Пресвятую Деву Марию из рода праведного Авраама и псалмопевца Давида (из которого Промыслом Божиим определено было произойти Спасителю), обрученную старцу Иосифу из того же рода для Ее охранения, православный христианин почитает как «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, Присноблаженную и Пренепорочную Матерь Бога нашего». Это почитание основано на слове Божием, на вере в особые Ее достоинства.
Величие Пресвятой Девы Марии утверждено на первых страницах святого Евангелия от Луки (главы 1 и 11). Рязанский митрополит Стефан (Яворский) говорит: «...здесь нужно взять в рассуждение то, во-первых, что значит зачать и носить Слово Божие плотию, и то, во-вторых, что значит зачать и носить слово Божие мыслию. Она прежде сердцем, нежели чревом, прежде мыслью, нежели плотью, прежде духом, нежели телом, прежде миром, нежели утробою зачала Христа и не зачала бы плотью Христа, если бы прежде не зачала Его верой».
Вся Святая Троица почтила Пресвятую Деву: Бог Отец - Своим благоволением, Сын - воплощением, Святой Дух - осенением.
Особыми достоинствами Пресвятой Девы Марии, за которые особенно и почитают Ее христиане, являются Приснодевство и Богоматеринство.
Пресвятая Мария пребывала и пребывает Девой прежде рождения Спасителя, при рождении и после рождения. С древних пор имя Дева стало как бы Ее собственным именем.
Еще в Ветхом Завете пророк Исаия предсказал: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Ис. 7:14). О том, что это пророчество относится к Мессии и соответственно к Пресвятой Марии засвидетельствовал евангелист Матфей, сославшись на него при рассказе об обстоятельствах Рождества Христова (Мф. 1:22-23). Указание на Приснодевство усматривается и в видении пророка Иезекииля о восточных вратах храма (Иез. 44:1-2).
В Новом Завете имеется ряд свидетельств о Приснодевстве Марии. Пресвятая Мария оставалась верна обету девства, а Иосиф был Еу стражем (Лк., Мф., гл. 1). О том же единогласно учат святые отцы Церкви (сщмч. Игнатий Богоносец, мч. Иустин Философ, сщмч. Ириней Лионский, Феодот, еп. Анкирский).
Исповедание веры Святой Церкви в истину Приснодевства Пресвятой Марии нашло свое выражение в древнейших символах, начиная с апостольского. Это верование засвидетельствовано на Вселенских Соборах, особенно на Третьем. Святые отцы Пятого Вселенского Собора решительно заявили: «Если кто не исповедует два рождения Бога Слова, одно прежде веков от Отца, безвременно и бестелесно, а другое в последние дни, когда Он сошел с небес и воплотился от святой преславной Богородицы и Приснодевы Марии, и родился от Нея, тот да будет анафема». «Святую Деву, - утверждает святой Кирилл Александрийский в деяниях Третьего Вселенского Собора, - не представляют иначе, как Богородицей».
И действительно, как в Священном Писании, так, естественно, и в святоотеческом понимании учение о Пресвятой Деве и учение о Богородице есть одно неделимое целое. Строго следуя учению Священного Писания, святые отцы Церкви говорят: «Бог наш Иисус Христос, по устроению Божию, зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого» (Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Ефесянам, гл. 18); «Тот, Которого Бог обещал Давиду от плода чрева его восставить (как) Царя Вечного, есть Тот Самый, Который родился от Девы из рода Давидова... Сам Он, Слово, восстановляя в Себе Адама, справедливо получил рождение для восстановления Адама от Марии-Девы» (Ириней Лионский, сщмч. Пр. ер. Кн. III, гл. 21, §§ 5, 10).
«Сын Божий, прежде веков рожденный от Отца и напоследок дней воплотившийся от Девы родившийся, Ему только ведомым образом, бес- семенно и неизреченно, сохранивший девство не растленным... В самую утробу Девы вселился Бог-Слово, и огнь Божества Его не попалил членов девического тела, но сохранял их в продолжении девятимесячного времени... Кто отрицает, что Мария родила Бога, от не увидит славы Божества Его» (Ефрем Сирин, прп. Творения. Ч. 2).
Особенно замечательно рассуждение святителя Григория Богослова - и решительностью, и обстоятельностью. «Если кто не признает Марию Богородицей, то он отлучён от Божества, - пишет Святитель и продолжает: - Если кто говорит, что Христос как через трубу прошел через Деву, а не образовался в Ней Божески вместе и человечески - Божески, как родившийся без мужа, человечески, как родившийся по закону чревоношения, - то и он также безбожен. Если кто говорит, что в Деве образовался человек и потом уступил место Богу, то он осужден, ибо это значит не рождение Бога признавать, но избегать рождения. Если кто вводит двух сынов - одного от Бога и Отца, а другого от Матери, а не одного и того же, то да лишится он всыновления, обещанного право верующим». Последние рассуждения показывают, что Святая Церковь устами святых отцов учила, что Пресвятая Дева родила Господа нашего Иисуса Христа не по Его Божеству, а по человечеству, но человечество с момента воплощения Сына Божия нераздельно и ипостасно соединилось в Нем с Божеством. Дева Мария родила не простого человека, но Бога во плоти и потому почитается Богородицей.
Будучи Божией Матерью, Пресвятая Дева остается и вечной любящей человечество Матерью, его Молитвенницей и Заступницей. Будучи близкой людям в их нуждах еще при Своей земной жизни (см.: Ин. 2:1-5), Она такой же пребывает и уйдя в обители Своего Божественного Сына. Находясь возле Своего Сына и Бога, Она находится и среди людей, как Скоропослушница, Покров, Надежда, теплая Молитвенница о благом и верная Оградительница от всякого зла.
О постоянном небесном заступничестве Божией Матери нагляднейшим образом свидетельствуют Ее многочисленные чудотворные иконы, через которые много излилось благодати Божией и продолжает изливаться.
Молитвенное почитание в православии Пресвятой Девы Марии велико. Святая Православная Церковь, призывая своих чад почитать Пресвятую Деву Марию, вместе с тем наставляет, что это почитание должно быть не как Бога, а только как Святейшую всех святых, что воздаваемая Ей честь относится к Самому Богу.
Наконец, благоговение перед Божией Матерью есть лучшее средство, одна из самых действенных сил к подлинному покаянию, исправлению, к преуспеянию в духовной жизни. Через Нее сошел Бог на землю, и через Нее восходят на Небо - к Богу.
Источник: Н. Е. Скурат. Святое православие. Яхрома: Троицкий собор, 2012.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра