В год «Ахмыловой орды» [1], как говорит «Житие преподобного Сергия», в семье ростовского боярина Кирилла родился сын Варфоломей. Потому одной из возможных дат рождения преподобного Сергия считается 1322 год, отмеченный в летописях как год появления на Руси посла Ахмыла. Но на самом деле год рождения преподобного Сергия представляет собой историческую загадку, не разрешенную, а лишь загаданную пространным витиеватым повествованием Епифания Премудрого. Написанное Епифанием «Житие...» нельзя рассматривать как протоколирование жизни преподобного Сергия. Не называя точного времени, Епифаний использует различные хронологические привязки, которые не согласуются между собой. Так, о рождении Сергия он пишет, что произошло оно в царствование императоров византийских и цареградских патриархов. Однако даты пребывания их на престолах и кафедрах не могут быть даже близко соотнесены с детскими годами Преподобного. Ошибка исправлялась как раз привязкой к правлению русских князей и митрополитов, историческим событиям, в которых Епифанию было запутаться сложнее, чем в датах царствования и патриаршества лиц, весьма далеких от него территориально и во времени. Все это дает повод для ученых разномыслий относительно года рождения Сергия Радонежского.
Крещение младенца Варфоломея. Рукописное лицевое "Житие преподобного Сергия Радонежского. XVI в.
Разночтение в определении дат рождения Преподобного основано в первую очередь на разногласии источников. Епифаний Премудрый работал над двумя повествованиями о жизни троицкого игумена. Более раннее, законченное около 1412 года, называлось « Похвальное слово Сергию Радонежскому» [2]. Второе (1418 г.) — собственно «Житие...». Житие доведено Епифанием только до середины. Закончено оно было уже младшим современником Епифания — Пахомием Логофетом (работа над продолжением «Жития...» началась в 1438 г.).
В «Похвальном слове...» сказано, что преподобный Сергий прожил семьдесят лет. Но в «Житии...» встречается другое число — семьдесят восемь лет. Соответственно, используя точную дату преставления преподобного Сергия (25 сентября 1392 г.), и определяют год его рождения — либо 1322-й (если принять, что он прожил семьдесят лет), либо 1314-й (если более достоверным считать срок его земной жизни в семьдесят восемь лет).
Выбрать из двух источников наиболее «авторитетный» сложно. С одной стороны, «Похвальное слово...» написано раньше, и приоритет мог бы быть отдан ему. Но рукописи «Похвального слова...» дошли до нашего времени в списках более поздних, чем законченное Пахомием Логофетом «Житие...». Здесь чаши весов уравниваются. К тому же именно «Житие преподобного Сергия» в редакции Пахомия зафиксировано церковной традицией.
Вообще, механический подход — «чем древнее, тем и вернее» — весьма условен. Церковное творчество, в том числе и агиографическое, соборно. В церковной среде погрешности первописателя могут быть скорректированы его младшими современниками, получившими и другие более точные или пространные сведения от иных очевидцев событий. Поэтому строго принять какую-то одну точку зрения сложно. К примеру, автор фундаментальной «Истории Русской Церкви» митрополит Московский Макарий (Булгаков) не дерзнул выбрать один из двух вариантов и осторожно написал, что преподобный Сергий родился «около 1320 года» [3].
Данные Епифания могут быть сопоставлены с параллельными историческими сведениями. Так, он ссылается, как уже упоминалось, на год прихода «Ахмыловой рати», т. е. 1322-й. Однако теперь сложно понять, была ли эта хронологическая привязка основана на воспоминаниях людей, поведавших преподобному Епифанию о детстве Варфоломея, или же его собственной догадкой. Родные могли помнить, что в год рождения Варфоломея приходила некая орда. А Епифаний мог уже сам соотнести эти сведения с одним из самых известных татарских нашествий на Русь, украсив, таким образом, повесть историческими подробностями. Об этом можно судить по тому, что при упоминании Ахмыловой орды Епифаний уточняет: рождение преподобного Сергия пришлось на время пребывания на кафедре константинопольского патриарха Каллиста. В действительности же годы патриаршества Каллиста никак не сопоставимы с годами младенчества Варфоломея: 1350—1353 (первое патриаршество) и 1355—1362 (второе патриаршество). И упоминание Епифанием о времени правления «благочестивого императора Андроника» ничего не проясняет. Императоры Андроник II и Андроник III правили последовательно с 1282 по 1328 год и с 1328 по 1341 год. Можем только определенно сказать, что преподобный Сергий родился в годы правления Андроника II. При этом патриарх Каллист взошел на Цареградскую кафедру уже после смерти обоих императоров.
Крещение младенца Вафоломея. Рукописное лицевое
"Житие преподобного Сергия Радонежского". XVI в.
Учеными предпринимались попытки выяснить причины такой несуразицы в тексте. Высказано предположение [4], что Епифаний пользовался источником, в котором в годы правления Каллиста при буквенной записи закралась ошибка, и 6858 год стал 6828 (е заменилась на к), т. е. писатель мог заблуждаться в том смысле, что, по его неверным сведениям, Каллист патриаршествовал с 1320 (6828) года. Однако попытки эти сложно признать до конца удовлетворительными, поскольку ученые явно стремятся «подогнать» ошибку под искомый ответ и не видят более естественной причины.
Справедливости ради следует заметить, что ошибка с годами правления патриарха Каллиста с очень малой долей вероятности могла быть плодом заблуждения самого преподобного Епифания Премудрого. Для Епифания патриарх Каллист не был абстрактной фигурой легендарного прошлого, о которой он знал исключительно из испорченных переписчиками книг. Епифаний — его младший современник. И второе патриаршество Каллиста (1355—1362) он застал уже во вполне сознательном возрасте. Имя патриарха Каллиста возглашалось за каждым богослужением и пройти мимо Епифания незамеченным не могло. Кроме того, он путешествовал по христианскому Востоку. Существует предположение, что Епифаний был автором Троицкой летописи [5] — одного из самых полных источников по русской истории того времени. Летопись постоянно обращается к византийским событиям, обнаруживая соответствующую осведомленность ее автора. Следовательно, Епифаний не был хронистом-дилетантом. Все это говорит о том, что сам Епифаний не мог так сильно ошибаться и принять практически современное ему лицо за деятеля «древности». Логичнее было бы предположить, что эта ошибка, а следовательно, и все остальные хронологические разъяснения и аналогии исходят от позднего правщика текста.
Учеными были выдвинуты версии согласования возраста преподобного по «Житию...» — семьдесят восемь лет — с семьюдесятью годами, фигурирующими в «Похвальном слове». Так, высказано предположение, что семьдесят восемь лет получились в результате ошибки переписчика одного из первых списков: союз «и», следовавший за датой 70, был принят за цифру — «и восьмеричное», т. е. й. Ошибка была растиражирована в последующих редакциях «Жития...». Однако другие исследователи вполне резонно возражают, что таким же образом можно объяснить появление редакций с числом лет преподобного — 70, т. е. обратным путем первоначальное «и восьмеричное» стало союзом «и». Причем фраза читается в любом из вариантов без каких-либо логических изъянов.
Год рождения — 1314-й, получаемый вычитанием возраста в 78 лет из даты смерти Преподобного — 1392 год, также можно сопоставить с параллельными событиями — татарскими набегами. Летописи говорят, что в этот год тоже была татарская рать: приходил посол именем Аракчи [6].
Есть веские причины считать годом рождения преподобного Сергия 1318-й. Такого мнения придерживался в своем труде «Житие преподобного Сергия» архиепископ Никон (Рождественский). Он основывался на некоторых списках, согласно которым число лет святого Сергия было семьдесят два, предлагая при этом собственную теорию появления в прочих списках числа семьдесят восемь путем трансформации в него — по извиняющим невнимательных переписчиков причинам — схожести буквенного написания двух цифр. Такого же мнения придерживался и лаврский архимандрит Леонид (Кавелин), который, описывая бытие Лавры, указывает годом рождения 1319-й [7]. При этом он ориентируется на данные более раннего Епифаниевого труда — «Похвальное слово Сергию Радонежскому».
От себя же можем добавить: весьма вероятно, что рождение преподобного Сергия пришлось именно на 1318—1319 годы, поскольку косвенно это подтверждается и другими данными. Так, в 1318 году в Ростов тоже приходила татарская рать, предводительствуемая, правда, не Ахмылом, а «послом» Кончей. Причем приходила она именно в Ростов и никуда больше, взяв его штурмом, как можем видеть из Троицкой летописи. Посещение Кончи запало в память ростовцам сильнее «Ахмыловой рати» уже потому, что Ахмыл [8] ограничился лишь сожжением дальнего пригорода Ростова — Ярославля, пощадив при этом саму метрополию. Конча же «убил 120 человек у Костромы и потом взял весь Ростов ратью» [9]. В пользу 1318 года может быть и внутренняя хронологическая логика «Жития...». Варфоломей, согласно ему, был пострижен в монашество двадцати трех лет от роду (т. е. на двадцать четвертом году жизни). Между тем, как будет показано ниже, постриг не мог состояться ранее 1342 года. 1342 минус 24 — получаем 1318 год.
Житие преподобного Сергия дает возможность определить и день его рождения [10]. Если считать, что имя ему было наречено по святому, память которого праздновалась в день, когда над младенцем совершено крещение, то датой крещения следует считать день памяти святого апостола Варфоломея, вспоминаемого Церковью 11 июня.
«Житие...» говорит, что крещен младенец был по истечении шести недель после рождения, что соответствует правилу о крещении ребенка через сорок дней по рождении. По разным системам подсчета эта дата приходится либо на 1-е, либо на 3 мая. Однако предпочтительнее говорить все же о 1 мая, поскольку это как раз шесть полных недель, соответствующих сорока дням по так называемому «исключительному» счету, когда срок начинает исчисляться со дня, последующего расчетной дате, и включает в себя полные, в данном случае, сорок дней. Крещение же происходит по истечении полных сорока дней — на сорок первый. То есть речь идет именно о шести неделях — 42 днях, включающих как дату рождения, так и дату крещения. Кроме того, более ранняя дата рождения логически предпочтительней еще и потому, что тогда и дата зачатия (минус девять месяцев) приходится не на дни Успенского поста, начинающегося 1 августа, хотя такие расчеты довольно условны.
Т. Крючков. Преподобный Сергий Радонежский и его окружение. Исторический очерк. - М., Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] «Хощу же сказати времена и лета, в ня же преподобный родися: в лета благочестнваго преславнаго дрежавнаго царя Андроника, самодержца гречьскаго, иже в Цариграде царьствовавшаго, при архиепископе Конь- стянтина града Калисте, патриарсе вселеньском, в земли же Русстей в княжение великое тферьское при великом князи Димитрии Михайловиче, при архиепископе пресвященнем Петре митрополите всея Руси, егда рать Ахмулова» (Клосс Б.М. Указ. соч. С. 297).
[2] См.: Клосс Б.М. Указ. соч. С. 272-283.
[3] Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 3. - М„ 1995. С. 108.
[4] См.: Аверьянов К.А. Когда родился Сергий Радонежский // История и культура Ростовской земли: Материалы конференции 2003 г. - Ростов, 2004. С. 241. Автор ссылается на работы М.В. Бибикова.
[5] См.: Клосс Б.М. Указ. соч. С. 242-255.
[6] См.: Троицкая летопись. С. 355.
[7] См.: Никон (Рождественский), архим.//Жшш и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца//СТСЛ. 1904. С. 242.
[8] Некоторая путаница в соотнесении года рождения преподобного Сергия с приходом Ахмыловой орды может быть связана с тем, что поход Ахмыла упоминается в русских летописях также и под 1318 г. Составитель «Жития...» мог иметь в виду именно это обстоятельство.
Архиепископ Никон (Рождественский) в своем жизнеописании преподобного Сергия указывал 1318-й как год его рождения именно по этой причине, хотя появление Ахмыла на Руси в этот раз не было связано с набегом, а потому не могло называться «ратью» или «ордой». Тем не менее это дает основание для предположений о возможности допущения поздними редакторами текста «Жития...» ошибки, связанной с годами прихода на Русь посла Ахмыла.
[9] Троицкая летопись. С. 356.
По ростовским источникам имя посла было Кочка: «В лето 6826 прииде посол на Рус лют, именем Кочка, и уби у Костромы 100 и 20 человек и оттоле шед, пограби Ростов и церкви разграби, а люди плени» (Полное собрание русских летописей. Т. XXIV. Языки русской культуры, 2000. С. 108; далее: ПСРЛ).
[10] См.: Аверьянов К.А. Когда родился Сергий Радонежский... С. 241.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра