Житие упоминает о двух братьях преподобного Сергия: старшем Стефане, и младшем Петре. Если про Петра мы можем определенно говорить, что это крещальное имя, то со Стефаном такой уверенности нет. Стефан был рядом с преподобным и в монастыре, где его знали именно под этим именем. Соответственно, оно вполне может быть монашеским, и, скорее всего, именно так оно и есть.
<...> Синодики церквей Ростова дают нам более широкое, хотя и несколько смутное представление о семье и родственниках преподобного Сергия. Синодики ростовских храмов — Воскресенского и святого апостола Иоанна Богослова — имеют раздел «Род преподобного Сергия», в котором поминаются четыре имени: «схимонаха Илинарха, князя Андрея, Кирилла, Марии». Список этот почитается наиболее ранним и оригинальным. Высказывается предположение, что схимонах Илинарх — отец преподобного Кирилла и соответственно дед преподобного Сергия. Князь же Андрей — младший сын Ивана Калиты, в удел которого входил Радонеж. Однако сложно установить, какое непосредственное отношение упомянутые помимо Кирилла и Марии люди имели к преподобному.
Синодик Троице-Варницкого монастыря более пространен. Но, к сожалению, дошедший до нашего времени список относится лишь к началу XIX века. В роду преподобного Сергия этим синодиком упомянуты: схимонах Кирилл, схимонахиня Мария, Стефан, Климент, архиепископ Феодор, Петр, Матфа (Матвей), Екатерина, Анна, епископ Афанасий. С привычными именами Кирилла и Марии, Стефана и Петра все прозрачно, за исключением упоминания схимонашества. Вероятно, если сведения синодика точны, то можно предполагать, что Кирилл и Мария — крещальные имена, поскольку при пострижении в великую схиму обычно давались имена, тождественные крещальным. Остальные упомянутые лица требуют комментариев. Архиепископ Феодор — младший сын Стефана, при крещении получивший имя Иоанн. Климент также назван Епифанием как старший сын Стефана. Архиепископ Никон (Рождественский) полагает, что Екатерина — жена младшего сына Кирилла Петра, а Матвей — их сын. Анна —дочь Кирилла и Марии, жена Дюденя, упомянутого Епифанием в числе переселившихся с Кириллом из Ростова. В самом «Житии...» сестра Варфоломея упомянута косвенно — в списке переселившихся в Радонеж сказано, что «Дюдень — зять Кириллов». Б. М. Клосс, опираясь на описание хранившейся в Хотьковском монастыре древней семейной иконы Божией Матери «Знамение», полагает, что Екатерина и Анна — жены соответственно Петра и Стефана.
Остается епископ Афанасий. Известны два современных преподобному Сергию русских архиерея, носивших имя Афанасий, — волынский владыка, рукоположивший в Переяславле преподобного Сергия в игумены, и епископ Коломенский. Вероятно, имеется в виду Афанасий Владимиро-Волынский. Весьма неожиданно встретить его имя среди родственников преподобного Сергия. Во всяком случае, сложно объяснить присутствие его в этом списке среди прочих лиц, ни одно из которых не может служить поводом для сомнений в прямых родственных связях с боярином Кириллом. Логика поминального списка не дает оснований считать, что в него были внесены для помина, помимо родичей, имена благодетелей Преподобного, людей, сыгравших важную роль в его жизни. Полностью исключать такое положение нельзя. Но о епископе Афанасии Владимире-Волынском скажем несколько ниже, когда речь пойдет о рукоположении Сергия Радонежского в игумены.
Имя епископа Афанасия не единственный раз встречается рядом с именем преподобного Сергия и топонимами, с ним связанными. Собор Троице-Варницкого монастыря имеет придел святителей Афанасия и Кирилла. Освящение престолов одновременно в честь двух самых знаменитых предстоятелей Александрийской церкви IV-V веков не уникально для Руси, тем более что память их празднуется одновременно как единая «славословная» служба. Однако такое совпадение если и случайно, то примечательно. Например, древний кладбищенский храм в Радонеже тоже был освящен в память Кирилла и Афанасия, святителей Александрийских. Если с уверенностью можно говорить, что освящение храма в память святителя Кирилла Александрийского связано с тем, что он был небесным покровителем отца преподобного Сергия, то особое почитание памяти святителя Афанасия в местах, где жил преподобный Кирилл Радонежский, может заключать в себе интригу.
Источник: Т. Крючков. Преподобный Сергий Радонежский и его окружение. Исторический очерк. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра