Само посвящение основанного прп. Сергием Радонежским монастыря, неустанная молитва Триипостасному Богу, помогающему преодолевать рознь мира, и, наконец, созданная под несомненным духовным влиянием великого Игумена земли Русской знаменитая икона Святой Троицы – все это дает основание представлять авву Сергия в молитве Живоначальной Троице.
Явление Богоматери прп. Сергию. Шитая пелена XVI в. Мастерская князей Старицких.
Первые изображения Преподобного в молитвенном предстоянии появились вскоре после его прославления. Это образы, в том числе и шитые, с житийными клеймами. Чаще всего встречается сюжет с изображением явления прп. Сергию Богоматери со свв. апп. Петром и Иоанном. Шитая пелена XVI в., изготовленная в мастерской князей Старицких, изображает прп. Сергия с учеником Михеем в самые первые мгновения их встречи с Божией Матерью. Прпп. Сергий и Михей во время ночной келейной молитвы, услышав глас: «Се, Пречистая грядет», поспешили в сени – и замерли на пороге. В сиянии света ярче солнечного им предстала Царица Небесная, сопровождаемая апостолами.
Следующее известное изображение этого чудесного явления – шитая пелена 1525 г., вклад вел. кн. Василия III и вел. кн. Соломонии Сабуровой. Пелена изготовлена в мастерских Московского Кремля и была молитвенным приношением великокняжеской четы с просьбой о чадорождении. Прп. Сергий, преклонив колени, молитвенно воздев руки, с благоговением обращает свой взор к Пречистой Деве; за спиной Сергия в священном трепете застыл Михей.
На житийной иконе прп. Сергия, происходящей из Успенского собора г. Дмитрова, в клейме, посвященном явлению Богоматери, прп. изображен коленопреклоненным, а Богоматерь протягивает в нему левую руку, почти касаясь его главы. В правой руке Богородица держит посох. За спиной у Нее апп. Петр и Иоанн. Михея на этом клейме нет. Икона была написана в 1510-е гг. для местного ряда иконостаса новопостроенного Успенского собора по заказу кн. Дмитровского Юрия Иоанновича, имевшего тесные духовные связи с Троицкой обителью. Автором иконы, видимо, является московский мастер Феодосий. Образ лаконичен в деталях. Выразительны клейма с изображением плодов молитвенного усердия прп. Сергия: моление над умершим младенцем и возвращение живого чада изумленному отцу; исцеление бесноватого вельможи: видно, как несчастный, метнувшийся в сторону от благословляющего Сергия, в это мгновение уже почувствовал избавление от мучивших бесов и с надеждой смотрит на Преподобного.
Прп. Сергий Радонежский с житием. Ок. 1510 г.
Среди сюжетов, помещаемых в клеймах житийных икон прп. Сергия, достаточно рано появляется «Явление старца отроку Варфоломею и получение дара разумения грамоте». Очень выразительно представлен этот сюжет в одном из клейм на иконе сер. XVI в. из храма прп. Сергия ростовского Борисо-Глебского монастыря на Устье. Перед старцем-монахом с воздетыми руками стоит крошечный отрок Варфоломей – будущий Игумен земли Русской. Борисо-Глебская обитель была основана в 1363 г. по благословению Радонежского угодника.
Прп. Сергий Радонежский с житием. Сер. XVI в.
Еще один замечательный пример молитвенного предстояния прп. Сергия – двухметровая икона «Христос Великий Архиерей», написанная в 1681 г. Георгием Зиновьевым для иконостаса Богородице-Рождественского собора г. Суздаля. У ног Спасителя – коленопреклоненные прпп. Евфимий Суздальский и Сергий Радонежский. Прп. Евфимий – основатель Спасо-Евфимиева монастыря, собеседник и спостник прп. Сергия, часто бывал в Троицкой обители, включен в Собор Радонежских святых. Обратим внимание на выбор евангельского текста: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему... Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 21-23). Молящиеся Христу угодники Божии соблюли слово Его и сподобились благословения Живоначальной Троицы не только для себя, но и для многих, кого ко спасительному пути наставили (прп. Сергию стихира на литии 3-я).
Христос Великий Архиерей. 1681 г.
Прп. Сергия изображали в молитвенном предстоянии не только с его собеседниками, учениками или учениками учеников. Молитва Игумена земли Русской была настолько действенной, что совершенно естественным было изобразить авву Сергия в совместной молитве с его духовным «правнуком» – прп. Антонием Сийским на иконе XVII в. из Архангельского областного краеведческого музея. Вероятно, изображена та самая икона Троицы, которая была написана прп. Антонием и не сгорела в опустошительном пожаре в ранние годы Антониевой обители. Место совместной молитвы преподобных на иконе пустынно. Еще нет храмов и монашеских келий. Но по молитвам святых здесь соберется множество монахов. Как в Радонежской обители, первым в этой северной обители был возведен Троицкий храм.
Прпп. Сергий Радонежский и Антоний Сийский. XVII в.
Запечатленное на иконах молитвенное предстательство прп. Сергия, является настоящим образом действенной молитвы. Как в своей земной жизни в пениих, бдениих же и пощениих образ был он своим ученикам (см. прп. Сергию тропарь, глас 4), так и ныне через свои иконы он учит нас молиться.
Еп. Балашихинский Николай (Погребняк),
викарий Московской епархии
Источник: Приходской вестник храма Преображения Господня на Песках. – М., 2014. – Вып. 12 (39).
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра