Надо, чтобы молитва была усердной, нерассеянной и нелицемерной. Почаще и побольше молитовку читать. Четки не зря же носим. На врага оружие. Иисусову молитву всегда полезно творить. Не только слова произносить, а чтобы ум и сердце молились: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Давайте, миленькие, начинать Иисусову молитовку, неспешно, протяжно, жалобно, с плачем. Только не возгордиться, помышляя, что, вот, я уже такая молитвенница. Нужно бояться попасть в прелесть, потому что она не спасительна. Легко погибнуть, если в прелесть враг затащит. Многие погибли.
Сказано: познай себя и спасешься. Познаем, что мы окаянные, нерадивые, ленивые, что у нас много грехов. Если сердце занято всякими помыслами, нечистотой, то оно не может увидеть Бога (Ср.: Мф. 5:8). Бойся себя – бойся греха. Себя укорять, осуждать, себе не доверять – наш долг. Я не молитвенник, не постник. «Иисусе Сладчайший, спаси мя, окаянного...»
Одно дело четки в кармане держать, а другое дело – усердно молиться. Это большую пользу приносит. Молитва не только монаху нужна, а в первую очередь тому, кто борется с врагом. Праздно жить – это врагу нравится. А если мы постоянно умом и сердцем в молитве, если ум и сердце молятся, это для врага невыносимо. Он терпеть не может, когда мы молимся.
Полезны и поклоны. Поклончики, молитовка и послушания всякие, главное не лениться. Идем по коридору или на работу – 10-15 Иисусовых молитовок прочитаем, если можем побольше, то по 20, 50. Этим и спасемся. И на послушании творить Иисусову – о́ра эт лабо́ра (лат. ora et labora), молись и трудись. Без молитвы жить – не по той дорожке идти. Помоги, Господи.
Не зря сказано: непрестанно молитесь (1 Фес. 5:17), чтобы молитвой побеждать злобу. Без молитовки жить нельзя. она должна быть постоянной. Непрестанно молиться – наш монашеский долг. Время настало такое. Многие в ловушку бесовскую попадают. Враг боится молитовки, слова Божия. Он хитрый – не дает нам усердно помолиться, но надо понуждать себя: нуждницы наследуют Царствие Небесное (Ср.: Мф. 11:12). Понуждать себя очень полезно, и тогда особенно чувствуешь пользу от Иисусовой молитовки. Господь еще по молитвам спасает и звон еще слышим, милость Божия пока не отступила от нас. Не теряйте надежды. Спаси Господи.
Святитель Игнатий пишет, что читать Иисусову молитву надо неспешно, чтобы ум заключался в словах молитвы. Творить ее протяжно и плаксиво. Я молитву читал, но рассеянно – все равно в голову лезут помыслы. А если ее так читать с таким помыслом: «Мы же грешники, а грешники достойны вечного мучения, надежда у нас только на покаяние». Если так читать – не рассеяно, а как перед Живым Богом. К Живому Богу! Мы мертвецы. Если человек с человеком беседует, то мы остаемся мертвецами, – мы же мертвые душой. А если бы мы молились Живому Богу – мы бы рыдали день и ночь, мы бы со слезами молились. Это очень трудно – молиться не рассеянно. Для этого надо молиться постоянно, каждый день. Я вот сейчас 200 молитв прочитал – а может быть, 2000 надо. А нам, монахам, сейчас молиться желательно побольше, и не только за себя, а и за благодетелей, и за родных, и за всех калечек, и за весь мир. Когда сердце плачет, тогда и слезки бывают. Плач не всегда бывает, но к этому стремиться надо.
Источник: Виссарион (Великий-Остапенко), игум. Εξομολογείσθε τω Κυρίω / Исповедайтеся Господеви: духовные беседы. СП, 2018. – С. 13-15.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра