Когда началась война, я был еще маленьким. Помню себя пятилетним ребенком. Семья наша жила в Юрьеве-Польском, во Владимирской области. Дома все молились. Пока шла война, отец был на фронте. Он пришел в 1945 г. Я спросил его тогда: «Папа, как там на войне?» И он рассказал, что, когда приспела Пасха, было жарко. Отец прошел в окружную кукурузным полем, чтобы зайти в церковь помолиться. Пробрался к храму, осторожно заходит туда, смотрит – а там генералы, полковники, офицеры – все здесь! Папа тоже стал молиться. Один из помощников, ниже чином, заметил его и говорит тихонько: «Уходи давай скорее, чтоб тебя не видели!» Тогда строго было, боялись, что кто-то увидит и донесет. Моего отца могли потом по распоряжению на передовую кинуть, чтобы он погиб как ненужный свидетель.
Все молились, хоть и тайно, и просили помощи у Бога. Как говорят, на войне неверующих не бывает. Но меня удивило другое. Казалось бы, страшная война закончилась, уже праздновали Победу, отстояли свою землю – столько городов, деревень и сел – а тут начинается хрущевское гонение на Церковь, и храмы, которые сберегли от разрушения в войну, начинают один за другим закрывать. За это время было закрыто 15 тысяч храмов! Мой отец и другие люди обращались в разные инстанции: «Защитите, пожалуйста!» Но практически никто не вступился, все побоялись, даже ветераны. Ведь опять стали сажать по тюрьмам, и любой мог попасть под подозрение, а уж тем более за такое.
Вот такое сложное время тогда настало. Всем обещали, что теперь будет хорошая жизнь. Отец только перед смертью получил разрешение на бесплатный проезд в транспорте, а умер он в 1985 г. До этого никаких льгот не было.
В Патриаршем календаре за 2015 г. на стр. 273 приводятся слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что свободу можно обрести только в монастыре. Так и есть. Потому что подлинная свобода – это свобода от страстей. Для истинного монаха заключение или другие жизненные испытания не страшны, потому что внутренне, духовно он свободен. Что нам переживать, если материально, юридически или еще как-то мы не защищены или не обеспечены, когда мы со Христом, Господом нашим и Богом. Нужно, чтобы любовь к Богу у братии и у нас с вами была, как у преподобного Сергия.
Сейчас жалуются, что, дескать, то плохо, другое плохо... Дорогие мои! Запомните, что в Евангелии Господь говорит: «Меня гнали, и вас будут гнать» (Ин. 15:20). Но если священник будет говорить в храме на проповеди: «Приходите в православие: нас распинают, убивают, мучают, сажают, голодом морят», – то единицы захотят прийти. А если поставить вопрос по-другому: «Христос пострадал, отдал Свою жизнь, чтобы мы спаслись. Он пожертвовал Собой, а мы ради любви к Богу последуем за Ним по крестному пути испытаний и скорбей», – тогда откроется глубина жизни во Христе.
Отец Никодим (в миру – Валентин Васильевич Деев) родился 1 июля 1936 г. Окончив в 1955 г. среднюю школу, вскоре поступил в Московскую духовную семинарию. В 1961 г. Валентин получил на руки аттестат об успешном окончании духовной школы. Сдав вступительные экзамены, он поступил в Московскую духовную академию. В 1964 г. был принят послушником в Троице-Сергиеву Лавру. В следующем году 2 апреля наместником Лавры архимандритом Платоном (Лобанковым) был пострижен в монашество, а 11 апреля митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (Извековым) был хиротонисан во иеродиакона. В том же году иеродиакон Никодим окончил Духовную академию со степенью кандидата богословия. 21 июля 1967 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) рукоположил его в сан иеромонаха. Его Святейшеству сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков) и архиепископ Таллинский Алексий (Ридигер) – два будущих Патриарха. Отец Никодим поступил в аспирантуру при МДА, окончил ее 17 июня 1974 г. В 1981 г. возведен во игумена, в 1990 г. – в сан архимандрита.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра