О кончине митрополита Макария (Булгакова)


Митрополит Макарий (Булгаков, 19 сентября [1 октября] 1816 -  09 [21] июня 1882)

Кончина митрополита Макария последовала внезапно в 1882 году с 9-е на 10-е число июня в половине 12-го часа ночи. В это время Владыка находился на своей даче в Черкизове, вне Москвы. По словам очевидцев, в первом часу дня, по обычаю, он пошел купаться на пруд. Войдя в купальню и несколько раз окунувшись, он покачнулся, что заметил находившийся с ним в купальне келейник, – подумал, что он оступился. Однако Владыка немедленно повернулся к выходу из купальни. Подойдя к лестнице и взявшись за перила, он старался ступить ногою на ступеньку лестницы, однако нога ему изменяла и попадала всё мимо ступеньки. Келейник, видя это, подбежал, схватил его за руку помочь ему выйти из купальни. Однако заметно, что в это время Владыка не потерял еще не только сознания, но и присутствия духа, потому что когда келейник стал помогать ему выходить из купальни, то он заметил ему: «Что ты, что ты!» или «Оставь, оставь, я сам выйду!» Вышедши он немедленно начал [1] одеваться. Келейник, заметивши с ним перемену, позвал своего товарища, находившегося вне купальни, для помощи; против этого зову опять Владыка заметил, что не нужно звать его, однако, невзирая на отказ, келейник взошел и начали одевать его вдвоем. Во время одевания заметно было, что руки его уже плохо владели, однако, несмотря на это, он, видимо, усиливался по обыкновению одеваться больше сам. Заметно также и то, что он сознавал в себе большую перемену, потому что, будучи встревожен, одевался, приговаривал: «Боже мой! Что это со мною?!»

Одевшись и вышедши из купальни, он заметно стал терять сознание, потому что направился идти к дому не той тропкой, по которой обыкновенно ходил, но пошел в сторону. Пройдя несколько сажень, он потерял сознание и силы. Роковая минута срочила его – он бессознательно опустился на руки ведущих его келейников. Немедленно позвали других служителей на помощь и уже на руках внесли его в дом. Естественно, что прислуга и все бывшие в доме от испуга потеряли всякое соображение. Но на это время случился адъютант генерал-губернатора некто Г. Вишневский, который находился в приемной комнате и ожидал Владыку по какому-то делу. Он немедленно распорядился послать в ближайшую больницу за доктором, потом немедленно дал знать в Москву, откуда также скоро подоспела медицинская помощь, которая все-таки оказалась безучастною. Владыка, как сказано выше, скончался в 35 минут 12-го часа ночи.

В Лавре Преподобного Сергия получено было известие о болезни Владыки 9-го числа в 4 часа после обеда. Наместник архимандрит Леонид сделал распоряжение, чтобы по всем церквам во время богослужения на ектениях читаемы были прошения о болящем митрополите, а сам с вечерним поездом уехал в Москву, куда приехал только в одиннадцать часов вечера. Следовательно, застал живым Владыку только полчаса, но и то уже без всяких признаков сознания. После кончины Владыки наместник, отслуживши панихиду, телеграфировал в Лавру, о чем братия узнали уже утром 10 числа, в четверток [2].

Излишне говорить о том тяжелом впечатлении, отразившемся в сердцах братии по случаю неожиданного известия о внезапной кончине их архипастыря. Когда в половине 9-го часа ударили в колокол к панихиде, которую совершал казначей архимандрит Авдий со всею братией, то все уже спешили в Троицкий собор. А собравшись в алтаре, все служащие в каком-то тупом недоумении вопросительно смотрели один на другого, потому что всех давило общее чувство скорби и печали, – не знали, с чего начать разговор.

Не говоря о людях, скажу только о себе. Доколе я молча стоял или бродил по алтарю, приготовляясь к панихиде, то какими-то крепкими тисками сжато было всё тело мое. А когда среди храма начали панихиду, стали говорить ектению, то всё еще кажется было терпимо, доколе не произносил слов: «О приснопамятном рабе Божием новопреставленном митрополите Макарии…» и прочее; тогда уже нервы мои не выдержали, голос у меня дрогнул и начал обрываться. С большим трудом и усилием я мог овладеть собою хотя настолько, чтобы окончить ектению. В это время видно было лицо каждого, что он плакал внутренне. Говорю это о братии – о прочих молящихся не смею сказать ничего.

Вот уже двадцать лет я проживаю в обители Преподобного Сергия, но подобное чувство внутреннего сердечного страдания испытываю только третий раз. Первое из них было при кончине митрополита Филарета, второе – по кончине государя императора Александра Николаевича, а третье – теперь. Все они были похожи одно на другое, потому что одинаково тяжелы и одинаково внезапны. Прискорбно было и в то время, когда получена была весть о кончине митрополита Иннокентия, но она далеко уступает всем трем, поименованным выше. Причина очень ясна: митрополит Иннокентий был человек старый и слепой, притом непродолжительная его болезнь подготавливала к мысли о смерти не только его самого, но и всех окружавших его и подчиненных, в том числе и нас.

Оставляю разговор сердечного чувства и обращаюсь к самому ходу событий.

Немедленно по окончании панихиды казначей с общим советом старцев приказал начать чтение Евангелия в храме Праведного Филарета, где иеромонахи (чередуясь) читали оное до привезения [3] тела в Лавру, а потом оное перенесено было в Троицкий собор.

Наместник вернулся из Москвы 10-го числа, в четверток, после обеда на 3-хчасовом поезде. Одиннадцатого числа, в пятницу, после Литургии совершал панихиду Собором отец наместник с братиею. В тот же день вечером совершаема была заупокойная всенощная в Троицком соборе также отцом наместником с братиею. На другой день, 12-го числа, в субботу, отец наместник служил заупокойную Литургию и панихиду Собором. В последующие дни, доколе тело привезено было в Лавру, панихиды совершались Собором – наместником с братиею.

Между тем в Москве совершалось следующее: 12-го числа, в субботу, тело почившего архипастыря перенесено было из Черкизова в Чудов монастырь для отпевания. Самое же отпевание последовало 14-го числа, в понедельник, которое совершаемо было по чину священническому. Предстоятельствовал на отпевании Высокопреосвященнейший Леонтий, архиепископ Варшавский; в сослужении же с ним находились: Никодим, архиепископ Фаворский (грек); Иаков, епископ Муромский (викарий Владимир. епарх.); Амвросий, епископ Дмитровский; Арсений, еп. Можайский (оба викарии Московские); Кирилл, епископ Чебоксарский (викарий Казанский епархии), и Сергий, епископ Ковенский (викарий Литовский епарх.); настоятели монастырей и всё многочисленное московское духовенство. Впрочем, подробности самого отпевания мне неизвестны, потому что я не был там, а по сему и не имею право писать много о том, чего не видал. Знаю только одно, что по окончании отпевания тело архипастыря перенесено было на Московскую Ярославскую железную дорогу и с экстренным поездом везено было в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Поезд с телом прибыл на Сергиевскую станцию в 5 часов и 35 минут вечера.

Отселе начиная, буду говорить обо всем подробно как ближайший очевидец.

По неизвестной для меня причине сведения, идущие из Москвы о движении поезда с телом архипастыря, дошли в Лавру в каком-то неправильном виде. Например, вместо того, чтобы сказать, что на Хотьковскую станцию поезд приедет в 5 часов и 4 минуты, сказано было – в 4 часа и 5 минут. Следовательно, лаврское начальство обмануто было на целый час времени. Впрочем, подобный обман спасителен для людей подчиненных: лучше подождать, нежели опоздать [4].

Наместник Лавры архимандрит Леонид со всею братиею, священнослужители которой находились в траурном облачении, двинулись из Троицкого собора к вокзалу всем следующим порядком (следует церемония в 1–м составе). На вокзале присоединились к обществу лаврской братии духовенство всего Посада во главе со своим благочинным. Также ректор Московской духовной академии со всеми профессорами и частью студентов.

По приходе поезда с телом Владыки оказалось, что все архиереи в полном облачении приехали вместе с телом, кроме Преосвященного Никодима Фаворского, который оставался в Москве и приехал в Лавру на другой день.

Лаврскими иеромонахами взят был гроб с платформы и внесен в вокзал, где поставлен был на приготовленный катафалк, и отпета была первая лития, начало которой следующее: «Благослови, Владыко!» – «Аминь» – «Святый Боже» – «Отче наш» – «Со духи праведных...». Ектения, отпуст и «Вечная память».

Из вокзала процесс двинулся по направлению к Лавре следующим порядком: (следует описание церемониала во втором его составе).

Первая остановка и лития против Пятницкой церкви и первая смена иеромонахов, несущих гроб. Вторая остановка против Святых ворот, тут же и лития и смена иеромонахов, несущих гроб.

Отсюда шествие последовало безостановочно в Троицкий собор, где поставлено было тело на приготовленный катафалк и отслужена была полная панихида Высокопреосвященнейшим Леонтием с прочими архиереями в сослужении всего духовенства, прибывшего из Москвы, и всех священнослужителей лаврской братии. Вслед за панихидой началось обычное чтение Евангелия иеромонахами, перенесенного из Филаретовской церкви, а остальным служащим дан был отдых до восьми часов. Потом дан был благовестный звон к заупокойной всенощной, которую совершал Преосвященный Алексий, епископ Можайский, в сослужении наместника Лавры и прочих архимандритов и нескольких иеромонахов из лаврской братии. Для Высокопреосвященнейшего Леонтия и прочих архиереев совершаема была всенощная в домовой церкви при покоях митрополита [5].

Утром 15-го числа, во вторник, благовестник к Литургии начался в 9 часов. Литургию в Троицком соборе совершил сам Высокопреосвященнейший Леонтий с епископами Алексием Можайским и Сергием Ковенским. А в Успенском соборе Литургию совершал Преосвященный Амвросий, епископ Дмитровский, с Преосвященным Кириллом, епископом Чебоксарским. По Литургии совершены были также панихиды как в Троицком, так и в Успенском соборах (во время Литургии кондак «Со святыми упокой» следует прямо после входного тропаря, а затем «Спаси, Боже, люди Твоя» и выкличка. «Вечная память» прилагается пред последним многолетием. – Прим. авт.).

К Литургии приехали из Москвы: генерал-губернатор князь Владимир Андреевич Долгоруков, также обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев и прочие власти московские и чиновники гражданского ведомства.

На панихиду после Литургии по почившему архипастырю присовокупились Преосвященные: Никодим, архиепископ Фаворский, и Иаков, епископ Муромский. Также к монашествующей братии Лавры присовокупилось и московское духовенство, подъехавшее отдать последнюю дань погребения своему архипастырю.

Остальные же священнослужители, которые уже не вмещались в Троицкий собор по тесноте храма, присовокуплены были на панихиду в сослужении к Преосвященным Амвросию и Кириллу, служившим в Успенском соборе.

По окончании панихиды в Троицком соборе дано было несколько минут промежутка для последнего прощания и поклонения гробу почившего архипастыря. В это время два иеромонаха стояли у амвона против гроба, держали образ Спасителя, к Которому прощающиеся первоначально прикладывались и потом уже покланялись гробу Владыки. Высокопреосвященный Леонтий первым приложился образу Спасителя и, поклонившись гробу, благословил его. За ним последовали и прочие архиереи, также священнослужители и народ. Впрочем, главное прощание совершалось в Чудовом при отпевании, а здесь по причине закрытого гроба оно продолжалось недолго – всего несколько минут. Потом гроб поднят был архимандритами и священниками для несения в Успенский собор к месту погребения. Шествие направилось в боковую дверь мимо правого клироса и мощей преподобного Сергия. По выходе из собора была остановка и совершена первая лития (без возглашения «Вечной памяти») [6].

Против алтаря Троицкого собора вторая остановка и вторая лития без возглашения «Вечной памяти». Также и третья лития против северной паперти Троицкого собора. Отсюда шествие направилось между монументом и колокольней прямо к западной двери Успенского собора. На паперти храма вступил в шествие Преосвященный Амвросий с прочим сослужившим ему духовенством. При входе в церковь совершена была обычная лития и несен был гроб прямо к могиле, по принесении же немедленно опущен в могилу; по опущении гроба совершена была последняя лития и на отпусте возглашена была «Вечная память».

Затем немедленно была подана в коробочках земля и при ней две небольших лопаточки, Высокопреосвященнейший Леонтий взял лопаточкою земли и три раза посыпал в могилу. Потом взял еще лопаточкою земли и подал генерал-губернатору князю Долгорукову и прочим властям, которые понемножку сыпали землю в могилу попеременно.

Здесь, кажется, прилично упомянуть о том, что самое место могилы указано самим Высокопреосвященнейшим Макарием еще при жизни [7].

В прошлом, 1881-м, году, именно 24-го сентября, Владыка, находясь в Лавре по случаю приближавшегося праздника памяти преподобного Сергия, в этот именно день приглашен был наместником Лавры архимандритом Леонидом посмотреть возобновленный иконостас в Успенском соборе. Владыка полюбовался обширностью и благолепием храма, обходя который он дошел до могил двух святителей, покоящихся здесь: Рязанского архиепископа Моисея и Московского архиепископа Августина. Осмотревши могилы и надгробия, Владыка обратился к наместнику и сказал: «Мне пришла вот какая мысль: нам, Московским митрополитам, как настоятелям Лавры в Москве нет места, поэтому я желаю, когда Господь позовет меня к Себе, быть похороненным здесь, в Лавре, и именно здесь, в этом соборе».

Эти слова я слышал от ризничного Лавры иеромонаха Афанасия, присутствовавшего при этом. По словам ризничного, Владыка будто бы даже рукою указал на место рядом с архиепископом Августином.

Когда наместник скромно заметил Владыке, что, быть может, Вас Господь приведет святительствовать в Петербург, то на это Владыка [8] ответил: «Жизнь и смерть в руках Божиих, а я объявляю вам мое желание и прошу оное исполнить».

Теперь видно, что по воле Божией предчувствие Владыки совершилось и благочестивое желание его исполнено: тело его покоится на указанном месте рядом с таким же замечательным проповедником московским, каков был и он сам, архиепископом Августином.

Возвращаюсь опять к событиям, совершавшимся уже после погребения тела Владыки. Высокопреосвященнейший Леонтий и прочие архиереи возвратились для разоблачения в Троицкий собор, кроме Преосвященных Амвросия и Кирилла, оставшихся в Успенском соборе, потому что они совершали и Литургию там же.

Все архиереи, равно как и почетные гости, возвратились в Митрополичьи покои. В зале митрополита приготовлен был стол, на котором поставлены кутья, крест и свеча. Здесь иеромонах в епитрахили и архидиакон в стихаре прочли обычную литию и «Вечную память». Пономарь (также в стихаре) поднес кутью Высокопреосвященнейшему Леонтию для поминовения, равно и прочим архиереям и гостям. Вслед за этим предложением были чай и закуска для всех присутствовавших.

Когда готов был обед, то по приглашению отца наместника все архиереи, гражданские власти и почитатели памяти покойного Владыки приглашены были на трапезу к обеденному столу. В начале обеда сам Высокопреосвященный Леонтий с кадилом в руках отслужил обычную литию и возглашена была «Вечная память». Потом (как обычно в храмовые праздники) сам Преосвященный прочитал молитву «Отче наш» и благословил трапезу. Вначале всего за столом обнесена была кутья для поминовения, потом уже стали подавать прочие кушанья по порядку. Перед последним блюдом все встали и провозглашена была «Вечная память» новопреставленному Владыке. По совершении же трапезы вставши братия запели кондак «Со святыми упокой…», «Славу» и стихиру «Зряще мя безгласна», «И ныне» и «Молитвами Рождшия Тя, Христе», в конце которой возглашена [9] «Вечная память». Потом Высокопреосвященнейший Леонтий, обратившись, осенил всех присутствующих и братия по обычаю пропели: «Ис полла эти, деспота!»

Следует упомянуть еще о том, что во время пения стихиры «Зряще мя безгласна» два иеромонаха поднесли заупокойную чашу, начиная с Высокопреосвященнейшего Леонтия и прочим. Остальным же подносили официанты.

После обеда все архиереи и прочее духовенство, а также и светские власти немедленно отправились в Москву.

Высокопреосвященнейший же Леонтий уехал уже вечером того же дня [10].


Подготовила К. Конорева, 
Паломнический центр СТСЛ 


Примечания

[1] Архив архим. Товии (Цымбала). Фонд 771. К1 № 9-0007 

[2] Архив архим. Товии (Цымбала). Фонд 771. К1 № 9-0008

[3] Архив архим. Товии (Цымбала). Фонд 771. К1 № 9-0009

[4] Архив архим. Товии (Цымбала). Фонд 771. К1 № 9-00010

[5] Архив архим. Товии (Цымбала). Фонд 771. К1 № 9-00011

[6] Архив архим. Товии (Цымбала). Фонд 771. К1 № 9-00012

[7] Архив архим. Товии (Цымбала). Фонд 771. К1 № 9-00013

[8] Архив архим. Товии (Цымбала). Фонд 771. К1 № 4-0002 

[9] Архив архим. Товии (Цымбала). Фонд 771. К1 № 4-0003

[10] Архив архим. Товии (Цымбала). Фонд 771. К1 № 4-0004



21 июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.