Зерно горчичное принесено с небес на землю Божественным Сеятелем — Господом нашим Иисусом Христом. Оно теперь возросло в великое древо и наполнило землю. Плодами его питаются и под тенью его укрываются народы земли. Это есть Царствие Божие на земле. Оно преобразовало мир, озарило умы людей недоступным дотоле ведением Бога и дел рук Его. Оно соединило сердца людей узами любви, единства и братства. Оно облагородило нравы их, смягчило ужасы войны, плена и рабства, наполнило землю приютами, богадельнями и больницами.
Святитель Макарий (Невский)
Оно и небо наполнило обитателями — пресельниками от земли. Скажем более: там, на небесах, пресельников с земли более, чем сколько остается обитателей на земле. Там лики апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных с сонмами Ангелов составляют одну семью Отца Небесного.
Если в отношении к народам земли Царствие Божие было сперва малым семенем, возросшим потом в великое древо, то и в отношении к каждому человеку оно есть семя, которое насаждается, укореняется, растет и приносит плоды, а плоды Царствия Божия — праведность и мир и радостъ во Святом Духе (Рим. 14,17).
Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Это значит: не ищи Царствия Божия где-либо вдали от себя: не ищи его на небе, ибо небо высоко от тебя; не ищи его ни на святом Афоне, ни в других обителях: не приметишь Царствия Божия, хотя и там оно есть. Царствие Божие не приходит приметным образом. Ищи его в себе: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 20-21). Царствие Божие, укоренившееся, распространившееся на земле и преобразовавшее мир, должно укореняться, возрасти в древо и преобразовать всякого человека, восприявшего семя его. Почивающий на Херувимах как на разумных престолах, Обитающий в храмах и обителях на земле и сердца человеческие соделывает Своими престолами, и тела их храмами и обителями Своими. Сын мой! отдай сердце твое мне (Притч. 23, 26). Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною,— говорит Господь (Откр. 3, 20). Значит, не далек от нас Господь: Он у сердца твоего, а если примешь Его, то и войдешь в него. Господь, обитая в сердце человека, озаряет и ум его: ум человека, насколько для него возможно, становится Христовым умом: Мы имеем ум Христов, говорит святой Павел (1 Кор. 2,16). И волю человека Он направляет по Своему изволению: Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп. 2,13). Даже и тела ваши, по словам того же Апостола, суть храм живущего в вас Святого Духа (1Кор. 6,19). Итак, всё существо человека, душа и тело,— обиталище Божие. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1Кор. 3,16).
Во всяком ли человеке Бог устрояет Свое Царствие? Ко всякому, кто отворяет сердце свое, у дверей которого стоит Господь и стучит, входит Он и вечеряет с ним (Откр. 3, 20). Отдающий ум свой в послушание Христово становится един дух с Господом, тщится иметь те же мысли, какие и во Христе Иисусе (2 Кор. 10, 5; 1 Кор. 6, 17; Флп. 2, 5). Отвергающийся себя, чтобы идти за Христом — даже туда, куда не хочет,— становится той херувимской колесницей (Иез. 1), которой движет Дух Святой.
С какого времени начинается вселение Божие в человеке? С того времени, как начинается в нем жизнь Христова. А с какого времени начинается эта жизнь? С того времени, как человек восприимет семя жизни.
Восприятие семени жизни, или начало новой, благодатной жизни, совершается чрез Таинство Крещения, а для согрешивших или проводивших жизнь греховную по крещении обновление начинается чрез Таинство Покаяния. Итак, жизнь христианская, а с ней и обитание Божие в человеке начинаются после крещения или после покаяния.
Но для начала прохождения жизни христианской потребна не одна благодать Господня, а нужно нечто и со стороны человека. Что именно? Нужно, чтобы сам человек пожелал восприять эту благодать и со своей стороны употребил усилия хранить ее и исполнять то, что она будет требовать от него. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11,12). Это значит, что богоугодная жизнь — правда, мир и радость, составляющие сущность Царствия Божия (Рим. 14,17), не легко дается, но требует усилия. Это усилие есть тот огнь ревности об угождении Богу, о котором Господь сказал: Огонь пришел Я низвести на землю (Лк. 12, 49). Как огнь сожигает то вещество, которое он объемлет, так огнь ревности о богоугодной жизни сожигает в душе всё то, что несогласно с таковой жизнью.
Духа не угашайте,— говорит Апостол (1 Фес. 5,19): то есть вы восприяли огнь Духа Божия, как искру,— не угашайте ее, а воспламеняйте. Огонь требует поддержки, подкладывания дров или иного горючего материала, иначе он угаснет. И жизнь христианская требует поддержки огня ревности — чтением, размышлением, молитвой и принуждением себя ко всякому труду. С холодным сердцем, нерадиво, кое-как проходить жизнь христианскую невозможно.
Богоугодная жизнь есть дело трудное, а трудное дело без усилия не совершается. Посмотрите на владельца многомиллионного богатства, начавшего торг свой с грошей. Не чрезмерными ли усилиями, предусмотрительностью, осторожностью и чрезвычайной воздержностью он приобрел свое богатство? Иногда ночи не спал, недоедал, недопивал, не боялся ни страха ночного, ни нападения разбойников; переезжал горы, переплывал реки, носился, быть может, со своей коробкой за плечами и в бурю, и под дождем.
Кто хочет в Бога богатеть (Лк. 12,21), тот должен поступать так же. А едой, питьем, спаньем да покоем, пирами и забавами Царствия Божия не приобретешь.
Чтобы приобрести богатство Божие, нужно делать всё, что требуется богоугодной жизнью, а не кое-что только и не кое-как. Нужно и к больному сходить, и нуждающемуся помочь, с плачущим поплакать и с радующимся порадоваться. Нужно и в церковь ходить, и дома Богу молиться; нужно и к утрене рано вставать, а не к половине литургии только приходить. Нужно и посты соблюдать, и в праздники до конца литургии воздержание хранить, не считая безразличным делом, идти ли в храм Божий не поевши и не попивши или уже сделав то или другое,— ничего не считай малым, а всё пусть будет для тебя как бы главным. Знай, что когда начнешь искренно Богу работать, то встретишь много препятствий, много и врагов: и плоть твоя — враг твой, и домашние — враги человеку (Мф. 10, 36), и мир — его враг, а самый злой враг твой есть сатана, который ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Ходи всегда во всеоружии. Будь подобен воину, вооруженному и защищенному с ног до головы, облекшись во всеоружие Божие (Еф. 6,11); иначе может случиться то, что враг твой уязвит тебя в то самое место, которое не прикрыто. Пусть на чреслах твоих будет пояс истины; облекись в броню праведности, держи в руках меч молитвы, на ногах — обувь мира и твердости (Еф. 6,14-15). Посмотри на воина, когда он стоит на страже. Вот он постоянно ходит взад и вперед и не спит, постоянно осматривает кругом, нет ли где-либо опасности. И ты так же делай: не спи, держи оружие в руках и осматривайся, не подходит ли к тебе враг откуда-либо. Когда в человеке является таковая бдительность, сей огнь ревности о богоугодной жизни, тогда можно думать, что достигло до него Царствие Божие (Мф. 12, 28), что в нем началась жизнь христианская.
Царство Божие внутри человека вначале бывает весьма мало, подобно горчичному семени. Как у семени сперва не бывает ни корней, ни листьев, ни ветвей, ни плодов, так Царствие Божие бывает неприметно для самого человека: и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он (Мк. 4, 27). И возрастание этого семени Царства Божия подобно возрастанию земного семени. Семя прозябает не на всякой земле — и семя Царствия Божия возникает не во всяком сердце: в ином оно так и остается невсхожим и бесплодным.
Не все семена приносят одинаковые плоды, но иные больше, а иные меньше,— в сердце человека семя Царствия Божия не одинаково плодоносит, но в ином скуднее, а в другом больше. Иное сердце дает больше добра, любви, мира, правды, кротости, смирения и терпения, а другое — меньше.
Семя требует ухода — и семя слова Божия требует того же. Сердце человека можно уподобить саду или огороду, а человека — огороднику. Что будет с огородом, если огородник или огородница во всё лето не заглянет туда? Всё зарастет травой, а овощей не будет. Так и сердце человека требует ухода и труда, а труд — самопринуждения.
Никто не думай, что ревность о богоугодной жизни приходит сама собой, по одному желанию человека. Она подается от Бога, но не без участия свободной воли человека. О ней нужно молиться и быть готовым к принятию ее.
Итак, Царство Божие, или жизнь христианская, начинается внутри человека от благодатного семени, как зерна горчичного, при готовности человека к восприятию его и при усилии к возрастанию, при содействии той же благодати Божией. Благодатное семя, от которого возрастает Царствие Божие, подается от Бога чрез святые Таинства — Крещение и Покаяние. Об этих Таинствах, если Господь изволит, будем говорить в следующих беседах.
Источник: Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. "Единое на потребу". Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 2
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра