовлена Комиссией по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, созданной в 1918 г. и проработавшей до 1925 г. В ее состав входили видные деятели культуры и представители Русской Православной Церкви.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра