Архиепископ Вологодский Никон [2] вспоминал поразительный факт близости святых небожителей к живущим на земле.
По его словам, жил в одном селе благочестивый крестьянин, который неопустительно каждый праздник посещал Божию службу. Где бы этот благочестивый человек ни был, услышав звон церковного колокола, собирал своих детей и вместе с ними шел в храм Божий, а жене приказывал не медлить дома с приготовлением пищи, но спешить к богослужению.
Однажды в день памяти святителя Николая его жена так торопилась закончить свои хозяйственные дела, что забыла в суете запереть дверь своего дома. После ее ухода мимо дома случайно проходил известный всему селу вор. Заметив незапертую дверь, он вошел и начал собирать все, что было там ценного.
Уже все он связал в узел, и только осталось выйти из комнаты, как вдруг через закрытую дверь входит в этот дом святитель Николай в полном архиерейском облачении. Грозно взирая на вора, он воскликнул: «Как?! Люди, любящие Бога, поспешили в храм, забыли запереть свою хижину, а ты воспользовался этим, чтобы похитить их достояние, приобретенное трудом?» При этих словах святитель Божий ударил вора рукой по щеке, и тот моментально почувствовал, что ослеп. Крайне смущенный, он начал бродить по комнате, чтобы найти дверь, но никак не мог выйти из дома.
Между тем хозяева, вернувшись из церкви, заметили, что в доме кто-то ходит. Когда они вошли в дом, то их глазам предстал знакомый вор, который с плачем рассказал о явлении ему святителя Николая, который наказал его за воровство.
Вор был осужден на поселение в Сибирь, к радости всего села, тревожимого его грабежами. При этапировании в Сибирь вор проходил мимо села. Он пожелал зайти в храм, где стоял образ святителя Николая. Здесь, упав перед образом на колени, горько со слезами просил прощения у угодника Божия в своем грехе с обещанием больше его не повторять. Когда он, помолившись, прикладывался к иконе святителя, его слепые очи вдруг чудесно прозрели.
В день погребения архиепископа Вологодского Никона одна монахиня, по имени Клеопатра, готовившаяся в тот день ко святому причащению, видела сон: «Вхожу я, – рассказывала она, – в Трапезную церковь Сергиевой Лавры, куда было внесено тело архиепископа Никона для отпевания. Вижу гроб. В нем лежит усопший, пред гробом иеромонах читает святое Евангелие четко и ясно. Народа в храме не видно. Царские врата открыты, и алтарь наполнен великим светом, но и там никого не замечаю. Я, как монахиня, имела благословение на вход в алтарь. Думаю про себя: "Вот я войду в алтарь и посмотрю, есть ли там кто". Открыла южную дверь алтаря и вижу: алтарь весь полон святителей Божиих! В древних митрах они стояли вокруг престола, а диаконы были юноши небесной красоты, в стихарях, препоясанные орарями. Зная, что архиепископ Никон был близок к архиепископу Николаю Японскому [3], я приняла смелость вопросить одного из святых юношей: "Кого же дожидают в алтаре, не начиная богослужения? Вероятно, Николая Японского?" Но юноша с особым благоговением ответил мне: "Дожидаем прибытия архиепископа Николая, но не Японского, а Мирликийского"».
На этом сон матери Клеопатры прервался, но его можно принять к сведению как ответ Неба к прославлению имени чудного архиерея Божия святителя Николая.
Иеромонах Троице-Сергиевой Лавры Авенир рассказал следующую повесть о спасении жизни своего друга, некоего Томилина, предстательством святителя Николая Мирликийского.
Это было много лет тому назад. Родной брат известного в Москве богача Томилина служил у него доверенным по торговым операциям. Каждый год ему приходилось по работе ездить в Сибирь на Ирбитскую ярмарку и здесь совершать большие торговые дела. В одну из ярмарок Томилин, приезжая в Ирбит на лошадях (в то время железных дорог еще не было), остановился на постоялом дворе, где предстояла смена лошадей. По выезде со станции Томилин заметил, что новый ямщик везет его не той дорогой, которая ему была уже известна, и что едут они рекой. Томилин спросил ямщика: «Почему ты везешь меня не той дорогой?» Тот уверял ездока, что по реке путь намного сократится, и тем успокоил его. Проехали они еще верст десять. Ямщик вдруг пронзительно свистнул. В тот же момент где-то близко впереди послышался ответный свисток. Это Томилину показалось подозрительным. Он выхватил из кармана револьвер, наставил его к уху ямщика и грозно потребовал от него повернуть назад. Но ямщик тряхнул головой и вышиб револьвер из рук Томилина, он упал в передок саней.
Обезоруженный Томилин мысленно стал готовиться к смерти. В предсмертной своей молитве он слезно воззвал к Николаю Чудотворцу и молил его горячо о спасении жизни ради своих детей. Не успел еще Томилин окончить тайной сердечной молитвы, как молниеносно явился святитель Николай с каким-то прекрасным юношей. Грозно смотря на ямщика, он воскликнул: «Как ты осмелился посягнуть на жизнь этого человека? Я слышу его скорбную молитву. Ради своих детей он избежит смерти, а ты, если не оставишь своего преступного намерения, сам погибнешь». С этими словами святитель Христов стал невидим. Тогда ямщик в ужасе грозно гикнул на коней и сильно ударил их кнутом. Лошади вихрем понеслись вперед. Разбойники, стоявшие на дороге и поджидавшие путников, едва-едва успели отскочить. Сзади проезжавших послышались выстрелы и невыразимая адская ругань. Затем все затихло.
Ямщик, подобно урагану, пролетел верст пять и остановился. Он подал Томилину револьвер и, выпрыгнув из саней, опустился перед ним на колени, слезно прося у него прощения. Растроганный явлением святителя Николая, Томилин сказал виновному лишь одно: «Я не тот богач Томилин, за которого ты меня принял. Я его родной брат и служу у него лишь доверенным во всех делах и в данную минуту не имею при себе никакого капитала. Тебе Бог да простит, и я прощаю». В знак примирения он с христианской любовью поцеловал ямщика, и они поехали дальше.
В последующие годы, приезжая на Ирбитскую ярмарку, Томилин всегда останавливался у этого ямщика, брал его в дорогу и по его просьбе был даже крестным отцом родившейся у него дочери.
В Вологодской губернии в одном бедном селе обветшал деревянный храм во имя святителя Николая. Так как служить в нем стало невозможно, то прихожане храма на общем собрании постановили устроить новый деревянный храм и с благословения вологодского архипастыря послали для сбора пожертвований на новый храм односельчанина, благочестивого и смиренного старца, вручив ему сборную книжку для записи пожертвований.
В теплый день сборщик, напутствуемый молитвами и благожеланиями священника того села и всех прихожан, отправился в путь. Пройдя верст тридцать, он утомился от долгого пути и присел отдохнуть. В полудремоте он видит пред собою в лучах небесного света святителя Николая в архиерейском облачении. С небесной любовью смотря на старца, святитель ласково сказал ему только два слова: «Иди в Рыбну» – и стал невидим. Придя в себя, сборщик размышлял: «Что это за название – Рыбна? Город или село какое?» Ему никогда не приходилось слышать о такой местности. Продолжая свой путь, он при встрече с прохожими не раз спрашивал, что это за Рыбна, но никто не мог разъяснить загадочного слова. Наконец нашелся один добрый человек, который ответил сборщику: «Это, несомненно, город Рыбинск Ярославской губернии». Тогда старец-сборщик, ведомый невидимой рукой, направил свой путь именно в указанный город.
Придя в Рыбинск утром и услышав на колокольне городского собора благовест к обедне, он пошел туда помолиться и смиренно встал на паперти в ожидании милостыни на храм. Среди верующих, входящих в церковь, старец-сборщик видит какую-то старушку с глубокой скорбью на лице. Она, подойдя к нему, сказала: «Ты, старец, по окончании службы не уходи с паперти, подожди меня. Ты мне нужен». Старец в знак согласия низко ей поклонился.
Кончилось богослужение. Почти последней вышла из храма та старушка. Поравнявшись со сборщиком, она пригласила его следовать за собою и привела к очень хорошему дому. В доме она приняла своего гостя, как самого родного человека, и предложила ему подкрепиться пищей. После обеда выносит ему денежный пакет и вручает со словами: «Ныне сороковой день по кончине единственной моей дочери, девицы Марии. Пред ее смертью я дала обещание Богу: все ее приданое, тридцать тысяч рублей, отдать первому встретившемуся мне сборщику на постройку храма. В память моей незабвенной дочери, которая очень любила Николая Чудотворца, прими эти деньги. Я рада тому, что и храм, на который ты собираешь, строится в честь святителя Николая».
Старец-сборщик склонился пред благодетельницей до земли и слезно благодарил ее за великую святую жертву, которую она вручила по небесному указанию самого Николая Чудотворца.
Когда сборщик вернулся домой и сообщил о явлении ему святителя Николая, пославшего его в «Рыбну», и о щедрой милостыне на храм в городе Рыбинске, все слышавшие его возблагодарили Бога и начали строительство в селе уже не деревянного, а каменного Никольского храма.
Приснопамятный и теперь уже покойный архиепископ Вологодский Никон, вспоминая о своей родной матери, между прочим, отмечал замечательную подробность, относившуюся к обстоятельствам его рождения. «Моя мать, – говорил он, – при разрешении мной от бремени долго мучилась и была близка к смерти. В эти тяжкие минуты она стала горячо молиться святителю Николаю, прося его святой помощи. Среди молитвы она на мгновение забылась тонкой дремотой и видит: из иконы, находившейся в угловом киоте, вышел живой святитель Николай. Он, подойдя к страждущей, сказал: "Успокойся! По Божию соизволению ты сию минуту легко разрешишься от бремени мальчиком. Назови его моим именем – Николай", – и стал невидим. Мать моя тотчас после того разрешилась от бремени и просила назвать меня при крещении Николаем».
Архиепископ Вологодский Никон вспоминает из детства такой случай: «Когда мне было девять лет, в нашем селе Чашникове, в 25 верстах от Москвы, умерла просфорница приходской церкви в возрасте 85 лет. Всю свою жизнь она провела в благочестии и чистоте и перед своей кончиной пожелала освятить себя таинством елеосвящения. Таинство это совершал над ней священник села Чашникова отец Иоанн в присутствии всего села.
Болящая во все время соборования была в полной памяти. Как только прочтено было последнее, седьмое, Евангелие, она стала все более и более слабеть. Свеча выпала из ее рук, и дыхание незаметно прекратилось.
Священник благословил усопшую иерейским благословением и, обратясь к родным, предложил им одеть ее в погребальные одежды, а сам стал разоблачаться. В этот момент все присутствующие видят, как усопшая открывает глаза, и слышат, как она тихо, но ясно говорит: "Святителю Христов, отче Николае! Тот грех содеян мной в юности и забыт мной. Но я виновна в нем и каюсь Господу перед тобой. Святитель Божий, прошу тебя, прости и разреши меня от этого греха". И с этими словами она снова тихо предала свой дух Богу».
Источник: преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов). Беседы, проповеди, рассказы. – СТСЛ, 2010. С. 484-490.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Архимандрит Кронид (в миру – Константин Петрович Любимов) –наместник Троице-Сергиевой Лавры. Расстрелян 10 декабря 1937 г. на Бутовском полигоне, Московская область. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. прославлен в лике святых (память – Собор новомучеников, в Бутове пострадавших (переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе); 6/19 июля – Собор Радонежских святых; 5/18 ноября – Память Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.; 27 ноября / 10 декабря).
[2] Архиепископ Никон (Рождественский; 1851-1918/1919) – епископ Русской Православной Церкви, с апреля 1906 года Вологодский и Тотемский (впоследствии на покое). Имя, данное ему в крещении, – Николай. Богослов, публицист, политический и государственный деятель Российской империи. Погребен у алтаря Свято-Духовского храма Троице-Сергиевой Лавры.
[3] Святой равноапостольный Николай (Касаткин) – архиепископ Японский (1836-1912) основатель Русской духовной миссии в Японии. Перевел на японский Священное Писание и богослужебные книги, создал несколько учебных заведений. Прославлен Русской Церковью в 1970 г.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра