В царствование имп. Юстиниана I (527–565) в христианской Церкви было введено календарное счисление по индиктам (от лат. indictio – объявление), периодам наложения дани. Таким образом, финансовый год в Римской империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, каждые 15 лет производилась переоценка имений. По мнению проф. В.В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение. Византийское счисление, так называемые индиктионы имп. Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г. Однако на латинском Западе и православном Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление, когда началом года считалось 1 марта или 25 марта дата праздника Благовещения. Торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.
В этот день Церковь вспоминает, как Христос Спаситель прочел в назаретской синагоге пророчество Исаии (Ис. 61, 1–2) о наступлении лета благоприятного. В этом чтении византийцы видели Божие указание на празднование дня нового года. Предание связывает это событие с днем 1 сентября. В Минологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник». Доныне в Православной Церкви 1 сентября за Литургией читается именно евангельское зачало о проповеди Спасителя. То же Евангелие читалось Патриархом и в особом чине летопроводства – праздничной службе, совершавшейся 1 сентября.
На Руси по принятии христианства гражданский год вплоть до XV в. начинался с 1 марта, с него же начинали хронологию древние русские летописцы. Имеются свидетельства о совершении на Руси 1 сентября чина летопроводства. Он состоял из пения стихир, антифонов, паремий, Апостола, Евангелия и молитв.
Интересны его особенности, содержащиеся в московском и новгородском чинах. Во время чтения паремий протопоп совершал чин водоосвящения до момента погружения креста. Затем, после чтения Евангелия, святитель погружал крест в воду при пении тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя...» и омывал иконы губой, омоченной в освященной воде, после чего читались молитва Патр. Филофея Константинопольского: «Владыко Господи Боже наш...» и главопреклонная молитва. В московском печатном чине описывается, кроме того, обряд пришествия царя к действу. В Москве чин совершался на соборной площади Московского Кремля, и царь чаще всего прибывал туда уже после прихода Патриарха с крестным ходом, иногда он мог приходить и вместе с ним, его встречи и поздравительной речи к нему Патриарха. В Новгороде служащий святитель обращался с поздравлением к воеводам и народу с произнесением «титла» о царском многолетнем здравии.
Киевский чин отличался от московского и новгородского. В нем не указаны крестный ход на площадь, водоосвящение и омовения икон. Чтение Евангелия совершалось в храме, не было паремий и Апостола. Лития совершалась пред храмом: сначала дважды обходили храм с крестным ходом при пении стихир, в третье обхождение останавливались пред каждой стороной храма, и диакон произносил ектению; перед западной стороной святитель читал молитву. Обряд поздравления также не указан в киевском чине.
Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием имп. Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии самого Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.
С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра