С именем Павла Александровича Флоренского связано представление о личности многогранной, с поистине беспредельными возможностями познания и творческого воплощения — в науке, технике, философии, богословии, но также и в теоретическом исследовании художественных закономерностей искусства; возникает образ исследователя-экспериментатора и своеобразнейшего мыслителя, обобщающего в своем мировоззрении колоссальный опыт человеческой культуры с установкой на глубоко жизненные, реалистические основы миропонимания.
Мировоззрение Флоренского опиралось на математическую теорию прерывности и мифологический символизм Платона, святоотеческое учение о Единосущии и народное «бытийственное» восприятие мира и строилось им как целостное миропонимание, изнутри преодолевающее присущую человеческому разуму антиномичность мышления.
«Стремление Платона к цельному знанию, к нераздробленному единству миро-представления находит себе точный отклик во все-объемлемости и органическом единстве первобытного миросозерцания», — указывал он в лекции «Общечеловеческие корни идеализма».
Ключом к такому целостному мировоззрению стала для Флоренского математика. О значении своих математических занятий в университете он писал матери:
«При математическом мировоззрении нет надобности конкретно намеренно или бессознательно игнорировать целые области явлений, урезывать и достраивать действительность. Натурфилософия соединяется в одно целое с этикой и с эстетикой. Религия получает соответственное место в целом, место, которого она была лишена раньше, почему ей и приходится строить себе отдельное, изолированное помещение. Но я пишу тебе, как будто это все уже есть. Это не более, как смутное предчувствие будущего синтеза» (из письма к О.П. Флоренской от 5.Х.1900 года).
И если в юности он только предвидел возможность синтеза науки, философии, религии, этики и эстетики, то в зрелые годы сознательно ставил своей жизненной целью «проложение путей к будущему цельному мировоззрению».
Исключительная личность и жизненная судьба Флоренского дает удивительный пример достижения такого синтеза в целостном мировоззрении, в котором все проявления человеческой культуры находятся во взаимосвязи и рассматриваются не извне, а изнутри, исходя из единого центра — Истины.
Нас интересует, каким было отношение Флоренского к музыке как образно-звуковому постижению жизни, как воспринимал он музыкальное искусство в его звуковой специфике, в его связи с другими видами искусств, какое значение придавал воздействию музыки на духовный мир человеческой личности. Иными словами, как вошла музыка (понимаемая здесь очень расширенно, как форма восприятия мира, жизненной действительности) в его мировоззрение, чем обогатила его, что раскрылось ему через музыкальное восприятие и в какой мере присущее ему индивидуальное слышание определило его эстетические суждения.
Очень рано Флоренский осознал неисчерпаемость искусства по полноте содержащегося в нем жизненного опыта и глубине художественного обобщения, его исключительную значимость в познании.
«Я считаю своею второю (после математики) задачею быть хорошо ознакомленным с искусством. По-моему, главнейший недостаток большинства систем в том, что там совершенно игнорируется весь тот огромный концентрированный материал, который дает искусство вообще; что же касается до музыки, то она, можно сказать, почти совсем не использована. Нельзя оставлять в мировоззрении такую исполинскую дыру, как отсутствие музыкального образования, хотя бы даже самого поверхностного, самого элементарного. А помимо всего остального искусство является концентрированным опытом; оно разом не исчерпаемо, не адекватно понятию по бездонности содержания (как опыт вообще) и идеализированно, т. е. в нем совершена та работа обобщения и индукции, которую приходится при непосредственном опыте производить самому» (из письма к О.П. Флоренской от 6.X.1902 года).
Эстетика Флоренского, нашедшая выражение во всех основных работах — богословских, философских, искусствоведческих, — не отрывает музыкальное искусство от поэзии, живописи, архитектуры, но, раскрывая их общность, исследует как целостное воздействие, так и целостное восприятие их, а его высказывания о музыке, имеющие глубоко личный характер, убеждают в исключительной интенсивности звуковых представлений, в особом значении для него музыки и ее многообразных жизненных проявлений.
Музыка глубинно воздействовала на формирование его личности, являясь одним из источников познания мира, источником глубочайших переживаний, связанных с присущим ему творческим восприятием звуковых явлений.
Чтобы понять внутреннюю связь музыкальных представлений с философским мировоззрением Флоренского, надо, говоря его же словами, «прочесть жизненное явление в контексте жизни, понять его смысл и его значение для жизни <...> не в свете субъективных толкований, а из самой жизни», и потому первостепенное значение приобретает неизданный автобиографический материал — его дневниковые записи, письма, воспоминания.
Источник: диакон Сергий Трубачев. Избранное. Статьи и исследования. - М., Прогресс-Плеяда, 2005.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра