Предлагаемый Русской Православной Церковью в 2014 г. юбилей – 700-летие преподобного Сергия Радонежского - делает актуальными попытки прояснить "белые пятна" в биографии праведника. Одним из таких мест является история основания Успенского Дубенского монастыря (или монастырей?).
Преподобный Сергий Радонежский. Икона из ризницы
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Сведения об основании этого монастыря (или монастырей) содержится в редакциях жития преподобного и в летописях XV-XVI вв.
В течение 1393-1394 - 1418-1419 гг. троицким иноком Епифанием Премудрым были написаны несколько глав жития Сергия Радонежского[1]. Между 1438 – 1459 гг. сербский писатель-агиограф Пахомий Логофет, переселившись в Троицкий монастырь, создал не менее пяти новых редакций жития основателя обители. Он переработал труд Епифания Премудрого, приспосабливая первоначальный текст к нуждам литургической практики и с учетом непростой политической ситуации 1430-1450 гг. [2]
Согласно другой версии, Епифаний Премудрый не закончил свой труд, Пахомий Логофет продолжил его сочинение, описав труды и чудеса преподобного Сергия, начиная с событий 1363 г. [3]
В 1-й Пахомиевской редакции, которая была составлена не позже 1439 г., в главе «О побежении татар и иже на Дубенке от монастыри» рассказывается, что после победы над татарами великий князь «…молив святого Сергия обрести место подобно, идеж церковь сотворити. И тако обретше место подобно призваж и князя великаго, и основаста церковь иж и вскоре церковь красну во имя Пречистые на Дубенке и составиша обще житие. Поставиж единого от ученик своих игумена в том монастыри, сам же пакы возвратися в свои ему монастыри»[4]. Иными словами, после некой битвы с татарами преподобный на какой-то Дубенке основал посвященный Богородице монастырь, во главе которого поставил одного из своих учеников.
Начиная со 2-й Пахомиевской редакции (не позже 1440 г.), указывается, что основанный преподобным Сергием монастырь был основан на реке Дубенке, его посвятили празднику Успения Пресвятой Богородицы, называется имя дубенского игумена, чаще Савва; в 5-й редакции (около 1459 г.) игуменом назван инок Роман, а в Пространной редакции (1520-е гг.) имя Савва заменено именем Леонтий. [5]
В целом, для житийной версии характерно отсутствие даты основания монастыря, указание, что он основан по просьбе великого князя после какой-то победы над татарами, из географических примет названа только река Дубенка, монастырь был посвящен празднику Успения Пресвятой Богородице, его главой поставлен троицкий инок Савва.
Летописные сведения об основании монастыря на реке Дубенке впервые встречаются в Троицкой летописи, которая, по мнению Б. М. Клосса была написана между 1412 и 1418 гг. Составителем летописи является Епифаний Премудрый, автор первоначального варианта жития Сергия Радонежского. [6]
Л. Л. Муравьева, другая исследовательница троицкого летописания, полагает, что в ее основе лежит троицкий свод 1408 г. Сказание об основании Дубенского монастыря опирается, «очевидно, на современные записи», а также «включают элементы воспоминаний очевидцев и сравнения минувших событий со стороны более позднего времени». [7] Иначе говоря, сведения об основании монастыря на Дубенке могли быть записаны по свежим следам и с дополнениями внесены в летопись во второе десятилетие XV в., т. е. почти одновременно с составлением Троицкой летописи и за два десятилетия до создания 1-й Пахомиевской редакции жития Сергия.
В Троицкой летописи под 1379 г. записано: «Того же лета игумен Сергии, преподобныи старец, постави церковь во имя святыя Богородица, честнаго ея успениа, и украси ю иконами и книгами и манастырь устрои, и кельи възгради на реце на Дубенке, на Стромыне, и мнихи съвъкупи, и единаго презвитера изведе из болшаго манастыря от великиа Лавры, именем Леонтиа, сего и нарече и постави, и быти игуменом в том манастыри; а священа бысть та церкви тое же осени месяца декабря в 1 день, на память святаго пророка Наума. Сии же монастырь въздвиже Сергии повелением князя великаго Дмитрее Ивановичя». [8]
Подобное сообщение, более краткое или более пространное, встречается еще в нескольких летописях. [9]
Общим для этих сообщений является указание на дату основания и освящения монастыря, название обители, поставление во главе новой обители троицкого инока Леонтия, указание в качестве места основания не только реки, но и местности.
Сравнение житийных и летописных сведений об основании монастыря на реке Дубенке показывает, что между ними имеются отличия: отсутствие и наличие даты основания, указание в одном случае только реки, в другом и местности, разные имена первого игумена, указание в одном случае, что монастырь основан по просьбе великого князя, а в другом его повелением. В то же время их объединяет одно и то же название реки и монастыря. Из-за указанных сходств и различий, невозможно определить без дополнительных фактов количество основанных монастырей на реке Дубенке и время их устройства.
Эти вопросы попытались решить ряд историков Церкви XIX в. В начале этого века составитель «Истории российской иерархии» Амвросий Орнатский при описании монастырей Московской губернии в качестве обители, основанной в честь Куликовской победы, указал некий Успенский монастырь, «на острове, еже есть на Дубенке». [10] Сведения о том, что монастырь расположен на острове, он взял из краткого изложения Жития святого Серапиона, архиепископа Новгородского, в честь которого пристройка к юго-западному углу Троицкого собора Лавры называется Серапионовой палаткой.
Отметим, что Амвросий Орнатский обратился к варианту жития, текст которого был искажен переписчиком. В исправных списках жития сообщается, что после смерти родителей Серапион «…приходит в монастырь пречистыя богородица честнаго ея Успения на Стромыню, еже есть на Дубенке. Начало бо того монастыря благословением чудотворца Сергия, и егда победоносный великий князь Димитрей одоление показав за Доном на безбожного Мамая». [11] Из приведенного текста следует, что писец заменил слово «Стромынь» словом «остров».
Новым по сравнению со сведениями Жития Сергия является указание на то, что монастырь находился в переделах Московской губернии и что он был основан после Куликовской битвы.
В другой части своего справочника Амвросий отметил среди бывших монастырей «СТРОМЫНСКИЙ упраздненный мужеский монастырь, находившийся в Московском уезде на речке Стромынке от Москвы к востоку в 50 верстах, на большой дороге к Юрьев Польскому городу, между дорог к Троицкой Сергиевой Лавре и Владимиру лежащих, построен в 1379 году по повелению Великого Кн. Димитрия Ивановича Пр. Сергием Радонежским…». [12]
В своем труде Амвросий, с учетом ошибки, которую совершил переписчик жития Серапиона Новгородского, дважды описал один и тот же монастырь, но указал разное время их основания и представил его в виде двух монастырей. Кроме того, речку Дубенку он неправильно назван Стромынкою.
В историческом описании Сергиевой лавры А. В. Горского, впервые вышедшем из печати в 1842 году, сказано: «В благодарность Богу за победу над Мамаем, В. К. Димитрий Иоаннович положил устроить обитель во имя Божией Матери, и просил содействия Препод. Сергия: Преподобный нашел для сего место на реке Дубенке, устроил храм в честь Успения Божией Матери, и вручил Игуменство в нем ученику своему Леонтию». [13]
В авторской сноске отмечено, что «так назван первый игумен Стромынского монастыря». [14] Следовательно, А. В. Горский имел в виду Успенский монастырь на речке Дубенке на Стромыни.
А. Ратшин, составивший в середине XIX в. справочник по бывшим и действовавшим на то время монастырям, отметил в материалах по Московской губернии в числе бывших монастырей: «Стромынский-Троицкий, муж. В Богородском уезде. О времени основания его неизвестно, а упразднен в 1764 году. Он был приписан к Троицкой Сергиевой Лавре. Здесь ныне существует Экономическое село Стромынь, при речке Дубенке». [15]
В то же время он сообщил по Тверской губернии о другом бывшем монастыре: «Дубенский-Успенский, муж., бывший в древности близ границы Московской губернии, на реке Дубне (на острове Дубенке). Сия обитель основана была в 1379 году, учеником св. Сергия Радонежскаго, Препод. Саввою (в последствии Звенигородским), по усердию и обету В. К. Димитрия Донскаго, который перед битвою с Мамаем, обещался посвятить храм имени Богоматери, в честь Ея Успения. По сооружении обители Великий князь нарек ея Присным и Обетным монастырем. Священноинок Троицкаго Сергиева мон., Леонтий был первым здешним игуменом. Неизвестно, когда монастырь сей был уничтожен. В конце XV века принял здесь иночество св. Серапион, бывший потом Архиепископом Новгородским». [16]
Ратшин, в дополнение к сведениям Амвросия Орнатского, указал местоположение монастырей в разных губерниях. В своих справках он перепутал житийные и летописные сведения о них.
В 1860 году была опубликована статья популярного церковного историка графа М. В. Толстого «Несколько слов об Успенском Дубенском монастыре». В ней автор сообщал, что летом 1858 г. он обнаружил «на границах Владимирской и Тверской губерний, в Александровском уезде, на берегу реки Дубны в пустоши Шавыкиной остров…, образуемый с северной стороны речкою Дубенкою, вытекающею из реки Дубны, с востока – самою Дубною, с юга – речкою Ватраскою, а с запада – речкою Быстрицею. Здесь на холме, под тенью нескольких вековых сосен, видны следы гряд, высохший прудок, несколько могил, обросших травою, и две часовни на месте прежде бывших храмов Успенского Дубенского монастыря». [17] По мнению Толстого в этом глухом месте им были обнаружены следы монастыря, поставленного в честь победы над Мамаем.
Утверждение Толстого о находке им житийного Успенского монастыря на реке Дубенке базировалось на неверных сведениях. Поскольку же житие архиепископа Серапиона было исследовано только 100 лет спустя, в последующем историки принимали на веру рассказ М. Толстого.
Архиепископ Харьковский Макарий в своем труде «История Русской Церкви» писал: «По желанию великого князя Димитрия Иоанновича Донскаго св. Сергий основал три монастыря. Первый – в 1378 году Дубенский на Стромыни с церковию успения Пресвятой Богородицы, в 30 верстах на юго-восток от Троицкой Лавры, при речке Дубенке, впадающей в реку Дубну, где ныне село Стромынь. Второй – после 1380 года, в благодарность Богу за победу над Мамаем, Дубенский на острову, так же с церковию успения Пресвятой Богородицы, в 40 верстах к северо-западу от Троицкой Лавры, при другой реке Дубенке». [18]
Это краткие справки легли в основу почти всех последующих рассказов об основанных преподобным Сергием монастырях.
Известный церковный публицист троицкий иеромонах Никон Рождественский, впоследствии архиепископ Вологодский и Тотемский, в опубликованном впервые в 1885 г. сочинении, посвященном трудам и подвигам преподобного Сергия, отметил, что великим князем после Куликовской битвы «в 1378 году был основан Стромынский монастырь Успения Богоматери на реке Дубенке, первым его игуменом, или строителем был преподобный Леонтий…[19] Спустя три года, в 1381 году, после славной победы Куликовской Великий князь Димитрий Иоаннович основал другой Дубенский Успенский монастырь, что «на острову», где игуменствовал Преподобный Савва…». [20]
Е. Е. Голубинский в книге «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра», первый раз вышедшей из печати в 1892 году, писал: «Еще за год до нашествия государь основал руками преподобного монастырь, чтобы собрать в него нарочитых молитвенников о победе над врагом (Стромынский или Дубенский, во имя Успения Божией Матери, находившийся в 50-ти верстах на северо-восток от Москвы, при селении Стромыни, на речке Дубенке, впадающей в реку Шерну, приток реки Клязьмы, в настоящее время не существующий)». [21] В авторской сноске отмечено, что в игумены был поставлен Леонтий. [22]
Далее автор отмечал: «Создав руками преп. Сергия монастырь при испрошении победы на врага, великий князь создал теперь, в благодарении Богу за дарованную великую победу, руками того же преподобного другой монастырь (Дубенский Шавыкинский или Дубенский, что на острову, также во имя Успения Божией Матери, находившийся в 40 верстах на северо-запад от Троицкого монастыря, на реке Дубенке, впадающей в Дубну, в настоящее время также не существующий». [23]
Голубинский первым попытался дать объяснение основанию двух Успенских монастырей, не оспаривая версии Толстого.
В постсоветское время некоторые из светских историков, опираясь на анализ источников и политико-церковную деятельность великого московского князя Дмитрия Ивановича, предложили новые толкования устройства монастырей на Дубенке.
В. И. Кучкин предположил, что встреча великого князя с игуменом Сергием состоялась только перед сражением на реке Воже в 1378 г. и после победы по просьбе Дмитрия Ивановича был основан Успенский Стромынский монастырь. Никакого иного Успенского монастыря на реке Дубенке не было основано. [24]
По мнению Б. М. Клосса освящение Успенского Дубенского монастыря у с. Стромынь произошло 1 декабря 1381 г. Летописные сообщения ошибочно относят это событие к 1379 г. Игуменом монастыря был назначен Леонтий. [25] Иначе говоря, был основан один Успенский монастырь на реке Дубенке. Следовательно, два известных историка сходятся во мнении, что был устроен один монастырь, но указывают разные даты его основания.
Церковь Успения Божией Матери. Сергиево-Посадский район, Закубежье.
Фото 2007 года. Автор: А. Севастьянов
Они остались одинокими в своих опровержениях о строительстве двух монастырей. Н. Борисов в книге «Сергий Радонежский» отметил, что Сергий сначала по просьбе великого князя основал Успенский монастырь на реке Дубенке, на Стромыне. Игуменом был поставлен инок Леонтий. [26] Летом 1381 г. он основал обитель «в густых лесах, верстах в сорока к северу от Маковца» с храмом во имя Успения Богоматери. Игуменом был поставлен инок Савва. [27]
К. А. Аверьянов в работе «Сергий Радонежский: личность и эпоха» также написал, что 1 декабря 1379 г. был освящен Успенский Дубенский монастырь на Стромыни. [28] После Куликовской битвы великий князь приехал в Троицкий монастырь и «милостыню даде». «Вероятно, именно эти средства и послужили для основания Дубенского Успенского Шавыкинского монастыря, ставшего памятником победы на Куликовом поле». [29]
С. З. Чернов в 1989-1990 гг. провел археологические раскопки на Шавыкиной пустоши. По результатам раскопок он сделал вывод, что «Успенская Дубенская Шавыкина пустынь… возникла во второй половине – конце XIV в…». [30]
Х-местоположение Шавыкинской Пустыни
Чернову известно, что М. В. Толстой в своих выводах относительно местонахождения Успенского Дубенского монастыря руководствовался испорченным текстом Жития Серапиона Новгородского, но он остался при мнении, что этот монастырь должен располагаться на острове и что именно эта обитель, следы которой обнаружил Толстой, была основана в честь победы на Куликовом поле.
Все писавшие об Успенских монастырях на реке Дубенке опирались на житийные и летописные тексты. Никто не попытался использовать средневековые географические и топонимические данные.
Стромынский монастырь был основан на реке Дубенке, являющейся правым притоком реки Шерны, впадающей, в свою очередь, в Клязьму. Следов еще одного Успенского монастыря на ней не обнаружено до настоящего времени. Следовательно, он мог быть основан на другой реке Дубенке.
В описаниях 1620-х гг. земельных владений в Переславском уезде отмечена речка Дубенка [31] вблизи истока реки Дубны, в которую она впадает между современными деревнями Редриковы Горы и Брыковы Горы Александровского района Владимирской области. С последних десятилетий XVIII в. и по наши дни речка зовется Верхдубенкой. [32] По этой причине она оказалась вне внимания церковных и светских историков, занимавшихся российским средневековьем.
Деревня Пречистино, в прошлом Успенский Дубенский монастырь
На правом берегу речки располагается деревня Пречистино Александровского района Владимирской области. В основе ее очень редкого названия лежит один из эпитетов Пресвятой Богородицы – «Пречистая». Отсюда можно предположить, что первоначально в состав поселения входил храм, посвященный Богоматери. Поселения, получившие свое название от подобных храмов, существовали и существуют в различных местах Клязьменско-Дубненского междуречья: Покровский Хотьковский монастырь на реке Паже Сергиево-Посадского района Московской области; исчезнувшее в XV в. село Богородицкое на речке Вондоге вблизи современного села Дерюзино того же района; современное село Благовещенское вблизи истоков реки Пажи того же района; село Богородицкое-под-Сосною, затем Богородицкий Подсосенский монастырь на реке Торгоше (современное село Подсосино того же района); исчезнувшее в XV в. село Богородское на реках Воре и Оканнице Пушкинского района Московской области; село Богородицкое на реке Кунье (современный поселок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области); исчезнувший в XVI в. Покровский монастырь на реке Дубне вблизи современной деревни Становищи Александровского района Владимирской области; современное село Введенское на речке Прорванихе Пушкинского района Московской области; современное село Богородское на речке Шибахте Сергиево-Посадского района Московской области; исчезнувшее не позже середины XVI в. село Введенское у истоков речки Рассоловки того же района.
Пречистино впервые упоминается в документах 1670-х гг. в качестве частного владения. Сельцо числилось во временном пользовании за патриаршим дворянином Агеем Ивановым Григорьевым. Оно состояло из одного помещичьего двора, в котором проживали деловые люди, т.е. непахотные работники. [33] Каких-либо земельных угодий за сельцом не числилось, что необычно для сельского поселения. К концу XVIII в. владельцам сельца принадлежало около 131 десятины, в их составе пашня, сенокос и лес. [34] Таким образом, Пречистино за 100 лет из владельческой усадьбы превратилось в обычное сельское поселение. О том, что оно могло представлять собой до того как стало упоминаться в документах, можно только догадываться. Исходя из всего рассказанного выше, допустимо предположить, что на месте сельца преподобный Сергий Радонежский в 1381 г. основал монастырь в честь победы на Куликовом поле.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Клосс Б. М. Избранные труды. Том I. Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С.99.
[2] Клосс Б. М. Указ. соч. С.129.
[3] Аверьянов К. А. Сергий Радонежский: личность и эпоха. М., 2006. С.21-23.
[4] НИОР РГБ. Ф.304/I, №746. Л.243-об.
[5]Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. С.137-138; НИОР РГБ. Ф.556. №92. Л.250об.-251; НИОР РГБ. Ф.304/I, №641. Л. 201-204; НИОР РГБ. Ф.304/I, №762. Л.115-116; НИОР РГБ. Ф.173/I. №88. Л. 368-370.
Клосс Б. М. Указ. соч. С.254.
[6] Муравьева Л. Л. О начале летописания в Троице-Сергиеве монастыре // Культура средневековой Москвы XIV-XVII вв. М., 1995. С.9.
[7] Приселков М. Д. Троицкая летопись: реконструкция текста. М.; Л., 1950. С.418.
[8] Сокращенный летописный свод 1493 г. // ПСРЛ. Том двадцать седьмой. Никаноровская летопись. Сокращенные летописные своды конца XV века. М., Л., 1962. С.251; Летописный свод 1497 г. // ПСРЛ. Том двадцать восьмой. Летописный свод 1497 г. Летописный свод 1518 г. (Уваровская летопись). М.; Л., 1963. С.81; ПСРЛ. Том XV. Издание второе, выпуск первый. Рогожский летописец. Пг., 1922. Стбл.137-138; ПСРЛ. Том двадцать пятый. Московский летописный свод конца XV века. М.; Л., 1949. С.200; Летописный свод 1518 г. // ПСРЛ. Том двадцать восьмой. Летописный свод 1497 г. Летописный свод 1518 г. (Уваровская летопись). М.; Л., 1963. С.244; ПСРЛ. Том XX. Львовская летопись. М., 2005. С.200; ПСРЛ. Том двадцать четвертый. Типографская летопись. Пг., 1921. С.143.; ПСРЛ. Том 8. Продолжение летописи по Воскресенскому списку. СПб., 1859. с.33-34; ПСРЛ. Том 11. Том 12. Патриаршая или Никоновская летопись. М., 1965. С.44-45.
[10] Амвросий Орнатский. История российской иерархии. М., 1812. Часть IV. С.61.
[11] Моисеева Г. Н. Житие Новгородского архиепископа Серапиона // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1965 Том XXI. С.154.
[12] Амвросий Орнатский. История российской иерархии. М., 1815. Часть VI. С.333.
[13] Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры М, 1842. С.145.
[14] Там же. Сноска 2.
[15] Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. Составлено из достоверных источников Александром Ратшиным. М., 1852. С.286.
[16] Указ. соч. С. 518-519.
[17] Толстой М. В. Несколько слов об Успенском Дубенском монастыре // ЧОИДР. 1860. М., 1860. Книга первая. С.46-47.
[18] Макарий, архиепископ Харьковский. История Русской Церкви. СПб., 1866. Т.VI. С.188-189.
[19] Никон Рождественский. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца (репринт издания 1904 г.). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. С.150.
[20] Там же. С.192.
[21] Е. Е. Голубинский. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра (репринт издания 1909 г.). СПб., 2007. С.61.
[22] Там же. С.61. Сноска 3.
[23] Там же. С.64-66.
[24] Кучкин В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. 1992. №10. С.86.
[25] Клосс Б. М. Указ. соч. С.58-59.
[26] Н. Борисов. Сергий Радонежский. М., 2003. С.176.
[27] Там же. С.193.
[28] Аверьянов К. А. Сергий Радонежский: личность и эпоха. М., 2006. С.295.
[29] Там же. С.331.
[30] Успенский Дубенский Шавыкин монастырь в свете археологических данных // Культура средневековой Москвы XIV-XVII вв. М., 1995. C. 144.
[31] РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.812. Л.359об.; Ф.281 Переславль. Д.9370/217. Л.435.
[32] РГАДА. Ф.1356. Оп.1. Д.177; Справочная карта «Сергиево-Посадский район Московской области». Екатеринбург, 2005.
[33] РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.7651. Л.261.
[34] РГАДА. Ф.1355. Оп.1. Д.39. Л.58.
Ткаченко В. А.,
научный сотрудник Сергиево-Посадского государственного
историко-художественного музея-заповедника
18 ноября 2013