Недостаток терпения и постоянства в делах, предприемлемых для вечного спасения, некоторым кажется недостатком по немощи человеческой обыкновенным и потому не очень важным.
К сожалению, едва ли не правда то, что сей недостаток обыкновенен: но никак не правда, чтобы он был не очень важен. Множество душ по сему недостатку не достигают спасения: неужели это маловажно?
Кто не согласился бы войти в рай, если бы всякий мог войти в него несколькими шагами, в несколько минут или часов? И тать, и разбойник охотнее пошли бы на сию легкую и верную добычу, нежели на опасную и неверную добычу татьбы и разбоя. Но когда видят, что к вечному спасению надобно долго идти узким путем, с трудом проходить тесные врата – надобно постоянство, терпение, долготерпение, тогда многие совращаются на широкий путь искать временного удовольствия, и, как путь удовольствия законного и позволенного также не довольно широк и средства оного самою законностью некоторым образом ограничиваются и стесняются, то по тому же недостатку терпения переходят к удовольствиям непозволенным, порочным, беззаконным и неприметно приближаются к вечной погибели.
Посему благодетельно святый апостол учит нас постоянству и терпению для достижения вечного спасения и для сего указывает на пример Авраама, который «долготерпев, получи обетование» (Евр. 6, 15). Последуем оком ума за его указанием. Вникнем в его учение.
Разумеется, что не один Авраам подает в сем пример, но и многие, если только не все, угодившие Богу. Непосредственный сын и наследник обетования Авраамова, Исаак, не так же ли, как отец, «долготерпев, получи обетование» благословенного потомства?
Но поспешим от дальних образов к примерам более близким. Апостолы, мученики, преподобные сколько долготерпели в проповедовании Евангелия, страданиях за веру, подвигах духовной жизни! Вспомним хотя одного святаго Павла. Вспомним наконец и долготерпение Алексия, человека Божия. Какая решительность в намерении спасения, какое постоянство в исполнении, какое терпение в искушениях!
Наша леность неохотно смотрит на таковые примеры долготерпения в вере. Она охотнее ищет примеров тому, как бы спастись легче и скорее. Правда, бесконечно милосердый Бог сделал возможным и сие, дабы никакой грешник ни в каких обстоятельствах не имел причины отчаиваться. В Евангелии видим, как несколько слов покаяния и веры отверзли разбойнику рай. Но при сем не оставим без внимания и того, что сей пример в некоторых обстоятельствах беспримерен именно в том, в какую неожиданную близость судьба поставила погибающего со Спасителем без возможности удалиться от Него пригвожденному ко кресту и в какие чудесные минуты благодати.
Приметим также и то, что покаяние не позднее для разбойника на кресте поздно было для другого в тех же самых обстоятельствах, в те же самые благодатные минуты; что спасенный разбойник обратился ко Христу один в противоположность нераскаянию архиереев, князей, фарисеев, книжников, старейшин, целого Иерусалима. Кто дерзнет сказать, что легче и надежнее к исполнению сие быстрое, ничем не удержимое возникновение из погибели во спасение, нежели достижение спасения постепенным шествием по пути покаяния и самоисправления с долготерпением?
Для успокоения нашей лености и непостоянства мы говорим, что Бог приемлет и тех, которые часто падают. Так, Он приемлет и сих, но прежде усматривает, по немощи ли они падают, по неведению ли, по соблазнам ли и претыканиям невольным или, напротив, по нерадению, по пристрастию к порокам, в которые падают, несмотря на свидетельство совести против беззаконий, в которые падают. Есть падающие, которым поспешает помощь благодати, и есть падающие, к которым пренебреженная ими премудрость Божия посылает достойное их слово: «Убо и Аз погибели вашей посмеюся; будет бо, егда призовете Мя, Аз же не послушаю вас; взыщут Мене злии, и не обрящут» (Прит. 1:26-28).
Всесвятый Бог печется о Своем вечном доме, о небесном граде Своего Царствия, да «не имать в него внити всяко скверно» (Откр. 21:27). Как же думать, что Он доволен будет человеком, который на минуту вспоминает Его и на целый день или еще на многие дни забывает; который несколько дней как-нибудь постится и потом на год предается невоздержанию; который одним и тем же языком теперь «благословляет Бога и Отца и потом кленет человеки, бывшия по подобию Божию» (Иак. 3:9); который после покаяния беспечно возвращается ко греху и после греха так же беспечно не спешит к покаянию; в котором не только нет готовности, ни желания ради веры и любви к Богу и Христу претерпеть всякую скорбь, всякое лишение, всякое бедствие и самую смерть, но который не имеет твердости для благоугождения Богу победить страсть, исправить неправильную склонность, отвергнуть худую привычку, предпочесть дело благочестия делу собственной корысти или честолюбия; который даже после посвящения себя Богу особенным обетом так же, как без обета, живет миру и работает суете его?
Да уповаем, христиане, на благодать Божию, обещавшую и подающую нам спасение, но притом «да не лениви будете, но подражатели наследствующих обетования верою и долготерпением» (Евр. 6:12). Аминь.
17 (30) марта 1835 г.
Источник: Свт. Филарет, митр. Моск. и Коломенский. Творения: в 5 т. – Т. 3: 1826-1836. [Репр. изд.]. М.: Новоспасский мон-рь, 2003-2007.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра