Пятницкий (Введенский) Подольный монастырь женский в Сергиевском посаде, Московской губернии, Дмитровского уезда существовал с XV в. Первоначально был мужским. Во время осады Троицко-Сергиевой Лавры поляками монастырь был разорен. В 1621 г. обращен в женский монастырь, в 1660 г. упразднен и обращен в приходскую церковь (энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
Как свидетельствует Троицкий летописец, ко времени возведения каменного храма на Подоле уже существовал монастырь. Его появление вполне можно связать с необходимостью оказывать постоянный уход за теми, кто находился в богадельне. Таким образом, богадельня при храме послужила основанием для появления вне лаврских стен небольшого по численности монастыря, но крайне необходимого для обслуживания немощных и престарелых.
В связи с этим появляется еще один аргумент в пользу одновременности постройки храмов. Как было выше упомянуто, изначально Введенская церковь была предназначена для «слуг» и «служебников» монастыря. Летописец свидетельствует, что новопоставленная каменная церковь Введения была холодной. Соответственно, строительство отдельного теплого храма для братии Подольного монастыря становилось необходимым в связи с ежедневной богослужебной жизнью. Предположить, что монахи Подольного монастыря ютились вместе с прихожанами Служней слободы в небольшом и холодном храме на протяжение более чем ста лет – что вполне можно предполагать из утверждения В. В. Кавельмахера – не представляется возможным. Тем более что монастырскому храму было «не к лицу» постоянно совершать различные требы жителей Служней слободы. Никаких свидетельств о том, чтобы рядом с каменным холодным Введенским храмом находилась иная, не нынешняя Пятницкая, теплая церковь, где бы могли молиться монашествующие Подольного монастыря, также не имеется.
Таким образом, представляется вполне вероятным, что две каменные церкви на Подоле были построены одновременно, в 1547 г., но отличались по своему предназначению. Главная Введенская церковь была приходской церковью Служней слободы, а новопоставленную «Пятницкую церковь (теплую) поставили монастырем», т.е. для монахов, живших на Подоле.
Однако вопрос об окончательной датировке времени возведения Пятницкой церкви так и остается открытым. Поэтому можно также предположить, что первоначально отстроенная Пятницкая церковь не сохранилась, и на ее месте вскоре был выстроен ныне существующий храм, уже в первой половине XVII века, или, как считает В.В. Кавельмахер, в 80-х – 90-х годах XVII века. Подтвердить или опровергнуть такое предположение могут только археологические раскопки территории бывшего Подольного монастыря.
Иеромонах Арсений утверждает, что Подольный монастырь обычно назывался Пятницким монастырем и только один раз, вероятно по недоразумению, был назван Введенским – в «Сказании о чудесах, бывших от иконы Казанской Божьей Матери в Подольном монастыре», составленном около 1652 г. В связи с этим иеромонах Арсений высказывает предположение, что к этому времени все слуги были приписаны к приходу двуштатной Рождественской церкви, а Введенская церковь, став бесприходной, перешла в ведение монастыря, что и послужило поводом для подобной ошибки.
Однако с такой же вероятностью можно предположить, что еще до строительства каменных храмов уже образовалась небольшая монашеская община из числа братий Троицкого монастыря, которые несли послушание при богадельне, что подтверждается вышеприведенными записями из синодика лаврской ризницы за 1544 и 1546 годы. Возможно, по роду послушаний инокам было удобнее ходить в близлежащую Введенскую церковь, что и могло послужить началом образования монашеской общины еще до появления двух каменных храмов. Поэтому можно допустить, что упоминание Введенского монастыря в «Сказании о чудесах» не случайно, а свидетельствует о сохранившейся в среде простого люда памяти о некогда бывшем Введенском монастыре. Косвенно это подтверждает и сам иеромонах Арсений, когда говорит, что Введенская церковь «первоначально носила название приходской церкви и богадельнаго монастыря».
Первоначальная богадельня при старой деревянной Введенской церкви, в 1547 г. была перенесена через Московскую дорогу, которая огибала Подольные церкви с запада и с севера, на то место, где впоследствии в 1892 г. Лаврой был построен каменный трехэтажный странноприимный дом. На этом месте мужская богадельня простояла до 1770 г., затем она была переведена на Вознесенскую гору, неподалеку от Вознесенской церкви и большой дороги.
Что касается людей, находившихся в богадельнях, то в Троицких, как и вообще в остальных богадельнях на Руси, они имели только помещение, получали на руки годовое жалованье деньгами или натурой (зерном, мукой); как написано в Стоглаве, «не могущих нигде главы подклонити, устроити в богадельнях пищею и одеждою». При этом призреваемым не запрещалось пополнять жалованье прошением милостыни, причем некоторые даже могли в богадельнях и не жить, а лишь получать жалованье. Относительно числа содержавшихся в лаврских богадельнях, в том числе и на Подоле, до XVIII в. мы сведений не имеем.
Сам Пятницкий монастырь не обладал никакой самостоятельностью. Он даже не имел обычного монастырского огорода, не говоря уже о вотчинах, пашне и покосах, и находился на полном содержании Троице-Сергиева монастыря, к которому была приписана и братия. Так, монастырская опись 1642 г. повествует об огородах, прудах с рыбой и мельницах, окружавших Подольный монастырь, но являвшихся собственностью «Большого Троицкого монастыря».
Свидетельство о Подольном монастыре сохранилось и в записи в древнем пергаментном Синодике Лавры «инока Ефрема иконника с Подолу», которая относится к 1599 г. В грамоте от 1586 г., касающейся поминовения! царя Ивана Васильевича Грозного, говорится. «А на Подоле в монастыре, по тому же, как и в Лавре, панихиды и обедни, кормы и милостыни дважды в году».
Еще одним подтверждением существования во 2-й половине XVI в. Подольного монастыря служат завещания монастырских жертвователей, желавших быть похороненными «У Троицы». Некоторые из них весьма определенно выражали быть похороненными «на горе», или «в большом», «верховном» монастыре. Например, в 1571 г. Василий Скрабин, сын Ушатов, просил, чтобы по смерти «тело его положите у Живоначальной Троицы и преч. Богородицы и преп. чудотворца Сергия на гору в большой монастырь». В 1575 г. Параскева Алексеева, жена Свербеева просит похоронить ее «у живоначальной Троицы в верховном монастыре». В 1576 г. Василий Васильев сын Иверенев – «у живоначальной Троицы в большом монастыре на горе». «Список погребенных в Троицком Сергиевом монастыре» упоминает «постриженика Костромского Богоявленского монастыря старца Иону Жука, который скончался проездом из Москвы и «за вклад погребен "в большом монастыре"». Как пишет иеромонах Арсений, «выражения "на гору" и "на горе", "большой", "верховный монастырь" указывают с одной стороны на существование в XVI веке другого, малого монастыря, именно Подольного, в котором, очевидно, хоронили тогда (из-за тесноты в Лавре) некоторых вкладчиков. А с другой стороны, это указывает и на единство монастырей, большого и малого, на горе и под горой». Этот «малый» Пятницкий монастырь вместе с вновь построенными каменными – Введенской и Пятницкой – церквами заложили в XVI веке то основание, на котором впоследствии будет развиваться история Подольных храмов.
Синодик лаврской библиотеки № 818, л. 202, среди 547 имен братии, слуг и служебников, защищавших монастырь во время осады 1610–1611 гг., упоминает, в том числе и «22 иноков Подольного монастыря». Это позволяет утверждать, что ко времени осады Подольный монастырь имел вполне сформировавшийся состав братии, по численности приближавшийся к средним монастырям.
Источник: Гедеон (Губка), игум. Подольные храмы Св.-Троицкой Серг. Лавры. СП: Пятницкое подворье, 2007.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра