14 января мы вспоминаем преставившегося в этот день ученого, конструктора, создателя советской ракетно-космической отрасли Сергея Павловича Королёва. Человека, благодаря которому удалось запустить первый искусственный спутник Земли и впервые отправить человека в космос. На его счету – множество свершений, открывших людям дорогу в космическое пространство. Но сегодня хотелось бы вспомнить не о тех достижениях – безусловно, величайших – о которых мы все и так прекрасно знаем. Сегодня хотелось бы отметить одно удивительное качество души Сергея Павловича, а именно – милосердие.
Как нам известно из Евангелия, когда Господь придет судить этот мир, Он не спросит, каких успехов мы добились, какие открытия сделали… Он спросит: а накормил ли ты ближнего? Помог ли нуждающемуся? И думается, что в этом смысле за Сергея Павловича мы можем быть спокойны.
Известно, что, обладая необыкновенной твердостью характера и крепкой волей, он при этом был очень добрым и милосердным человеком. Сохранились рассказы монахини Силуаны (Соболевой), где она описывает свое знакомство с Сергеем Павловичем и рассказывает, какую скромность он проявил и какую значительную материальную помощь оказывал Пюхтицкому монастырю, где подвизалась матушка. «Очень хочу помочь вашей обители, сердце разрывается. Когда увидел, как вы живете…» – сказал он тогда и оставил свой адрес с телефоном, пригласив матушку к себе в гости. И лишь на месте, увидев шикарный дом, она узнала, с кем познакомилась. В дальнейшем он помогал не только монастырю, но и одному бедному священнику, чьи контакты также дала матушка Силуана.
Да, было время, когда Сергей Павлович Королев практически потерял веру… Но через страдания, через искушения он снова ее обрел. Как известно, в 1938 году по ложному обвинению Королёв был арестован и осужден на десять лет лишения свободы. Помимо тюремного заключения, его еще и «понизили в правах сроком на пять лет с конфискацией всего имущества». Здравому рассудку нынче не под силу постичь логику вердикта.
Наказание Королёв отбывал на Колыме. В сентябре 1940 года благодаря ходатайству Андрея Туполева он был переведен в Особое техническое бюро при наркоме внутренних дел СССР. И только 27 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о его досрочном освобождении со снятием судимости…
О том времени Сергей Павлович рассказывал одну удивительную историю. Его вызвали на пересмотр дела – и послали к бухте, километров за двадцать, голодного, истощенного, по 50-градусному морозу. Идти не было сил. Королёв несколько раз терял сознание от голода, и в какой-то момент он взмолился: «Господи, если Ты есть, помоги мне…» Очнувшись в очередной раз, он увидел перед собой буханку хлеба! Откуда в безлюдной местности мог оказаться этот спасительный хлеб?! Видимо, кто-то из деревенских его положил, – люди видели, что происходит, и, конечно, жалели зеков… Ну а дальше – больше. Добравшись до бухты, Сергей Павлович обнаружил, что опоздал на пароход «Индигирка». Сложно представить, каково было его расстройство, – после двадцати километров сложнейшего пути понять, что ты стоишь на берегу и ничего не можешь поделать… Но оказалось, что опоздание спасло ему жизнь, – пароход затонул, 745 человек погибли. Это стало одной из крупнейших катастроф в истории мореплавания...
Очевидно, что Бог хранил Сергея Павловича в его тяжелых испытаниях. Однажды, тяжело заболев, Королёв лежал в груде тряпок и уже практически умирал. И вдруг в бараке его заметил человек огромного роста – мастер спорта по боксу, который навел в лагере довольно жесткие порядки и главенствовал над уголовниками. Этим человеком оказался бывший директор Московского авиазавода Михаил Александрович Усачёв, которого обвинили в гибели Валерия Чкалова и тоже сослали на Колыму. Усачёв приказал всем зекам делиться пайкой с Королёвым, чтобы тот мог восстановиться. Сергей Павлович прекрасно понимал, что Усачёв спас его от смерти, и был ему всю жизнь благодарен – даже взял к себе потом на работу и всегда говорил: «Кто его хоть пальцем тронет, будет иметь дело лично со мной».
Можно предположить, что все эти чудеса дали Сергею Павловичу сил и мужества перенести тяготы заключения.
Достигнув высот, известности, Сергей Королёв был низвергнут, поруган, претерпел страшные, нечеловеческие страдания, после которых не озлобился, не ополчился на весь мир, но явил нам всем пример того, как с истинно христианским смирением нужно принимать посылаемые скорби, сохраняя щедрость души и веру в людей. Более того, он смог обрести почти утерянную веру в Бога. Конечно, он не мог кричать об этом на всю страну, но известно, что он молился, исповедовался, а во время ответственных продолжительных командировок просил жену в письмах молиться за него. Он также не потерял смелость помогать Церкви, священникам, щедро творя милостыню и помогая нуждающимся. В одном из интервью дочь Королёва Наталья Сергеевна говорила: «Тогда ведь были страшные гонения на Церковь, и даже намек на эту связь мог повредить Сергею Павловичу. Но если бы какой-нибудь священник обратился к отцу, я уверена, что он бы обязательно ему помог». И это милосердие, побеждающее всякий страх, идущее от сердца, должно стать для всех нас назидательным примером. Плоды этой деятельной любви не должны быть забыты.
Ну и, конечно, нельзя забывать о том, что усилия и труды Сергея Павловича Королёва позволили человечеству приобрести богатый материал для размышления, позволяющего приобщиться таинственной сути Творения мира и жизни во Вселенной. Благодаря его свершениям мы сегодня имеем возможность через изучение материального мира и космоса познавать Премудрость Божию.
И сегодня, воздавая дань памяти великому ученому и милосердному христианину, призываем всех помолиться об упокоении души раба Божия Сергия, да учинит Господь душу его в селениях праведных.
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
14 января 2022 года
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра