Пафнутьево-Боровский монастырь и Троице-Сергиева Лавра: духовные нити
14 мая Православная Церковь чтит память преподобного Пафнутия Боровского – одного из последователей преподобного Сергия Радонежского.
Родился он в 1394 году в селе Кудинове, недалеко от Боровска, и в крещении получил имя Парфений. Его дед был татарским баскаком, но потом крестился с именем Мартин и воспитывал сына и внука уже в Православных традициях.
В 20 лет Парфений был пострижен в Боровском Покровском монастыре настоятелем отцом Маркелом с именем Пафнутий. Духовным наставником молодого монаха стал опытный старец Никита, постриженик и ученик преподобного Сергия Радонежского. Под его мудрым руководством отец Пафнутий подвизался в Покровском монастыре семь лет. В 1434 году, после смерти настоятеля, он стал новым игуменом обители.
Всего в Покровском монастыре отец Пафнутий провел более 30 лет. На 51 году жизни он тяжело заболел и начал готовиться к смерти, принял схиму. Но Господь судил иначе. Пафнутий выздоровел и покинул монастырь в поисках нового места служения. Побывал в Троице-Сергиевой Лавре, в Оптиной Пустыни... Наконец Пресвятая Богородица указала Преподобному место недалеко от его прежней обители, на другой стороне реки Протвы.
Остаток дней земной жизни старец собирался провести в тишине и покаянии. Но некоторый иноки Покровского монастыря, узнав о новом месте подвижничества своего духовного отца, перебрались к нему. Так началась история новой обители – ныне всем известного Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря. Еще при жизни Пафнутия монастырь стал одним из самых почитаемых в Московском государстве. Его посещали Великие князья Василий II, Иван III, Василий III, цари Иван IV Грозный, Федор Иванович, Михаил Романов и Алексей Михайлович… Сегодня монастырь является духовным центром Калужской земли.
Преподобный Пафнутий скончался 1/14 мая 1477 года. А в феврале 1547 года на Церковном Соборе был причислен к лику святых.
Архимандрит Леонид (Кавелин)
1859 году в Москве была издана книга «Историческое описание Боровского Пафнутьева монастыря». Ее автор - иеромонах Леонид (Кавелин). Отец Леонид описал историю монастыря, сокровища ризницы и библиотеки. Для Пафнутьево-Боровской обители его труд неоценим. После революции все архивы монастыря были уничтожены. И книга отца Леонида – единственный сохранившийся подлинный источник сведений о монастырской истории и реликвиях.
В 1877 году архимандрит Леонид становится наместником Троице-Сергиевой Лавры. Его стараниями была составлена и подробная опись богатейшей библиотеки Лавры. По его благословению начали выходить «Троицкие листки», в которых публиковались назидательные материалы для верующих.
Могила архимандрита Леонида находится за алтарем Духовской церкви.
***
Из истории Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году. В 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор, роспись которого является самой ранней известной работой великого иконописца Дионисия.
Через 119 лет, в 1586 году, собор был почти полностью разобран, и на его месте по воле царя Федора Ивановича поставлен новый, пятиглавый собор; в кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV века. Так, фрагменты росписи Митрофана и Дионисия сохранись до нашего времени (они находятся в Центральном музее древне-русской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве). В 1610 году Тушинский самозванец с поляками и литовцами опустошил обитель (изменники открыли ему ворота) и привел ее в крайнее разорение.
Войска и все монашествующие, находившиеся в монастыре, были убиты, в их числе погиб защитник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Иоасаф, удалившийся сюда напокой. В 1812 году Свято-Пафнутьев Боровский монастырь был сожжен французами, но вскоре восстановлен. В 1923 году все имущество обители отошло Главмузею, затем в нем разместили исправительную колонию, потом сельхозтехникум. Монастырь был передан Православной Церкви и вновь открыт в марте 1991 года.
В Рождественском соборе обители хранятся мощи преподобного Пафнутия Боровского.
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.