Некоторые вопросы изучения «Троицы» Андрея Рублева

Некоторые вопросы изучения «Троицы» Андрея Рублева

Изучение творчества преподобного Андрея Рублева и мастеров его круга отмечено многообразными по своим особенностям периодами, от сбора и анализа преданий и сведений письменных источников до конкретного постижения его подлинной живописи, открытой в результате реставрационных работ.

Все исследователи, обращавшиеся к изучению иконы Пресвятой Троицы, храмового образа Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, единодушны во мнении, что это несомненное произведение Рублева, хотя докумен­тально этот факт известен по более поздним источникам: постановлению Стоглавого Собора 1551 г. и «Сказанию о святых иконописцах» начала XVIII в.

Важным обстоятельством, подтверждающим рублевское авторство иконы на образно-стилистическом уровне, является сопоставление ее с росписью 1408 г. в Успенском соборе во Владимире (главным образом, с живописью северного свода центрального нефа, прежде всего, с ликами ангелов, стоящими за апостолами).

Другая привлекаемая стилистическая аналогия – иконы звенигородского чина начала XV в., в которых большинство исследователей видят подлинно рублевские произведения, к тому же, хорошей сохранности, прошедшие реставрацию под наблюдением ведущих специалистов в 20-х годов минувшего столетия.

Сопоставляя с ангелами Троицы образ Архангела Михаила звенигородского чина, особенно наглядно и убедительно видится их принципиальная общность и в образно-стилистическом плане, и в типаже, и в деталях иконографического решения.

Наиболее показательно рассмотрение звенигородского архангела со средним ангелом Троицы. Это почти зеркальное повторение одного и того же решения: изящно и плавно склоненная голова, лик в трехчетвертном повороте, с тонко переданным созерцательным молитвенным состоянием. Широко разведенные за плечами золотые крылья верхней линией контура как бы создают полукружие, повторяющее очерк нимба.

Общепризнано, что возвышенный мир образов Андрея Рублева наиболее глубоко и полно раскрылся именно в этой, ангельской, теме, ставшей лейтмотивом его творчества.

Следует обратить внимание, что и рублевская роспись 1408 г., и «звенигородский чин», чрезвычайно близкие по своим образно-живописным решениям «Троице» – это более ранние произведения, предшествующие, по-видимому, написанию храмового образа Троицкого собора.

Несравненно сложнее обстоит дело с сопоставлением «Троицы» с иконами самого троицкого иконостаса. А между тем это точно датированный 1425–1427 гг. ансамбль, причем, источники сведений – датируемые также XV в. – жития преподобных Сергия и Никона Радонежских, в которых сообщается об участии Даниила и Андрея Рублева в украшении Троицкого собора.

Пристальное и тщательное изучение икон троицкого иконостаса составляет необходимый фундамент для суждений об органичной связи «Троицы» с иконостасом. Чрезвычайно ценным поэтому являются выводы тех исследователей, которые имели возможность близко соприкасаться и на протяжении долгого времени созерцать иконы троицкого иконостаса, постепенно входя в их особый мир, улавливая, при кажущейся полифоничности, их духовное и художественное единство. По-видимому, именно таким путем пришла к своем выводам Т. Н. Манушина в работе 1996 г. (очерк в издании «Троице-Сергиева лавра»), считающая, что «Троица» Андрея Рублева была написана в 1425–1427 гг., то есть в те же годы, что и остальные иконы иконостаса, стилистическая общность которых слагается из свойств живописи Андрея Рублева.

Таким образом, на живописно-стилистическом уровне «Троица» неотделима от иконостасного деисуса 1425–1427 гг. В отношении рублевской иконы «Пресвятой Троицы» мы придерживаемся мнения о ее изначальном написании для Троицкого иконостаса в 1425–1427 гг.

Источник: Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы II Международной конференции. 4-6 октября 2000 г. Сергиев Посад, 2002.


15 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.