В день празднования в честь святого пророка Илии, великого ревнителя о Господе Боге Вседержителе и святом законе Его прилично слово о вере. Сущность же веры состоит в союзе с Богом, устанавливаемом и укрепляемом с Его стороны призванием нас к Нему Его благодатию, а с нашей – обращением к Нему умом и сердцем, т. е. молитвою. Только в этом союзе Бог открывается человеку, дает Себя чувствовать и опытно познавать, что Он есть свет, жизнь и любовь. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Это значение молитвы в деле веры Иисус Христос и Его апостолы раскрыли нам со всею полнотою, ясностию и убедительностию.
Если Бог, видя нас безнадежно погибающих в заблуждениях и пороках, зовет нас к Себе, то мы должны стремиться к Нему, быть при Нем, как дети при отце, в постоянном общении с Ним, и не отлучаться от Него. Если Богу угодно сообщать нам дары ведения и благодатные силы для нашего духовного возрождения: то и мы должны желать, просить у Него этих дарований, благоговейно принимать и по Его руководству употреблять их. Мы предназначены к вечному усовершенствованию и блаженству в жизни с Богом и должны молить Его: «Да даст нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе» (1 Ин. 5:20). Итак, сколько нужны нам свет и сила благодати Божией для приобретения веры, столько же нужна и молитва.
Святой апостол Павел дает такую заповедь христианам: «Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Сол. 5:17-18). Такая заповедь людям плотским и погруженным в житейские заботы кажется неисполнимою, но так казалось самим апостолам, когда Господь говорил им о трудностях богатому войти в Царство Небесное: так кто же может спастись? говорили они, – Господь отвечал: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:25-26). И эта заповедь о непрестанном содержании ума и сердца нашего в молитвенном общении с Богом дается нам апостолом не по расчету на наше усердие и силы, а по убеждению в помощи Божией. Как чистый живительный воздух входит в грудь нашу непременно тогда, когда мы открываем уста свои и вдыхаем его в себя: так и благодать Божия входит в нашу душу, когда мы открываем Богу наше сердце, хотя слабым воздыханием к Нему, хотя с тягостным для нас возношением к Нему ума нашего. Прошение о помощи в предстоящем деле, благодарение за успех по совершении его, поведание Господу нашей печали в надежде от Него утешения, желание освящения Его благословением нашего счастия и радости, – все эти движения духа нашего к Богу суть проявления нашей веры и все ответы на молитвы наши от Господа Бога, ощущаемые нашим сердцем, – суть удостоверение, что мы Божии, что Бог с нами, что все необходимое для нас всегда дано будет нам, как Господь сказал двум слепцам, просившим прозрения с верою в Него: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Вот основания нашей личной веры, открывающейся и действующей в душе каждого из нас.
Наша Святая Церковь – не уставы и правила только нам предписывает для воспитания в нас живой и деятельной веры, а помогает нам в этом великом деле своими молитвами. Как Господь Иисус Христос, не оставляя верующих только их собственным силам, молился о них во дни совершения подвига нашего искупления, и ныне ходатайствует о нас пред Отцом Небесным; так Он даровал и Церкви силу вседейственной молитвы за чад своих. Она непрестанно молится о нашем просвещении благодатию Божиею об утверждении нас в вере.
Крепко надо думать всем русским мыслящим людям о современном состоянии нашего отечества. Конечно, на нас, служителях Церкви, прежде всех лежит обязанность охранять веру и добрую нравственность в нашем народе. Мы, по завету Спасителя нашего, должны днем и ночью собирать воедино стадо и оберегать вверенных нам Его словесных овец от рыщущих вокруг него волков в овечьих одеждах (см.: Мф. 7:15). Но и все образованные соотечественники наши, сохранившие в душах своих веру и страх Божий, как члены Христовой Церкви, – владеющие словом и пером должны помогать нам, подкреплять нас, будить нас от нашей дремоты и беспечности, навеваемой и на нас духом нашего времени, как будят бодрствующие спящих, объятых пламенем пожара.
Обращаюсь к вам… помните и мое вам наставление: кто не молится никогда, – тот не имеет веры; кто выражает мысли, оскорбительные для Господа нашего Иисуса Христа и святой Его Церкви, тот «сын противления».
Заключим нашу речь словом Господним: «Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:37-38).
Архиепископ Амвросий (Ключарев)
Источник: Амвросий (Ключарев), архиеп. Полн. собр. проповедей. Харьков: Тип. Губерн. правления, 1902. Т. 4. – С. 201-230.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра