Иконописное мастерство ростовских финифтяников в последние годы успешно развивается. С полным основанием можно говорить о возрождении не только исторического предназначения промысла, но и о непосредственной причастности его к ренессансу традиций русской культуры рубежа XIX-XX вв. Речь идет о развитии в Ростове собственной эмальерной школы, художественным ориентиром которой служат достижения русского ювелирного искусства указанного выше периода. Оброненная нить подхвачена ростовскими финифтяниками (и живописцами по эмали, и ювелирами), что, несомненно, является одной из основных новых тенденций современного развития промысла. К иконографии отдельных русских святых (в том числе и св. Сергия) в ростовской финифти конца XX в. мы обращались ранее[1], но обозначенная в заглавии проблематика на материале ростовской эмали начала XXI в. рассматривается впервые.
Существенную роль в возрождении иконописания в Ростове, индивидуальном становлении мастерства художников играют богатейшие собрания древнерусского искусства (иконопись, шитье, ювелирное искусство), сохраняемые государственными музеями и, в частности, Сергиево-Посадским музеем-заповедником, одним из приоритетных тематических собраний которого является коллекция, непосредственно связанная с именем Сергия Радонежского. Значение экспонируемых музеем некоторых раритетов и их роль в процессе создания ростовскими живописцами по эмали образов святого трудно переоценить.
В сравнении с 1990-ми годами появились новые житийные иконы св. Сергия как молодых художников (JI.A. Авдониной, А.В. Семенова, А.Ю. Грязнова, С.П. Березиной), так и уже известных мастеров В.П. Грудинина и В.Д. Кочкина. В Ростове сегодня существует пять крупных фирм, и почти в каждой из них художники работают над созданием икон, посвященных Преподобному. В начале 2000-х годов более распространены были небольшие иконы (около 30-ти см. по высоте) следующей иконографии: поясное изображение святого на фоне Троице-Сергиевой лавры с четырьмя полуфигурными житийными клеймами по углам. В качестве иконографического источника использовался образец, разработанный и тиражируемый ХПП РПЦ «Софрино». Образа нередко дополнялись фигурами предстоящих свв. Кирилла и Марии. Подобные иконы пользуются популярностью и поэтому их нередко воспроизводят и в настоящее время. Варьируя первоисточник, их пишут и отдельные мастера, и художники мастерской «Ростовская эмаль»[2], и ЗАО «Фабрика «Ростовская финифть»[3].
Некоторые финифтяники создают единичные экземпляры, например, традиционная «мерная» икона «Св. Сергий»[4] 2007 г. (живописец по эмали Е.В. Смирнова и ювелир Е.В. Ананова) сильно вытянута по вертикали, в центре ее пластина с изображением ростовой фигуры Преподобного. Правой рукой он благословляет, в левой — держит свернутый свиток. На отдельных пластинках левого и правого поля изображены свв. Кирилл и Мария, в верхней части — полукруглая пластина с изображением Св. Троицы. Икона имеет полуовальный фигурный верх, классически строгую раму, декорированную пятью выпуклыми столбиками и розетками из скани с цветными камнями по центру, расположенными поверх гладкого металлического поля.
В 2007 г. В.П. Грудинин написал икону св. Сергия с четырьмя угловыми фигурными клеймами жития и предстоящими на полях изображениями родителей святого Кирилла и Марии (ил. 1). В отношении иконографии образ не является редкостью: в среднике поясное изображение святого на фоне Троице-Сергиевой лавры с житийными клеймами в варианте, тиражируемом ХПП РПЦ «Софрино», упомянутом выше. Весьма необычно ее колористическое решение: густо-розовый пурпур мантии, желтый подрясник, зеленая епитрахиль, голубые купола и стены Троице-Сергиевой Лавры. Оно не кажется излишне пестрым, но, напротив, создаёт радостно-приподнятое настроение. Также индивидуальна и трактовка образа, художник продолжил осмысление темы, начатой им в 1992 г. Тогда В.П. Грудинин исполнил погрудное изображение св. Сергия, основываясь на иконографии покрова 1420-х годов из собрания Сергиево-Посадского музея. Миниатюра написана в приглушенном охристо-сиреневатом колорите (в настоящее время экспонируется в Музее финифти ГМЗ «Ростовский кремль»[5]). Икона 2007 г. явилась последним оконченным произведением художника (он скоропостижно скончался в том же году). Миниатюру 1992 г. и средник 2007 г. объединяет один иконографический источник, упомянутый нами выше, а именно — покров «Преподобный Сергий» 1420-х годов из Сергиево-Посадского музея-заповедника. Икона 2007 г. выполнена в яркой, но не слишком пестрой гамме пурпурно розовых, оливково зеленых и звонко голубых тонов. В такой колористической гамме художник предпочитал работать последние годы. Он писал и пейзажи, и жанровые миниатюры, и сказочные, и сюжетные композиции; большой цикл произведений создан им на тему древнерусской истории. К своей работе В.П. Грудинин относился очень ответственно, он никогда не копировал готовые образцы; в поисках нужного образа обращался к литературным и графическим источникам, перерабатывая их. В письме по эмали доводил до совершенства мазок, добиваясь прозрачности и легкости красок. Художник никогда не «прокрывал» одним цветом предмет, но использовал оттенки различных цветов.
Ростовские ювелиры, будучи в XIX в. просто «оправлялыциками»[6] финифтяных пластин, овладев искусством скани в середине XX в., по сути своей не перестают быть таковыми. Но в первое десятилетие XXI в. акценты в ряде случаев существенно смещаются: теперь ювелир в общем художественном решении иконы нередко играет ведущую роль. Это непосредственно проявляется и на рассматриваемых нами произведениях.
Несомненным новшеством в промысле сегодня является также внедрение технологии лиможских эмалей[7]. Ростовские финифтяники стали применять серебряную фольгу в качестве основы фона, прозрачные и полупрозрачные эмали, совмещая новые приемы с хорошим владением традиционной техникой живописной миниатюры. Данное направление последовательно прослеживается в житийных иконах св. Сергия Радонежского, выполненных художниками ООО «Александр Рудник»[8]. Одна из них (размер: 51,5x31 см) была создана в 2002 г. живописцем по эмали С.П. Березиной и ювелиром А.В. Мухаревым, другая (размер: 61x40 см) — в 2003г. живописцем по эмали А.Ю. Грязновым и ювелиром М.В. Курицыным (ил. 2), обе в серебряных рамах. Образ 2002 г. — с двенадцатью житийными клеймами, изображением Св. Троицы и тремя пейзажными вставками на внешних полях оправы с накладной сканью, заполненной цветными эмалями. Икона 2003 г. — с четырнадцатью житийными клеймами, изображением Св. Троицы и семью клеймами на полях, на которых изображены серафимы и херувимы, виды Свято-Троице Сергиевой лавры и ростовского Варницкого монастыря. Также на отдельных пластинах в нижней части иконы изображены развернутые книги. И в той, и другой работах четко прослеживается желание художников пояснить сцены жития святого текстовыми цитатами, помещенными на нижних частях пластин (вариант 2003 г.) или на отдельных маленьких пластинах (в иконе 2002 г.).
Таким образом, на иконах, выполненных в ООО «Александр Рудник», воспроизведены известные житийные сюжеты с дополнительными элементами, указывающими на творческий, не совсем традиционный подход к композиции. В целом, несмотря на миниатюрные изображения в клеймах, композиции представляются монументальными. Интересно, на наш взгляд, решена копия с репродукции иконы XIX в.[9], выполненная живописцем по эмали А.В. Семеновым (ООО «Ростовская эмаль»[10]). Общий размер иконы: 33,5x26,5 см, в среднике - финифтяная пластина с миниатюрным изображением Преподобного размером: 22,7x16,5 см. Оправа из серебра с позолотой выполнена в ООО «Мастерская «КАРАТ ПЛЮС» в 2008 г. (ил. 3).
А.В. Семенов скрупулезно повторил в деталях копируемый образец. Он точно воспроизвел движение фигуры святого, детали орнамента и рисунок складок одежд, ансамбль памятников Троице- Сергиевой лавры на дальнем плане, трапезу трех ангелов на небесах в правом углу, очертания облаков и позема, кустиков и лещадок. Художник лишь изменил колорит (кстати, следует заметить, что это особенность репродукции, которую лишь подчеркнул художник): от более теплого золотисто-сероватого колорита оригинала к слегка холодноватому синему и темному пурпуру в смеси с коричневым и фиолетовым (одежды святого и лещадки). Копия выполнена превосходно, несмотря на то, что это одна из первых живописных работ художника (до этого он работал в качестве ювелира, но, видимо, непреодолимое желание стать живописцем по эмали помогло ему так чисто выполнить копию). Не менее интересно оформление иконы. В нем синие, голубые и белые эмали на золотом фоне, упорядоченные в рамках изящного цветочно-растительного орнамента, создают чудный переливающийся богатством игры света искусно положенных красок дуэт света и музыки, что сообщает высокий уровень общему декоративно-художественному строю произведения. Здесь живопись пластины и декоративное обрамление сложились в гармоничный единый ансамбль. На раме в маленьких кружочках — сердцевинах белых соцветий - положена рубиновая эмаль поверх золотой пластинки. Свет, проникая сквозь рубиновую эмаль и достигая золотой основы, зажигает ее теплым блеском, создавая живую и благородную игру света и тени. Целостность художественного решения и безукоризненная чистота исполнения этой и других икон позволяют говорить о ростовских мастерах как о высоких профессионалах современного отечественного ювелирного искусства. Их работы в настоящее время неоднократно отмечались дипломами и наградами на престижных выставках ювелирного искусства. В 2010 г. руководитель мастерской Галина Николаевна Рязанцева и главный художник Ирина Владимировна Буянкова стали обладательницами единственного в мире ордена Михаила Перхина — знаменитого мастера фирмы «Фаберже»[11].
Наблюдая в последние годы за работой ООО «Мастерская «КАРАТ ПЛЮС», можно отметить, что главная ее отличительная особенность — следование русскому стилю рубежа ΧΙΧ-ΧΧ вв. На лучших образцах отечественного искусства совершенствуется мастерство и оттачивается вкус художников, шлифуются технические навыки и организация работы, что, несомненно, является весьма ценным и плодотворным опытом для дальнейшего развития мастерской и промысла в целом.
Мастерская «КАРАТ ПЛЮС» изготавливает, по преимуществу, иконы в драгоценных ризах и церковную утварь. Художники по металлу делают оклады не только для финифтяных икон, но и традиционных темперных. Каждая их работа неповторима по своему художественному решению. Так в 2008 г. здесь был изготовлен драгоценный оклад для образа преподобного Сергия Радонежского[12], написанного в технике темперной иконописи по дереву и левкасу. Икона имеет серебряную филигранную объемную «рубашку», фон ее сплошь закрыт позолоченным полем с накладным сканным орнаментом, элементы которого заполнены голубой эмалью. Рама слегка выступает над основным полем, имеет накладные квадраты по углам и выпуклые полустолбики по периметру. Все перечисленные выше детали украшены наборной сканью, заполнены разноцветными эмалями с последующей росписью. Каждая операция по изготовлению драгоценного оклада с расписными эмалями по скани сопровождается обжигом, чистота цвета эмали зависит от умения и опыта эмальера. В связи с этим, наверное, не лишним было бы отметить насколько искусной и твердой должна быть рука ювелира-художника и мастера росписи. Над созданием драгоценного оклада к иконе работают несколько мастеров, а если это большой образ, то нередко его исполняют все мастера предприятия. Такой совместный опыт работы немыслим без взаимопонимания, ответственности, высокого качества работы каждого художника и ювелира.
В Ростове продолжают работать и отдельные творческие индивидуальные мастерские художников. Рассмотрим коробочку с миниатюрой «Видение отроку Варфоломею близ Ростова Великого» на ее крышке, выполненную живописцами по эмали Валерием Дмитриевичем и Светланой Анатольевной Кочкиными. Оправу изготовила ювелир, Заслуженный художник России, Л.H. Матакова[13] (ил. 4).
Сюжет миниатюры невольно сопоставляется с известным полотном М.В. Нестерова. Эпический простор русской земли в картине великого художника на нашей эмали становится тихим загадочным уголком леса: справа — фрагмент старого дерева, слегка загороженного корявыми тонкими стволами деревьев, слева — молодые сосенки. Финифтяник[14] вписывает в круг устойчивую почти статичную композицию, сопоставляя две стоящие фигуры и подчеркивая самое важное смысловое движение рук персонажей: старец передает светлый кусочек просфоры, а юный отрок с великим благоговением принимает его обеими руками как благословение. Их соприкоснувшиеся руки и ковчег со святым даром оказываются в центре композиции. Ощущения трогательной теплоты и простоты, любви и доверительности исходят от миниатюры.
[1] Пак В.Ф. Изображения св. Сергия, основателя Троице-Сергиевой лавры, в современной ростовской финифти //Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Международная конференция. Тезисы докладов. Сергиев Посад, 1998. С. 80-82; Она же. Образы русских святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Димитрия Ростовского в современной ростовской финифти // Макарьевские чтения. Канонизация святых на Руси. Материалы VI Российской научной конференции, посвященной Памяти Святителя Макария. Вып. VI. Можайск. 1998. С.287-292; Она же. Тема ростовских святых в современной живописи по эмали. К постановке проблемы // История и культура ростовской земли 2000. Ростов, 2001. С. 201-207.
[2] ООО «Ростовская эмаль», открыто 28.04.2001. Директор Александр Иванович Тотушкин.
[3] ЗАО «Фабрика «Ростовская финифть» с 1999 г. является преемником фабрики «Ростовская финифть», преобразованной в конце 1998 г. в кооператив, затем ООО. Генеральный директор Евгений Давидович Мухин (г. Ярославль).
[4] Икона экспонировалась в 2007 г. на выставке «Тайны ростовской финифти», организованной фондом народных художественных промыслов Российской Федерации, г. Москва.
[5] В.П. Грудинин. Икона «Святой Сергий Радонежский». 1992 г. Медь, живопись по эмаль, скань, дерево. 8,7x7. ГМЗРК. Ф-2443.
[6] Титов А.А. Финифтяники в городе Ростове Ярославской губернии (с предисловием Η.Π. Кондакова). СПб., 1901. С. 8; Фуртов К. Финифтяное производство. Пособие для мастеров. М„ 1911.С 17.
[7] Появление элементов технологии лиможских эмалей наблюдается в Ростове с 2001 г. после проведения совместного семинара и выставки французских и ростовских эмальеров «Ростовская финифть — Лиможская эмаль. Миниатюрная живопись рубежа ΧΧ-ΧΧΙ вв.».
[8] На тот момент мастерская называлась «Эмалевая миниатюра» (существовала с 1999 г.), свое новое название ООО «Александр Рудник» получила в 2007 г.
[9] Икона «Преподобный Сергий Радонежский на фоне Троице-Сергиева монастыря». Начало XIX в. Дерево, левкас; темпера. 150x100 см. Происходит из Николо-Перервинского монастыря под Москвой, поступила в ГМЗ «Коломенское» в 1940 г. № КП-2443, Ж-1111; реставрирована Е.А. Сатель в ГМЗ «Коломенское» в 1980-е гг., участвовала в выставке «Сокровища русских монастырей» в 2006-2007 гг., которая проводилась в Николо-Угрешском монастыре.
Благодарю за предоставленную информацию Марию Владимировну Послыхалину, хранителя Московского Государственного объединенного историко-архитектурного и природно- ландшафтного музея-заповедника «Коломенское», а за указание на то, что эта икона находится в ГМЗ «Коломенском», реставратора этого музея Нину Николаевну Володину.
[10] ООО «Ростовская эмаль» сотрудничает с различными предприятиями по выпуску финифти в Ростове и с отдельными мастерами, а также с ювелирами из Красного Села и ярославскими ювелирными мастерскими, в которых выполняются позолотные работы.
[11] Скурлов В.В., Фаберже Т.Ф., Демкина Е.Н., Квашнин С.И. Михаил Перхин — ювелир фирмы Фаберже. Кавалеры Ордена Михаила Перхина. СПб., 2011. С. 146-147.
[12] Св. Сергий Радонежский. 2008 г. Икона (дерево, левкас, темпера) в драгоценном окладе (серебро 925°, золото 99,9°, филигрань, горячая эмаль по скани, роспись по эмали, эмаль запильная, выколотка, выпиловка, золочение). 24x20. Икона выполнена мастерской «Ковчег» (Ярославль), оклад ООО «Мастерская «КАРАТ ПЛЮС» (Ростов Великий).
[13] В.Д. и С.А. Кочкины, ювелир Л.Н. Матакова. Коробочка «Видение отроку Варфоломею близ Ростова Великого». 2008 г. Медь, эмаль, живопись по эмали, скань. D-9x3,6.
[14] Композицию миниатюры, колорит и пейзаж разрабатывал Валерий Дмитриевич, а лики отрока и старца они писали вместе со Светланой Анатольевной (чета Кочкиных).
В.Φ. Пак. Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России, Сергиев Посад, 2012 г., С.278-287
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра