Вл. Маковский
В нашем родном и славном
После молитвенных дней Страстной седмицы настала Великая Суббота.
У́треня [1]. Чудное пение погребения Христа. Затем, четырехчасовая Литургия Великой Субботы, когда всею душою почувствовалось, что после скорби, страданий и смерти Спасителя наступает действительно великая радость Преславного Воскресения...
Подошла и пасхальная ночь.
У пантелеимоновцев такой обычай, что светлая Пасхальная зау́треня [2] начинается в главном соборе, а потом оттуда братия расходится по своим церквам и пара́клисам [3] с торжественным пением «Христо́с Воскре́се»… Там оканчивают заутреню и сразу же начинают Литургию.
Кругом темно. Лампадки тихо мерцают.
Темные фигуры во мраке тихо спускаются по лестнице к нижнему собору.
В храме Покрова Пресвятой Богородицы закончилась длинная полу́нощница [4]. Унесли плащаницу в алтарь. И стало в церкви тихо, пусто, торжественно...
А ровно в полночь раздался колокольный звон. И после него пение в нижнем соборе: «Воскресе́ние Твое́ Христе́ Спа́се»... на славянском, а затем то же самое – на греческом. Все монахи с возженными свечами в руках выходили из собора, а за ними вышла и масса священнослужителей в праздничных ризах. После провозглашения могучего старца-архидиакона «И сподо́битися нам слы́шати свята́го Ева́нгелия Го́спода Бо́га мо́лим», отец наместник прочел Евангелие, прерываемое чудным колокольным трезвоном.
Затем, соединенные крестные ходы из обоих соборов – Пантелеимоновского и Покровского – торжественно обошли вокруг собора... Картина поистине незабываемая: чудесное прославление в монашеском царстве победы жизни над смертью! Торжество из торжеств под звездным куполом южной ночи: мерцание монашеских светильников и проникновенное афонское пение при чуть слышных всплесках волн залива.
Картина величайшего славле́ния (т.е. славословия Богу, прославления Его в молитвах). Впечатление глубокое и неизгладимое в душе!
Масса духовенства в нарядных с крупными цветами облачениях, иконы, хоругви и зажженные свечи. Все это представляло картину незабываемую, радостную. Но впечатление величия этой чудесной картины еще больше усиливалось от серебристого, радостного и искусного звона колоколов, который разносился далеко по Афонской Горе и таял в водах Архипелага...
Пасха на Афоне
Вернувшись, о. наместник провозгласил «Слава Святе́й» и прочел стих «Да воскре́снет Бог». Затем, назначенное для служения священство вошло в нижний собор, а остальные – поднялись в Покровский.
С воскресением Христовым все как бы воскресло, ожило и радостью озарило лица. А с кли́роса (греч. – хора) на клирос стала теперь перекатываться победная песнь и весь храм запылал в освещении свечей и драгоценных лампад.
Ликует земля вместе с небом, радуясь о Воскресшем Спасителе...
Всюду, во всем мире, в Святую ночь, в чистом весеннем воздухе носится торжественный гимн Воскресшему и гул густых таинственных колоколов, как волнами, застилается перезвоном серебристых маленьких колокольчиков. И когда, соединившись вместе, летит он к небесной родине, – тогда в душе и малоцерковного человека не может не блеснуть искра радости о Господе, не может не пробудиться чувство сердечного тепла и духовной радости.
Но особенно звучно и красиво колокольный звон и благовест раздается со звонниц русских святогорских обителей, в уединении приютившихся по горам и лесам Афона. И когда он раздается среди никем и ничем не нарушаемой тишины, воздух как будто вздрогнет от его удара. Как будто разорвется от его звуков, которые, медленно колыхаясь, тогда понесутся между деревьями все дальше и дальше. А потом где-то потонут, и только отзвук свой оставят пожить еще несколько мгновений... Когда же замрет и он, раздается другой удар с теми же переливами. Потом третий – и затем уже звуки сливаются в один властный, призывный гул, особенно чудесный, когда благовест перейдет в трезвон.
Тогда, легко и свободно, понесет этот звон колокольный к Богу все молитвы и слезы, которые приносят люди в храм Божий...
Русский на Афоне
Свято-Пантелеимонов монастырь
Возвращаясь к описанию церковных служб Пасхальной недели, скажу про совершенно особенную, и на Святой горе лишь виденную, вечерню в Светлое Воскресение. Для чтения Евангелия в Покровском соборе священнослужители становились гуськом, на известном расстоянии один от другого: в алтаре царских вратах – о. наместник, а в глубине храма – диаконы. При этом Евангелие читали на разных языках и после каждого стиха экклезиа́рхи [5] звонили в особые колокольчики, вроде бубенцов, давая знак звонарю. А затем плавно разносился гул большого колокола.
Это было необычайно торжественно и красиво.
А в другие дни Пасхальной недели за вечерней кадили экклезиархи, тоже имея золоченые ковчеги на плечах, особенными открытыми кадильницами на серебряных блюдах.
Вообще, всюду на Афоне богослужение – прекрасное. Но в Пантелеимоновом монастыре, в Андреевском и Ильинском русских скитах – оно к тому же истовое и проникновенное, исключительно благолепное и нам родное. Афонское служение нельзя даже назвать служением – это священнодействие, где все проникнуты важностью совершаемого. И ни у кого не замечается скуки или желания поскорее дочитать или отслужить. Наоборот, видно лишь общее стремление к молитве и высокой настроенности.
Источник: Макевский Вл. Афонские рассказы. – Париж, 1950. С. 34-37.
Примечания
[1] У́треня (греч. ὄρθρος от глаг. ὀρθρίζω – рано приходить). Древние христиане совершали богослужение в период гонений в основном ночью и ранним утром. С приданием христианству статуса легитимной религии Римской империи церковное богослужение смогло полноценно развиться. В его структуре стали выделяться составные части. Одними из самых ранних разновидностей церковного богослужения, приобретшими свои наименования от месторасположения в астрономических сутках, являются: вечерня, совершаемая, как правило, вечером и утреня – самая продолжительная из ежедневных служб суточного круга в Православной Церкви. Общий символизм утрени, в противоположность вечерни, – изображение новозаветных событий.
Обычно различают три вида утрени: вседневная, праздничная и пасхальная.
В Великом посту (редко и в другие многодневные посты) служится аллилуйная утреня. Кроме того, по учиненным дням может совершаться заупокойная утреня.
[2] Зау́треня – церк., разг. русское народное название утрени; в более узком смысле название утрени первого дня Пасхи. «Пойти к заутрене». «Прийти с заутрени». «Пасхальная заутреня» (до рассвета) – предваряет собой совершение Божественной литургии.
[3] Пара́клис (от греч. παρεκκλήo – утешение) – молебный канон (протяжное песнопение) к Богородице, который поется и читается верующими в случае душевной скорби. В балканских славянских языках параклисом часто именуют придел или часовню по схожести греческих слов «пареккли́сио» и «пара́клисис». Более правильные названия: парекклисион и проскринитарий.
Пареккли́сион (от греч. παρεκκλήσι) – небольшая церковь с освященным Святым Престолом внутри, иногда принадлежащая некому лицу или учреждению. Парекклисион может быть и приделом расположенной рядом церкви, и находиться внутри помещения.
Проскринита́рий (от греч. προσκυνητάριον от προσκυνῶ – преклоняю колени, почитаю) – небольшая часовня, где может в любое время помолиться проходящий мимо паломник. В Греции проскинитарии часто встречаются вблизи автотрасс, пешеходных троп, горных рек, на холмах, реже – в городах.
[4] Полу́нощница (греч. μεσονύκτικον) – одна из служб суточного богослужебного церковного круга, посвященная грядущим Пришествию Иисуса Христа и Страшному суду. Совершается в полночь. Различается вседневная, субботняя и воскресная. Пасхальная – единственная полунощница, которая совершается во всех православных храмах – перед пасхальным крестным ходом и следующей за ним утреней.
[5] Экклесиа́рх (от греч. ἐκκλησία – церковь + ἀρχή – власть; церковноначальник):
1) церковный ключарь; должностное лицо, наблюдающее за сохранностью здания храма и храмовых принадлежностей, отвечающее за поддержание внутреннего порядка, организацию и осуществление определенных вспомогательных действий богослужебного характера; старший пономарь;
2) чтец, управляющий общим ходом чтения во время богослужения;
3) уставщик.
Па́раэкклесиарх – помощник экклесиарха.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра