В научной и научнопопулярной литературе, посвященной истории Троице-Сергиевой лавры, нередко встречается утверждение, что после кончины Сергия Радонежского обитель возглавил его ученик Никон Радонежский. Оно основано на свидетельстве Пахомия Логофета, который рассказывая о смерти Сергия Радонежского (в Житии Преподобного), писал, что за полгода до своей кончины он «постави же игумена въ место себе Никона» [1] . Передача Сергием еще при жизни настоятельства в Троицком монастыре Никону подтверждается дошедшей до нас данной грамотой Семена Федоровича Морозова на половину соляной варницы у Солигалича, которую он «дал есмь святой Троици и старцю Сергею и игумену Никону з братьею» [3].
Миниатюра из лицевого жития преподобного Сергия Радонежского
Но из Жития другого ученика Сергия — Саввы Сторожевского становится известным, что Никон «по преставлении его (Сергия. - Авт.) немного лет пребысть, абие остави паству и возжеле в безмолвии пребывати». Тогда троицкая братия призвала на игуменство Савву, возглавлявшего Успенский Дубенский монастырь, основанный Сергием в память о Куликовской битве. «Он же прием паству и добре пасяше порученное ему стадо, елико можааше, и елико отца его блаженнаго Сергиа молитвы спомогааху ему. Шестому же лету совершившуся, и тои паству остави. Они же паки возведоша на игуменство преподобного Никона» [4]. Далее рассказывается о том, что в Троицкий монастырь пришел князь Юрий Дмитриевич Звенигородский и велел Савве «дабы шествовал с ним во град Дмитров и подал благословение и молитву домови его, имея бо его себе отца духовного». В этом подмосковном городе князь упросил Савву перебраться к нему в удел и основать «монастырь во отечестве его близ Звениграда, идеже есть место, зовомо Сторожи». Савва согласился на предложение Юрия, «вселися на месте том», воздвиг деревянную церковь во имя Рождества Богородицы, а вскоре к нему пришло «неколико братии, и состави общее житие, еже есть и доныне». Далее сообщается, что «князь же Георгии... повеле воздвигнута церковь камену и добротами украсити ю, еже и бысть. И даде блаженному села многа и имения доволна на строение монастырьское». Затем говорится о благословении Саввой князя Юрия Дмитриевича перед походом на волжских болгар [5]. Что же касается троицкой братии, то после ухода Саввы она вновь пригласила Никона, и тот являлся игуменом Троице-Сергиева монастыря вплоть до своей кончины в 1428 г.
преподобный Сергий Радонежский. Икона из ризницы
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Таким образом, из показания «Жития» Саввы Сторожевского выясняется, что хотя Никон и был назначен игуменом Троице-Сергиева монастыря непосредственно Сергием и при его жизни, он смог возглавить обитель лишь через шесть лет после кончины Преподобного, то есть в 1398 г.
Однако рядом исследователей это свидетельство было подвергнуто сомнению. В частности, В.А. Кучкин полагал, что данному сообщению, составленному в XVI в., доверять не стоит: «В житии Саввы Сторожевского... утверждается, что Савва в течение шести лет настоятельствовал после Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре... После опубликования в 1952 г. древнейших документов Троице-Сергиева монастыря выяснилось, что среди них нет актов, выданных монастырю после смерти Сергия на имя игумена Саввы. В таких актах встречается лишь имя игумена Никона... Никона сменил Савва, который настоятельствовал в Троице-Сергиевом монастыре в 1428 — 1432 гг. Похоже, что жившие в XVI в. составители жития Саввы Сторожевского отождествили двух Савв и приписали Савве Сторожевскому игуменство в Троице-Сергиевом монастыре». По мнению историка, после того, как игумен Троице- Сергиева монастыря получил в 1561 г. сан архимандрита и стал первым среди всех настоятелей русских монастырей, у монахов других обителей появился смысл утверждать, что их монастыри основал Сергий или его ученики [5]. Позднее идеи В.А. Кучкина о тождестве Саввы Сторожевского и троицкого игумена Саввы (так называемого Саввы II), управлявшего Троицким монастырем после Никона, развил Н.К. Голейзовский [6].
преподобный Никон Радонежский.
Икона Духовского храма
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Однако известие о шестилетнем игуменстве Саввы Сторожевского в Троицком монастыре содержится не только в житии последнего, но и в других источниках — прежде всего в жизнеописании самого Никона: «Братиа же не могуща без пастыря бытии и избравшее единаго от оучениковъ святого, моужа в добродетелех сиающа Савву именемъ, и того възведоша на игуменьство. Он же приемъ паству, и добре пасяше порученное ему стадо елико можаше, и елико отца его блаженнаго Сергиа молитвы спомогаше ему. Шестому лету съвершивошосу, и тъ паству остави» [7].
Преподобный Савва Сторожевский.
Роспись старой братской трапезной
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Все это заставляет внимательно проанализировать имеющиеся факты. Прежде всего, выясняется, что звенигородский князь Юрий в конце XIV в. действительно управлял Дмитровом. Князь Петр Дмитриевич, на долю которого по отцовскому завещанию пришелся Дмитров, был одним из младших сыновей Дмитрия Донского. Он родился 29 июня 1385 г. и на момент смерти отца ему не было еще и четырех лет. Понятно, что реально распоряжаться своим уделом он не мог. Фактическим его владельцем он стал лишь в возрасте 16—17 лет, когда около 1401 — 1402 гг. было составлено докончание между великим князем Василием I и его младшими братьями Андреем Можайским и Петром Дмитровским [8]. «Житие» Саввы Сторожевского донесло до нас уникальное известие, что в период малолетства Петра его уделом управлял второй из сыновей Дмитрия Донского князь Юрий Дмитриевич. Таким образом, оказывается, что приглашение Саввы Сторожевского в Звенигород (с учетом шестилетнего игуменства Саввы в Троице) произошло в промежуток между 1398 и 1401 гг.
Уточнить дату помогает указание «Жития» Саввы, что тот после основания обители на Стороже благословил князя Юрия в поход на волжских «болгар». Из рассказа летописца выясняются подробности, предшествовавшие этой военной экспедиции. Под 6907 (1399) г. он помещает следующее известие: «той же осени князь Семенъ Дмитриевичь Суздалскый взялъ Нижний Новгородъ съ царевичемъ Еньтякомъ лестию, и были воеводы московские Володимеръ Даниловичь. И то слышавъ князь великий Василий, и посла брата князя Юриа; и взя Болгары, и Жуконъ, и Казань, и Кеременчюкъ, и много избыша, а иныа вь пленъ поведоша» [9]. Аналогичное, более подробное, известие читается в московском летописном своде конца XVв.: «Тое же осени князь Семенъ Дмитреевичь Суздальскыи прииде ратью к Новугороду Нижнему, а с ним царевич Ентякъ с тысячью татаръ. Людие же затворишася в городе, а воеводы у них бяху Володимеръ Даниловичь, Григореи Володимеровичь, Иван Лихорь, и бысть имъ бои с ними. Татарове же отступиша от города и пакы приступиша, и тако по три дни бьяхуся и много людей от стрелъ паде, и по семь миръ взяша. Християне кресть целоваша, а татарове по своеи вере Даша правду, што им ни которого зла христьяномъ не творити. И по том татарове створиша лесть и роту (клятву. — Авт.) свою измениша и пограбивъше всех христьянъ, нагых попущаша, а князь Семенъ глаголаше: "не аз створих лесть, но татарове, а яз не поволенъ в них, а с них не могу". И тако взяша град октовриа въ 25 и быша ту две недели; донде же услышаша, что хочеть на них князь великы ити ратью, и побегоша къ Орде. А князь великы слышавъ се и събра рати многы, посла брата своего князя Юрья Дмитреевича, а с ним воевод и стареиших бояръ и силу многу. Онъ же шед взя город Болгары Великые и град Жукотинъ и град Казань и град Керменчюкь и всю емлю их повоева и много бесерменъ и татаръ побиша, а землю Татарьскую плениша. И воевавъ три месяци възвратися с великою победою и съ многою корыстью в землю Русскую» [10].
Однако это сообщение московский летописец поместил не под 6907 (1399) г. (как его тверской коллега), а под 6903(1395) г. На основании этого В.А. Кучкин предположил, что «нападение царевича Ентяка на Нижний Новгород, его захват 25 октября, последующие действия русских ратей в Татарской земле надо датировать октябрем 1395 - февралем 1396 г.» [11]. И все же в действительности эти события случились в 1399 г., а ошибка историка произошла из-за простой описки летописца. Под 6907 г. последний исправил ее: «В то же лето взять бысть Новъгородъ Нижнеи и на Болгары князь Юрьи ходил, а писано назади в лето 903, зане опись в летописце была» [12].
Отсюда выясняется, что Саввино-Сторожевский монастырь был основан в 6097 г., то есть в период с сентября 1398 г. по август 1399 г. Учитывая, что в обители была воздвигнута церковь Рождества Богородицы (храмовый праздник отмечался 8 сентября), мы, вслед за Б.М. Клоссом, относим это событие к началу сентября 1398 г. [13] Подводя черту, отметим, что свидетельство «Жития» Саввы Сторожевского о его почти шестилетнем игуменстве в Троице оказывается достоверным и не противоречащим данным других источников.
Почему же Никон, назначенный Сергием игуменом обители, решился нарушить распоряжение Преподобного? Его биограф объясняет этот поступок тем, что Никон не любил человеческой славы и желал безмолвствовать. Однако это плохо согласуется с тем, что впоследствии Никон настоятельствовал в Троице более четверти века. На наш взгляд, Никон вынужден был уступить, хотя и временно, пост троицкого игумена Савве явно не по своей воле.
Ответ становится ясным, если мы вспомним, что Троицкий монастырь с самого начала был основан как родовое богомолье потомков переселившегося в Радонеж ростовского боярина Кирилла. При этом к последней четверти XIV в. формальными владельцами земли, на которой расположилась обитель, а следовательно, и самого монастыря, оказывался не Сергий, а его ближайшие родственники. Понятно, что в вопросе назначения настоятелей подобных вотчинных обителей их голос играл решающую роль.
На момент кончины Сергия Радонежского в живых оставались следующие родичи Преподобного: Феодор Симоновский, ставший к тому времени ростовским архиепископом (умер 28 ноября 1394 г. [14]), и, вероятно, младший брат Сергия Петр, а также племянник Сергия Климент. Решая вопрос о преемнике Преподобного, они, судя по всему, отдали предпочтение не относительно молодому на тот момент Никону, которого они знали довольно плохо, а более известному им Савве, который проигуменстовал в Троице последующие шесть лет.
Что же касается отсутствия в архиве Троицкого монастыря актов с именем Саввы Сторожевского, оно объясняется весьма прозаически. Как известно, во время нашествия Едигея в начале XV в. Троицкая обитель была сожжена и соответствующие акты, если они были, очевидно, погибли во время этого нашествия.
Почему же Савва Сторожевский покинул Троицкий монастырь? К 1398 г. ситуация коренным образом изменилась. Из синодика Махрищского монастыря, в котором записан род Сергия Радонежского, становится известным, что Петр и Климент стали последними представителями потомства боярина Кирилла [15]. Поскольку их владения оказались выморочными и троицкая братия могла ли¬шиться самой обители, монахи Троицкого монастыря решили следовать завещанию Преподобного и вернули к управлению Троицей Никона, который пробыл на посту игумена следующие тридцать лет вплоть до своей кончины в 1428 г. Их выбор оказался правильным, и дело Сергия не угасло, а сам Троицкий монастырь превратился в важнейшую из русских обителей, ставшую впоследствии лаврой. Что же касается Саввы, он, подобно другим ученикам преподобного, продолжил его дело уже в Звенигороде.
ПРИМЕЧАНИЕ
[1]Клосс Б.Μ. Избранные труды. Т. 1. Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 374, 415.
[2]АСЭИ. М., 1952. Т. I. № 3. С. 27.
[3]Житие Саввы Сторожевского (по старопечатному изданию XVII в.). М., 1994. С. 28. (Ма-териалы для истории Звенигородского края. Вып. 3).
[4]Там же. С. 28 - 30.
[5]Кучкин В.А. Антиклоссицизм //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003. № 1 (11). С. 117-118.
[6]Голейзовский Н.К. О времени кончины и местной канонизации преподобного Саввы Сто-рожевского // Голейзовский Н.К. Исследования в трех томах. Τ. I. Дионисий и его современники. М., 2005. Часть 1.С. 165 - 176.
[7]Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. Биографический и библио- графически-литературный очерк. СПб., 1908. С. LXXIII.
[8]ДДГ. М.; Л., 1950. № 18. С. 51; ПСРЛ. M.; Л., 1949. Τ. XXV. С. 212.
[9]ПСРЛ. Т. XV. Стб. 461.
[10]Там же. Т. XXV. С. 225 - 226.
[11]Кучкин В.А. О дате взятия царевичем Ентяком Нижнего Новгорода// Норна у источника Судьбы. Сборник статей в честь Елены Александровны Мельниковой. M., 2001. С. 214 — 224.
[12]ПСРЛ. Т. XXV. С. 229.
[13]См.: Клосс Б.М. Указ. соч. С. 60 - 61.
[14]ПСРЛ. Т. XXV. С. 222.
[15]Леонид, архимандрит. Махрищский монастырь. Синодик и вкладная книга. М., 1878. С.3
К.А. Аверьянов. Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. – Сергиев Посад.: Ремарко, 2012. С.6-11
21 ноября 2013