Новые иконы св. Сергия Радонежского в русле тенденций развития ростовской живописи по эмали

Новые иконы св. Сергия Радонежского в русле тенденций развития ростовской живописи по эмали

Иконописное мастерство ростовских финифтяников в послед­ние годы успешно развивается. С полным основанием можно го­ворить о возрождении не только исторического предназначения промысла, но и о непосредственной причастности его к ренес­сансу традиций русской культуры рубежа XIX-XX вв. Речь идет о развитии в Ростове собственной эмальерной школы, художествен­ным ориентиром которой служат достижения русского ювелирно­го искусства указанного выше периода. Оброненная нить подхва­чена ростовскими финифтяниками (и живописцами по эмали, и ювелирами), что, несомненно, является одной из основных новых тенденций современного развития промысла. К иконографии от­дельных русских святых (в том числе и св. Сергия) в ростовской финифти конца XX в. мы обращались ранее[1], но обозначенная в за­главии проблематика на материале ростовской эмали начала XXI в. рассматривается впервые.

Существенную роль в возрождении иконописания в Ростове, индивидуальном становлении мастерства художников играют бо­гатейшие собрания древнерусского искусства (иконопись, шитье, ювелирное искусство), сохраняемые государственными музеями и, в частности, Сергиево-Посадским музеем-заповедником, одним из приоритетных тематических собраний которого является коллек­ция, непосредственно связанная с именем Сергия Радонежского. Значение экспонируемых музеем некоторых раритетов и их роль в процессе создания ростовскими живописцами по эмали образов святого трудно переоценить.

В сравнении с 1990-ми годами появились новые житийные ико­ны св. Сергия как молодых художников (JI.A. Авдониной, А.В. Се­менова, А.Ю. Грязнова, С.П. Березиной), так и уже известных мас­теров В.П. Грудинина и В.Д. Кочкина. В Ростове сегодня существу­ет пять крупных фирм, и почти в каждой из них художники работа­ют над созданием икон, посвященных Преподобному. В начале 2000-х годов более распространены были небольшие иконы (около 30-ти см. по высоте) следующей иконографии: поясное изображение свято­го на фоне Троице-Сергиевой лавры с четырьмя полуфигурными житийными клеймами по углам. В качестве иконографического ис­точника использовался образец, разработанный и тиражируемый ХПП РПЦ «Софрино». Образа нередко дополнялись фигурами предстоящих свв. Кирилла и Марии. Подобные иконы пользуются популярностью и поэтому их нередко воспроизводят и в настоящее время. Варьируя первоисточник, их пишут и отдельные мастера, и художники мастерской «Ростовская эмаль»[2], и ЗАО «Фабрика «Рос­товская финифть»[3].

Некоторые финифтяники создают единичные экземпляры, на­пример, традиционная «мерная» икона «Св. Сергий»[4] 2007 г. (жи­вописец по эмали Е.В. Смирнова и ювелир Е.В. Ананова) сильно вытянута по вертикали, в центре ее пластина с изображением рос­товой фигуры Преподобного. Правой рукой он благословляет, в ле­вой — держит свернутый свиток. На отдельных пластинках левого и правого поля изображены свв. Кирилл и Мария, в верхней части — полукруглая пластина с изображением Св. Троицы. Икона име­ет полуовальный фигурный верх, классически строгую раму, деко­рированную пятью выпуклыми столбиками и розетками из скани с цветными камнями по центру, расположенными поверх гладкого металлического поля.

В 2007 г. В.П. Грудинин написал икону св. Сергия с четырьмя угловыми фигурными клеймами жития и предстоящими на полях изображениями родителей святого Кирилла и Марии (ил. 1). В от­ношении иконографии образ не является редкостью: в среднике поясное изображение святого на фоне Троице-Сергиевой лавры с житийными клеймами в варианте, тиражируемом ХПП РПЦ «Соф­рино», упомянутом выше. Весьма необычно ее колористическое решение: густо-розовый пурпур мантии, желтый подрясник, зеле­ная епитрахиль, голубые купола и стены Троице-Сергиевой Лавры. Оно не кажется излишне пестрым, но, напротив, создаёт радостно-приподнятое настроение. Также индивидуальна и трактовка образа, художник продолжил осмысление темы, начатой им в 1992 г. Тогда В.П. Грудинин исполнил погрудное изображение св. Сергия, ос­новываясь на иконографии покрова 1420-х годов из собрания Сергиево-Посадского музея. Миниатюра написана в приглушенном охристо-сиреневатом колорите (в настоящее время экспонируется в Музее финифти ГМЗ «Ростовский кремль»[5]). Икона 2007 г. яви­лась последним оконченным произведением художника (он скоро­постижно скончался в том же году). Миниатюру 1992 г. и средник 2007 г. объединяет один иконографический источник, упомянутый нами выше, а именно — покров «Преподобный Сергий» 1420-х го­дов из Сергиево-Посадского музея-заповедника. Икона 2007 г. вы­полнена в яркой, но не слишком пестрой гамме пурпурно розовых, оливково зеленых и звонко голубых тонов. В такой колористичес­кой гамме художник предпочитал работать последние годы. Он писал и пейзажи, и жанровые миниатюры, и сказочные, и сюжет­ные композиции; большой цикл произведений создан им на тему древнерусской истории. К своей работе В.П. Грудинин относился очень ответственно, он никогда не копировал готовые образцы; в поисках нужного образа обращался к литературным и графическим источникам, перерабатывая их. В письме по эмали доводил до со­вершенства мазок, добиваясь прозрачности и легкости красок. Ху­дожник никогда не «прокрывал» одним цветом предмет, но исполь­зовал оттенки различных цветов.

Ростовские ювелиры, будучи в XIX в. просто «оправлялыциками»[6] финифтяных пластин, овладев искусством скани в середине XX в., по сути своей не перестают быть таковыми. Но в первое де­сятилетие XXI в. акценты в ряде случаев существенно смещаются: теперь ювелир в общем художественном решении иконы нередко играет ведущую роль. Это непосредственно проявляется и на рас­сматриваемых нами произведениях.

Несомненным новшеством в промысле сегодня является также внедрение технологии лиможских эмалей[7]. Ростовские финифтяники стали применять серебряную фольгу в качестве основы фона, прозрачные и полупрозрачные эмали, совмещая новые приемы с хо­рошим владением традиционной техникой живописной миниатю­ры. Данное направление последовательно прослеживается в житий­ных иконах св. Сергия Радонежского, выполненных художниками ООО «Александр Рудник»[8]. Одна из них (размер: 51,5x31 см) была создана в 2002 г. живописцем по эмали С.П. Березиной и ювелиром А.В. Мухаревым, другая (размер: 61x40 см) — в 2003г. живописцем по эмали А.Ю. Грязновым и ювелиром М.В. Курицыным (ил. 2), обе в серебряных рамах. Образ 2002 г. — с двенадцатью житийными клеймами, изображением Св. Троицы и тремя пейзажными встав­ками на внешних полях оправы с накладной сканью, заполненной цветными эмалями. Икона 2003 г. — с четырнадцатью житийными клеймами, изображением Св. Троицы и семью клеймами на полях, на которых изображены серафимы и херувимы, виды Свято-Троице Сергиевой лавры и ростовского Варницкого монастыря. Также на отдельных пластинах в нижней части иконы изображены разверну­тые книги. И в той, и другой работах четко прослеживается желание художников пояснить сцены жития святого текстовыми цитатами, помещенными на нижних частях пластин (вариант 2003 г.) или на отдельных маленьких пластинах (в иконе 2002 г.).

Таким образом, на иконах, выполненных в ООО «Александр Рудник», воспроизведены известные житийные сюжеты с допол­нительными элементами, указывающими на творческий, не совсем традиционный подход к композиции. В целом, несмотря на мини­атюрные изображения в клеймах, композиции представляются мо­нументальными. Интересно, на наш взгляд, решена копия с реп­родукции иконы XIX в.[9], выполненная живописцем по эмали А.В. Семеновым (ООО «Ростовская эмаль»[10]). Общий размер иконы: 33,5x26,5 см, в среднике - финифтяная пластина с миниатюрным изображением Преподобного размером: 22,7x16,5 см. Оправа из се­ребра с позолотой выполнена в ООО «Мастерская «КАРАТ ПЛЮС» в 2008 г. (ил. 3).

А.В. Семенов скрупулезно повторил в деталях копируемый об­разец. Он точно воспроизвел движение фигуры святого, детали ор­намента и рисунок складок одежд, ансамбль памятников Троице- Сергиевой лавры на дальнем плане, трапезу трех ангелов на небесах в правом углу, очертания облаков и позема, кустиков и лещадок. Художник лишь изменил колорит (кстати, следует заметить, что это особенность репродукции, которую лишь подчеркнул художник): от более теплого золотисто-сероватого колорита оригинала к слег­ка холодноватому синему и темному пурпуру в смеси с коричне­вым и фиолетовым (одежды святого и лещадки). Копия выполнена превосходно, несмотря на то, что это одна из первых живописных работ художника (до этого он работал в качестве ювелира, но, види­мо, непреодолимое желание стать живописцем по эмали помогло ему так чисто выполнить копию). Не менее интересно оформле­ние иконы. В нем синие, голубые и белые эмали на золотом фоне, упорядоченные в рамках изящного цветочно-растительного орна­мента, создают чудный переливающийся богатством игры света ис­кусно положенных красок дуэт света и музыки, что сообщает вы­сокий уровень общему декоративно-художественному строю про­изведения. Здесь живопись пластины и декоративное обрамление сложились в гармоничный единый ансамбль. На раме в маленьких кружочках — сердцевинах белых соцветий - положена рубиновая эмаль поверх золотой пластинки. Свет, проникая сквозь рубиновую эмаль и достигая золотой основы, зажигает ее теплым блеском, со­здавая живую и благородную игру света и тени. Целостность худо­жественного решения и безукоризненная чистота исполнения этой и других икон позволяют говорить о ростовских мастерах как о вы­соких профессионалах современного отечественного ювелирного искусства. Их работы в настоящее время неоднократно отмечались дипломами и наградами на престижных выставках ювелирного ис­кусства. В 2010 г. руководитель мастерской Галина Николаевна Ря­занцева и главный художник Ирина Владимировна Буянкова стали обладательницами единственного в мире ордена Михаила Перхина — знаменитого мастера фирмы «Фаберже»[11].

Наблюдая в последние годы за работой ООО «Мастерская «КА­РАТ ПЛЮС», можно отметить, что главная ее отличительная осо­бенность — следование русскому стилю рубежа ΧΙΧ-ΧΧ вв. На лучших образцах отечественного искусства совершенствуется мас­терство и оттачивается вкус художников, шлифуются технические навыки и организация работы, что, несомненно, является весьма ценным и плодотворным опытом для дальнейшего развития мас­терской и промысла в целом.

Мастерская «КАРАТ ПЛЮС» изготавливает, по преимуществу, иконы в драгоценных ризах и церковную утварь. Художники по металлу делают оклады не только для финифтяных икон, но и тра­диционных темперных. Каждая их работа неповторима по своему художественному решению. Так в 2008 г. здесь был изготовлен дра­гоценный оклад для образа преподобного Сергия Радонежского[12], написанного в технике темперной иконописи по дереву и левкасу. Икона имеет серебряную филигранную объемную «рубашку», фон ее сплошь закрыт позолоченным полем с накладным сканным орна­ментом, элементы которого заполнены голубой эмалью. Рама слег­ка выступает над основным полем, имеет накладные квадраты по углам и выпуклые полустолбики по периметру. Все перечисленные выше детали украшены наборной сканью, заполнены разноцвет­ными эмалями с последующей росписью. Каждая операция по из­готовлению драгоценного оклада с расписными эмалями по скани сопровождается обжигом, чистота цвета эмали зависит от умения и опыта эмальера. В связи с этим, наверное, не лишним было бы отметить насколько искусной и твердой должна быть рука ювелира-художника и мастера росписи. Над созданием драгоценного оклада к иконе работают несколько мастеров, а если это большой образ, то нередко его исполняют все мастера предприятия. Такой совместный опыт работы немыслим без взаимопонимания, ответственности, вы­сокого качества работы каждого художника и ювелира.

В Ростове продолжают работать и отдельные творческие индиви­дуальные мастерские художников. Рассмотрим коробочку с мини­атюрой «Видение отроку Варфоломею близ Ростова Великого» на ее крышке, выполненную живописцами по эмали Валерием Дмитри­евичем и Светланой Анатольевной Кочкиными. Оправу изготовила ювелир, Заслуженный художник России, Л.H. Матакова[13] (ил. 4).

Сюжет миниатюры невольно сопоставляется с известным полот­ном М.В. Нестерова. Эпический простор русской земли в картине великого художника на нашей эмали становится тихим загадочным уголком леса: справа — фрагмент старого дерева, слегка загорожен­ного корявыми тонкими стволами деревьев, слева — молодые со­сенки. Финифтяник[14] вписывает в круг устойчивую почти статич­ную композицию, сопоставляя две стоящие фигуры и подчеркивая самое важное смысловое движение рук персонажей: старец переда­ет светлый кусочек просфоры, а юный отрок с великим благогове­нием принимает его обеими руками как благословение. Их сопри­коснувшиеся руки и ковчег со святым даром оказываются в центре композиции. Ощущения трогательной теплоты и простоты, любви и доверительности исходят от миниатюры.

Итак, в первом десятилетии XXI в. в Ростове Великом образ пре­подобного Сергия Радонежского пишут как отдельно работающие мастера, так и представители почти всех мастерских города. На примере изображений святого прослеживаются наиболее типичные черты и характерные тенденции современного состояния искусства ростовских эмальеров, а именно: укрупнение формата икон, услож­нение ювелирного обрамления (как следствие повышение роли и мастерства ювелиров). Также и иконописное мастерство ростовских финифтяников в последние годы, несомненно, развивается весьма успешно. Промысел возродился не только в своем первоначальном предназначении, но явился непосредственно причастным к ренес­сансу русской культуры рубежа XIX- XX вв. В этом направлении, несомненно, более преуспели художники ООО «Мастерская «КА­РАТ ПЛЮС» и ООО «Ростовская эмаль», продолжающие традиции русского эмальерного искусства.


[1] Пак В.Ф. Изображения св. Сергия, основателя Троице-Сергиевой лавры, в современной ростовской финифти //Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Международная конференция. Тезисы докладов. Сергиев Посад, 1998. С. 80-82; Она же. Об­разы русских святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Димитрия Ростовского в современной ростовской финифти // Макарьевские чтения. Канонизация святых на Руси. Материалы VI Российской научной конференции, посвященной Памяти Святителя Макария. Вып. VI. Можайск. 1998. С.287-292; Она же. Тема ростовских святых в современной живописи по эмали. К постановке проблемы // История и культура ростовской земли 2000. Ростов, 2001. С. 201-207.

[2] ООО «Ростовская эмаль», открыто 28.04.2001. Директор Александр Иванович Тотушкин.

[3] ЗАО «Фабрика «Ростовская финифть» с 1999 г. является преемником фабрики «Ростовс­кая финифть», преобразованной в конце 1998 г. в кооператив, затем ООО. Генеральный дирек­тор Евгений Давидович Мухин (г. Ярославль).

[4] Икона экспонировалась в 2007 г. на выставке «Тайны ростовской финифти», организо­ванной фондом народных художественных промыслов Российской Федерации, г. Москва.

[5] В.П. Грудинин. Икона «Святой Сергий Радонежский». 1992 г. Медь, живопись по эмаль, скань, дерево. 8,7x7. ГМЗРК. Ф-2443.

[6] Титов А.А. Финифтяники в городе Ростове Ярославской губернии (с предисловием Η.Π. Кондакова). СПб., 1901. С. 8; Фуртов К. Финифтяное производство. Пособие для мастеров. М„ 1911.С 17.

[7] Появление элементов технологии лиможских эмалей наблюдается в Ростове с 2001 г. пос­ле проведения совместного семинара и выставки французских и ростовских эмальеров «Рос­товская финифть — Лиможская эмаль. Миниатюрная живопись рубежа ΧΧ-ΧΧΙ вв.».

[8] На тот момент мастерская называлась «Эмалевая миниатюра» (существовала с 1999 г.), свое новое название ООО «Александр Рудник» получила в 2007 г.

[9] Икона «Преподобный Сергий Радонежский на фоне Троице-Сергиева монастыря». На­чало XIX в. Дерево, левкас; темпера. 150x100 см. Происходит из Николо-Перервинского монас­тыря под Москвой, поступила в ГМЗ «Коломенское» в 1940 г. № КП-2443, Ж-1111; реставриро­вана Е.А. Сатель в ГМЗ «Коломенское» в 1980-е гг., участвовала в выставке «Сокровища русских монастырей» в 2006-2007 гг., которая проводилась в Николо-Угрешском монастыре.

Благодарю за предоставленную информацию Марию Владимировну Послыхалину, хра­нителя Московского Государственного объединенного историко-архитектурного и природно- ландшафтного музея-заповедника «Коломенское», а за указание на то, что эта икона находится в ГМЗ «Коломенском», реставратора этого музея Нину Николаевну Володину.

[10] ООО «Ростовская эмаль» сотрудничает с различными предприятиями по выпуску фи­нифти в Ростове и с отдельными мастерами, а также с ювелирами из Красного Села и ярослав­скими ювелирными мастерскими, в которых выполняются позолотные работы.

[11] Скурлов В.В., Фаберже Т.Ф., Демкина Е.Н., Квашнин С.И. Михаил Перхин — ювелир фирмы Фаберже. Кавалеры Ордена Михаила Перхина. СПб., 2011. С. 146-147.

[12] Св. Сергий Радонежский. 2008 г. Икона (дерево, левкас, темпера) в драгоценном ок­ладе (серебро 925°, золото 99,9°, филигрань, горячая эмаль по скани, роспись по эмали, эмаль запильная, выколотка, выпиловка, золочение). 24x20. Икона выполнена мастерской «Ковчег» (Ярославль), оклад ООО «Мастерская «КАРАТ ПЛЮС» (Ростов Великий).

[13] В.Д. и С.А. Кочкины, ювелир Л.Н. Матакова. Коробочка «Видение отроку Варфоломею близ Ростова Великого». 2008 г. Медь, эмаль, живопись по эмали, скань. D-9x3,6.

[14] Композицию миниатюры, колорит и пейзаж разрабатывал Валерий Дмитриевич, а лики отрока и старца они писали вместе со Светланой Анатольевной (чета Кочкиных).


В.Φ. Пак. Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России, Сергиев Посад, 2012 г., С.278-287


6 февраля 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.