Отец Виссарион! Вы бесконечно дороги многим прихожанам Лавры. Дороги и мне, приехавшему за триста километров из Иванова. Всякий раз, когда мне трудно, я вспоминаю Вас, Ваши мудрые по-отечески советы и наставления.
Однажды мы беседовали в келье о литературе и, узнав, что одна из книг написана мною на уфологическую тему, Вы посоветовали мне сжечь ее:
- Гоголь сжег второй том "Мертвые души", а Вы что же медлите. Сожгите. Не искушайте себя и других.
Сказано это было просто и без всякого высокомерия, а по-дружески тепло. Да и само сравнение с великим писателем, чего я, конечно же, не достоин, располагало к решительным действиям. То есть к уничтожению сомнительной книги. Оставшийся тираж, который пользовался спросом, я сдал в утиль. И не жалею. Зачем, понял я, засорять мозги людям небывальщиной, которая исходит скорее всего от лукавого…
На прощание отец Виссарион подарил мне свои стихи о Лавре, ставшей для него родной и пакет с фруктами и красной рыбой. На все мои попытки отказаться - отреагировал сразу же: «Берите. Мне это не надо. Мне столько приносят всего, что одному мне не скушать, выручайте».
Дома, раскрыв подаренную книгу, я прочитал душевные слова: «На молитвенную память Виктору… многогрешный раб Божий Виссарион».
Однажды мне довелось побывать на Дне Ангела отца Виссариона. За столами, сдвинутыми в один ряд, сидели близкие ему по духу люди. Звучали стихи, песни, здравицы. Была атмосфера праздника, которая располагала к общению. И я удивился, насколько обширен круг знакомых и друзей о. Виссариона. И веселый гомон сразу стихал, когда раздавался телефонный звонок и трубку передавали имениннику. Как правило, звонили из-за границы. Из Бельгии, Канады… И там, за тысячи километров от Лавры, знают и уважают игумена. И в самом Сергиеве Посаде, в пригороде, и в самой Москве тем более.
Игумен Виссарион. Фото середины 90-x гг. 20 века
Здесь игумена Виссариона просто любят и считают для себя за большую честь быть его духовными чадами. С сердечной болью, житейскими бедами, с проблемами - к нему, к отцу родному, который утешит, ободрит, посоветует, подскажет - как в этом не всегда праведном мире спастись, избежать греха и не навредить людям. И не всякий раз духовные чада сразу поймут мудрый совет. Порой, чего греха таить, обидятся, начнут роптать на батюшку. Истина, увы, не сразу достигает цели. Но пройдет немного времени и человек начинает понимать правильность и мудрость слов о. Виссариона. Как-то женщина взмолилась: «Не знаю что и делать. Дала взаймы большую сумму без расписки и без свидетелей подруге, а та не отдает долг. Что делать, батюшка?». Батюшка подумал немного и сказал кратко, одним словом: «Забудь». Дескать, не трепли нервы себе и другим. Еще больше потеряешь - здоровье, спокойствие - а деньги не вернешь.
Что тут говорить - мудрость всегда любит краткость. О бескорыстии и не стяжательстве о. Виссариона ходят целые легенды. Все, что ему дарят меценаты - все до копейки игумен отдает немощным и больным людям. Тем, кто терпит беду и нуждается в помощи. Сам же живет скромно, в небольшой келье. Богатство и роскошь его не прельщают. Наоборот, в своих стихах он обличает жадность и людские пороки, при этом себя считая самым грешным на земле: «Многогрешный раб Божий…». О своем жизненном пути рассказывать не любит, поэтому узнать можно лишь через другие источники, от тех людей, которые вместе учились с отцом Виссарионом в духовной семинарии, часто общаются с ним, на чьих глазах проходила жизнь 90–летнего старца, «90 лет исполнилось в марте этого года».
И вот что удалось по крупицам собрать. Немало горя хлебнул о. Виссарион (в миру Василий Евстафьевич Великий-Остапенко) подростком. Шла Великая Отечественная… С Украины погнали в Германию… На рудники… Подростком познал каторжный труд. И только одна мысль свербит в голове у мальчишки: «Убежать»! Строил планы, выбирал день, намечал маршрут. И как-то сбежать с рудника удалось. Дальше пробел в сборе материала. Каким-то чудом оказался в России… Видимо, Господь вел по судьбе. Деталей побега и продвижения на Восток мало кто знает, но худо ли бедно, а конечным пунктом беглеца стала Лавра. Именно здесь Василий Остапенко принял монашество, духовно возрос, раскрыл свой православный талант и как исповедника, и как поэта, чьи стихи распространились по всей России и стали песнями…
«Отец Виссарион, мы любим Вас»! Об этом я слышал от многих. От тех, кто в минувший четверг был на утренней службе в Успенском соборе Лавры и дожидался у служебного выхода с пышными букетами цветов, когда о. Виссарион выйдет из алтаря, чтобы поздравить его с Днем Ангела и сказать: «Нам, духовным чадам, всегда легко и надежно с Вами, как за каменной стеной, Вы наше утешение и отрада, через вас мы спасаемся, и в День Вашего Ангела примите от нас поздравление и пожелание многие лета! Да продлятся Ваши дни и отступят болезни во спасение наших душ. Да хранит Вас Бог»!
С низким поклоном
Ваш почитатель - многогрешный раб Божий Виктор Мартьянов,
На снимках: поздравление о.Виссариона с Днем Ангела и его благословение, 19 июня 2014 г.
Фото автора.
20 июня 2014