Важной книгой в жизни православного христианина является молитвослов. В начале его помещены утренние и вечерние молитвы, которые христианин должен неукоснительно читать ежедневно.
В утренних молитвах православный человек выражает свою радость, обращаясь к Богу сразу же, «восстаете от сна». Одновременно он осознает свое падшее состояние и просит: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» (Пс. 50), исповедует православную веру, читая Символ веры. Он просит благословения на предстоящие в течение дня труды, взывает к Богу об укреплении веры, «да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоея руки и ограды»; обращается к Ангелу Хранителю с молитвой о покровении: «Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертного сего телесе». В последней молитве, обращенной к Пречистой Деве, испрашивается отгнание различных скорбных состояний и далее: «И от всех действ злых свободы мя».
В вечерних молитвах верующий человек обращается к Богу с молитвой: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Он просит Бога о помощи побороть «враги плотския и безплот- ныя» и молит: «всю сатанину детель отмени от мене»... «Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи». К Ангелу Хранителю взывает христианин: «от всякого лукавствия противного ми врага избави мя». Предстоящий сон является напоминанием и размышлением о неминуемой смерти: «Неужели мне одр сей гроб будет?» Благодаря Бога за прошедший день, мы испрашиваем мирный сон в предстоящую ночь, исповедуем свои грехи и молимся «о расточении злых духов»: «избави мя настоящего обстояния бесовского».
Таков вкратце смысл утренних и вечерних молитв, ежедневно творимых христианином. Авторами-составителями утренних и вечерних молитв являются известные в истории православные подвижники и богословы: преподобный Макарий Великий, святитель Василий Великий, святой Аитиох, святитель Иоанн Златоуст, преподобный Петр Студит, преподобный Иоанн Дамаскин. Первоначально молитвы были написаны на греческом языке, а затем, в свое время, переведены на церковнославянский. На этом священном языке русский человек из поколения в поколение постоянно беседует с Богом.
Памятуя слова Христа Спасителя, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20), по крайней мере раз в день мы должны совершить совместную молитву всей семьей, когда один читает, а все остальные молятся. Семья в православном понимании — это домашняя Церковь. В ней начинается воспитание будущего поколения, закладываются основы духовной жизни подрастающих детей. То, что они получат в семье, они пронесут затем через всю свою последующую жизнь. [1]
Молитва есть общение человека с Богом, его духовная пища. Предположим, что с сегодняшнего дня верующий человек перестал молиться. Изменений в своей жизни он не заметил: по-прежнему жизнь идет своим чередом, полна своих хлопот и забот и требует от человека все больше сил и суеты. Но если мы посмотрим на этот факт с расстояния десятков лет, то есть нескольких поколений, то будут видны явные изменения.
Попробуем сравнить жизнь русского человека сто лет назад и сейчас, в наше время. В те времена жизнь и быт семьи, состоявшей из верующих людей, были построены на молитве. Все вместе молились, вместе трудились, вместе ходили в храм, соблюдали церковные традиции. Жизнь в семье созидалась на вере в Бога, на любви к Церкви, почитании духовенства, уважении к старшим. При этом не было острой «проблемы поколений», «проблемы отцов и детей».
В результате активной атеистической пропаганды, различных социальных изменений и других факторов современный человек перестал молиться, утратил веру в Бога. Весь смысл бытия у нас сосредоточился на «земном царстве», на обеспечении материальной жизни, а в результате материальные ценности, заземленные идеалы, лишенные духовного содержания, потерпели фиаско. Человеческая личность и в целом все общество, как и его ячейка — семья, стали вырождаться.
Это целесообразно показать на следующем примере. Можно с уверенностью говорить, что за прошедшие сто лет медицина сделала большие успехи на поприще служения здоровью человека. Но правомочен вопрос: стал ли человек от этого здоровее? Вряд ли. Оказывается, игнорирование духовных проблем и одновременно акцентирование внимания только на проблемах тела ведет к общей дисгармонии. Люди стали больше болеть, появились новые болезни, другие болезни приняли более массовый характер. Подчас недуги наваливаются на человека совершенно непонятным образом: усилились аллергии, внутренний мир человека стал более агрессивным, подверженным влиянию гневливости, раздражительности и так далее. Это объясняется тем, что человек не имеет духовной защиты, благодати и помощи Божией в борьбе с духами и силами злобы поднебесной, о чем говорится в молитвах. Кроме того, ситуация усугубляется еще и в силу следующих обстоятельств: в вопросах духовной жизни не бывает вакуума. Лишившись поддержки светлых сил, поколения людей оказываются во власти сил темных. Более того, при разрешении жизненных проблем, для достижения здоровья и благополучия современный человек обращается к помощи различных «благодетелей», то есть целителей. Таким образом, налицо ситуация «снежного кома»: соответственно спросу, число «нетрадиционных» лекарей в последнее время растет, да и способностями они превосходят один другого. Те средства, которые они предлагают, кажутся современному человеку наиболее легкими и могущими принести быструю пользу. Но проходит какое- то время, и человек убеждается в том, что его кризисное состояние только усугубилось. И, дойдя до такой черты, люди наконец вспоминают о Церкви.
В наших храмах мы видим соборную молитву, когда во время богослужения все собравшиеся верующие молятся вместе. Имеет место в обществе и индивидуальная молитва, когда, например, человек в трудных обстоятельствах вспоминает о Боге и обращается к Нему. Наиболее же пострадала у нас семейная молитва. Между тем, семья и молитва — явления, которые тесно переплетены между собой: «заболела» семья — прекратилась молитва в ней; прекратилась молитва — «заболела» семья.
Сейчас в нашем обществе говорят о необходимости возрождения духовности. При этом нужно помнить, что понятие духовности достаточно конкретное. Ее нужно возрождать в каждом человеке и в каждой семье. Современное общество можно сравнивать со стеной, сложенной из мягких, рассыпающихся кирпичей. До тех пор пока у нас не будет возрождена здоровая христианская семья, общество будет болеть. Семья должна строиться на молитве — постоянной и каждодневной. Когда в семье будет единство в молитве, тогда будет единство и во всем остальном. Между тем, наше нынешнее состояние таково, что очевидные некогда вещи теперь нужно доказывать.
В связи с утратой традиций ежедневная молитва современному секуляризованному сознанию представляется долгой, нудной и скучной, не говоря уже о постоянной нехватке времени. Любят при этом ссылаться на то, что не были приучены к этому в детстве, не заложено с самого начала. Таким образом, библейский пример согрешивших Адама и Евы, ссылавшихся перед Богом друг на друга или на созданного Им змия (Быт. 3, 12—13), оказался очень живуч и в наши дни.
Между тем, «Царствие Божие силою нудится» (Мф. 11, 12), то есть требуются определенные и постоянные усилия, труды, подвиги, молитвы, добродетели... Иными словами, как ежедневно мы в своей жизни едим и пьем по нескольку раз в день, точно так же нуждается в духовной пище и наша бессмертная душа. Игнорирование этого закона — эксперимент с заведомо негативными последствиями, которые мы сейчас наблюдаем в нашем обществе.
Возрождение духовности обязывает нас возвратиться к нашим традиционным православным истокам, сделать их составной частью нашей повседневной жизни. Первый шаг в этом направлении — обращение к Богу с молитвой в начале и конце дня. Реальная возможность для этого имеется: православные молитвенники сейчас издаются немалыми тиражами и доступны для приобретения всем желающим. Вспомним также, что еще некоторое время назад верующие должны были переписывать молитвы от руки, а некоторые священники благословляли своих духовных детей заучивать их наизусть, потому что книгу или тетрадь могли изъять.
Однако для того, чтобы обрести опору в жизни, одной домашней молитвы недостаточно. Вдумываясь в слова читаемых нами молитв, мы все больше понимаем, что нас отделяет от Бога множество наших грехов, прошлых и настоящих. Они лишают душевного мира и покоя; что-то в нас как бы мешает нам думать и действовать так, как нам бы хотелось «по правде Божией». Для того чтобы снять с себя это греховное бремя, очиститься и получить благодатную помощь от Бога, следует регулярно приступать к исповеди, к таинству покаяния, которое Православная Церковь установила по слову Господа нашего Иисуса Христа.
Архимандрит Макарий (Веретенников). Заметки о православной вере. Санкт-Петербург 2011. Стр. 8 – 16.
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] Об этом см.: Каледа Глеб, прот. Домашняя Церковь., 1997 (2-е изд. - 1998)
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра