Один из дней, 22 мая, семья царя провела в Троице-Сергиевой Лавре. Александр III впервые оказался здесь еще юношей и навсегда сохранил наилучшие чувства к этой обители благочестия. Теперь приехал в период радости, но в день печальной памяти – смерти мамы. Вот уже три года, как Господь призвал ее, но боль от потери не проходила. Как она там, на Небесах? Радуется ли, глядя на происходящее в Москве? Но как здесь, на земле, ее не достает всем близким. После молитвы у раки преподобного Сергия отлегло от сердца, на душе стало тихо и светло... [1].
3 июня (22 мая) в 9 часов утра Их Императорские величества со свитой выехали по Ярославской железной дороге в Троице-Сергиеву Лавру. На пути следования поезда во многих местах стояло множество крестьян, осенявших царский путь крестным знамением, и слышались крики «ура».
На железнодорожной станции городской голова Е.В. Амфитеатров поднес хлеб-соль на кипарисовом блюде, на котором местный мастер вырезал благословение преподобным Сергием Димитрия Донского на брань, виды Лавры и здания Московской духовной академии. Кроме того, была поднесена хлеб-соль на серебряном блюде от волостей Морозовской и Рогачевской [2].
Встреча в Сергиево-Троицкой Лавре
Из воспоминаний архимандрита Товии (Цымбала), наместника Лавры 1904–1915 гг.:
«О Высочайшем посещении Лавры Преподобного Сергия государем императором Александром III 22 мая 1883 года
1. Государь император и государыня императрица с наследником цесаревичем и другими Великими князьями прибыли в Лавру с экстренным поездом в половине одиннадцатого часа утром.
2. Торжественная встреча Их Величеств митрополитом и всею братиею была за Святыми воротами. При встрече митрополит сказал приветственную речь государю следующего содержания:
"Благочестивый Богом венчанный великий государь император! Торжествует и ликует обитель Преподобного Сергия, имея невыразимое счастье видеть в своих стенах Тебя и Августейшую [3] венчанную супругу Твою после торжеств первопрестольной столицы.
Царь величайшей в свете державы прерывает приличные царскому величию радостные торжества первопрестольного града Своего, чтобы явиться в смиренной обители смиренным и благоговейным поклонником заветной русской святыни. Какое умилительное и восторгающее душу зрелище! Как поучительно оно для всех Твоих верноподданных!
Время на всё временное кладет свою печать. Но меняются не только внешнее положение, но часто и самые взгляды и убеждения. Посреди этой непрерывной изменчивости, к истинному утешению всех верных сынов Отечества, остаются неизменными вера и благоговейное уважение венценосных монархов русских к святыне. Руководясь сею верою, они прибегали под кров смиренной обители и в радостных обстоятельствах жизни, чтобы вознести к Престолу Всевышнего, от Которого исходят всякое деяние благо и всяк дар совершен, молитвы, хвалы и благодарения; и в скорбные годины испытаний, чтобы вдохнуть в себя силу и крепость, твердость и мужество, благодушно переносить посылаемые испытания, найти утешение и подкрепление в постигших скорбях и обстояниях.
Той же дух веры и благоговения к святыни благочестивых предков Твоих, и в Тебе, благочестивейший, Богом венчанный государь, и в Твоей Августейшей венчанной супруге, видит православная Россия и радуется радостью неизглаголанною о благочестивом царе своем.
Первоначальник обители сей преподобный и богоносный отец наш Сергий, благословивший некогда благочестивого предка [4] Твоего свергнуть иноплеменное иго, тяготевшее над Россией, споспешествовавый молитвами своими победе над врагами Отечества и выделивший из своего небольшого стада двух доблестных витязей, положивших на брани души своя за Отечество, да низведет своими действенными у Престола Божия молитвами благословение Всевышнего на Тебя, венчанную супругу Твою и Богом врученное Тебе царство Русское".
Встреча в Сергиево-Троицкой Лавре
3. Кончивши речь, митрополит поднес святой крест для целования государю и государыне и прочим членам царской фамилии, присутствовавшим здесь; при этом каждого из них окроплял святой водой и целовал руку, равно и они целовали и его руку.
Затем торжественное шествие двинулось к Троицкому собору, и, придя в храм, митрополит положил крест на блюдо ризничному для отнесения в алтарь, а сам предложил государю занять приготовленное Ему место, потом (вместе с сослужащими ему) сделал два поклона к иконостасу, а третий – государю и, помолившись, сотворил обычное начало, и началась Литургия по обычаю. Во время Литургии на ектениях (первой и сугубой) имя митрополита не было поминаемо, а на выкличках обоих поминали митрополита, где следует, только пропускал «господина нашего».
4. На первой выкличке после [5] царской фамилии приложена была вечная память по усопшей государыне императрице Марии Александровне, потому что это был день (22 мая) ее кончины. Вечную память пели мальчики один раз (стоя на клиросе) и все хором один раз. Затем следовал конец выклички обычный.
5. Окончивши выкличку, мальчики на клиросе пропели "Слава" и "Со святыми упокой", а потом служащие в алтаре – "И ныне" и "Аще и во гроб..." Остальная часть Литургии продолжалась обычным порядком.
6. В конце Литургии во время ектении "Прости приимши" поставлен был столик пред амвоном, а на нем – крест, кутия и свеча. По заамвонной молитве хор пропел "Со духи праведных скончавшихся...", и митрополит с сослужащими, выйдя к столику, совершил заупокойную литию без возглашения "Вечной памяти" – словом, одну заупокойную ектению и возглас; посем – "Аминь", "Буди имя Господне..." и обычный отпуст Литургии.
7. По Литургии отслужен был молебен преподобному Сергию полный, впрочем, для краткости пропущены были запевы 4-й, 5-й и 6-й песни, также и молитва была оставлена (принять к сведению: певчие, преимущественно же мальчики, должны стоять лицом к государю, а во время возношения на ектениях имен Их Величеств должны полагать на себе крестное знамение. – Прим. авт.) [6].
8. По отпусте – молебны и многолетии; поднесены были государю императору и всем членам царствующего Дома просфоры; затем государь прикладывался к местным иконам и к мощам преподобного Сергия, где поднесены были Ему – образ посещения (складень), копия с чудотворного, бывающего в военных походах, а государыне – образ Богоматери Черниговской, тоже копия с чудотворного образа, находящегося в пещерах при Гефсиманском ските.
9. От мощей преподобного Сергия государь заходил молиться в часовню Божией Матери и в церковь Преподобного Никона, затем прошел в Митрополичьи покои, где предложен был Ему завтрак и кофе. В половине же 3-го часа при выезде из Лавры государь осматривал Успенский собор по причине недавнего обновления сего храма, потом заходил в Академию, где ректором представлены были профессора Академии; наконец посетил Гефсиманский скит и при оном находящиеся пещеры, откуда проехал на вокзал железной дороги и в Москву.
10. Проводивши Государя в 4 часа пополудни, братия Лавры собралась в Троицкий собор, куда немедленно пришел и Владыка митрополит, который, облачившись в малое облачение, отслужил благодарственный Господу Богу молебен о благополучном посещении обители Преподобного Сергия Его Императорским Величеством.
11. В числе Высочайших особ, бывших с государем императором, находился и Владетельный князь Черногорский Николай» [7].
Подготовила К. Конорева,
Паломнический центр СТСЛ
Примечания
[1] Отрывок из книги Александра Боханова «Император Александр III».
[2] Коронация Александра III Часть 5: Продолжение коронационных торжеств// https://toptigki.livejournal.com/36299.html
[3] Архив архим. Товии (Цымбала).
[4] Архив архим. Товии (Цымбала).
[5] Архив архим. Товии (Цымбала).
[6] Архив архим. Товии (Цымбала).
[7] Архив архим. Товии (Цымбала).
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра