Время жизни преподобного Сергия Радонежского пришлось на один из самых драматических периодов российской истории. Монголо-татарская оккупация сопровождалась не только физическим уничтожением населения, его обнищанием, разорением культурных и ремесленных центров, но и самое главное – нравственной деградацией и упадком духовной жизни. Иго разрушило духовный фундамент общества, состояние которого было, пожалуй, хуже, чем до Крещения Руси. Совершённый в этих условиях духовный подвиг Преподобного вряд ли может быть осмыслен и оценен со всей его полноте и величии. Однако его последствия останутся в истории и памяти потомков.
Это и благословение князя Димитрия на воинский подвиг в защиту земли Русской на поле Куликовом. Это и то, что непосредственными учениками великого старца было множество иноков, которые основали в целом около 40 монастырей, что дало основание назвать ХIV век «золотым веком русского монашества». Это и возрождение патриотических чувств русского народа, его духовное просвещение. И многое иное.
Из многообразного духовного и исторического наследия преподобного Сергия хотелось бы выделить те нравственные уроки, которые могут быть использованы в современном воспитании.
Состояние современного общества является кризисным. Нравственная деградация констатируется представителями самых различных сфер. Изменение духовно-психологического климата в обществе привело к изменению внутреннего мира человека, потере «человеческого в человеке». В наше время отчетливо прослеживаются дефицит нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения.
Сейчас делаются активные попытки организации духовно-нравственного воспитания в школе. Так, учебник для школьников по модулю «Основы светской этики» предлагает образец поведения: родители, учитель, друг, космонавты, полярники, военные, спортсмены, артисты, литературные персонажи (богатыри, мушкетеры, рыцари). Стараясь быть похожим на эти моральные образцы, человек учится быть добродетельным. Но здесь стоит отметить, что высокие профессиональные и культурные достижения не есть гарантия высокой нравственности их обладателя.
Любое воспитание не может существовать без идеала. Оно предполагает сознательное следование за выбранным образцом, сравнение с которым определяет цель деятельности, способ и характер поведения человека. Выбранный эталон приобретает личностно значимый смысл, формируется позитивная программа самовоспитания.
Особенно велика педагогическая значимость нравственного идеала. Он есть источник понятий о красоте, добре и зле, дружбе и любви, он – ключ к пониманию смысла человеческой жизни. В православной культуре нравственный идеал обладает абсолютной ценностью и абсолютной святостью, так как Иисус Христос явил миру совершенного Бога и совершенного человека.
В этой связи велико значение духовного подвига преподобного Сергия Радонежского для нравственного воспитания современного человека. Слова святого, сказанные много веков назад, – «Любовью и единением спасемся» – являются как никогда актуальными и в наши дни. Единение людей – в семье, обществе, государстве – невозможно вне милосердия, терпения, прощения, сострадания, любви. Но именно дефицит любви является главным дефицитом нашего времени. Воспитание жертвенной любви в потребительском обществе – сложная педагогическая проблема, но подходы к ее решению можно найти, изучая жизненный путь святых.
Какие же уроки нравственности дает современному человеку преподобный Сергий? Восхождение отрока Варфоломея к преподобию святого имело свои ступени – добродетели. Изучая их, мы извлекаем для себя духовные уроки.
Урок смирения преподобного Сергия – это понимание того, что если даже такое простое дело, как чтение, невозможно без помощи Божией, то что говорить о более серьезных и важных делах и заботах. Поэтому каждое дело следует начинать и заканчивать молитвой к Богу.
Урок послушания – это урок сыновней любви к родителям – праведным Кириллу и Марии, лишь только после упокоения которых Варфоломей считает возможным приятие монашества и давно задуманное уединение.
Урок терпения и верности мы видим в преодолении всех скорбных и трудных обстоятельств пустынножительства во имя желания послужить Богу.
Урок трудолюбия – во всей жизни Преподобного, как в период пребывания с братом Стефаном в лесу, так и в последующее время – будучи уже игуменом основанного им монастыря.
Урок скромности проявлялся также во всем – одежде, голосе, терпении, просьбах не рассказывать о чудесных случаях, совершённых по его молитвам и т.д.
Урок любви к Отечеству – не только в широко известном благословении великому князю Димитрию на Куликовскую битву, но и в молитвах об упокоении душ погибших. Преподобный Сергий фактически стал невидимым полководцем русского войска в этой жестокой сечи.
Урок миротворчества преподает он нам, когда своей любовью и терпением смиряет гордость непримиримо восстающих друг на друга князей, неся мир и покой в различные уголки земли Русской.
Жизнь преподобного Сергия раскрывает особенности христианского подвига: это не столько героический поступок во время битвы с врагом видимым, а подвиг внутреннего делания, «невидимая брань» и построение своей жизни в соответствии с замыслом Бога о человеке, Его заповедями, в непрерывной устремленности к горнему, к небесному. Результат такого восхождения очевиден в жизненных плодах – как деятельности самого подвижника, так и в духовной атмосфере вокруг него.
О.В. Розина, доцент МГОУ и АСУ,
кандидат исторических наук
Источник: Приход. вестн. храма Преображения Господня на Песках. – М., 2014. – Вып. № 7 (34).
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра