Кто был игуменом Троицкого монастыря после Сергия Радонежского?

В научной и научнопопулярной литературе, посвященной истории Троице-Сергиевой лавры, нередко встречается утверждение, что после кончины Сергия Радонежского обитель возглавил его ученик Никон Радонежский. Оно основано на свидетельстве Пахомия Логофета, который рассказывая о смерти Сергия Радонежского (в Житии Преподобного), писал, что за полгода до своей кончины он «постави же игумена въ место себе Никона» [1]  . Передача Сергием еще при жизни настоятельства в Троицком монастыре Никону подтверждается дошедшей до нас данной грамотой Семена Федоровича Морозова на половину соляной варницы у Солигалича, которую он «дал есмь святой Троици и старцю Сергею и игумену Никону з братьею» [3].


20131121-005.jpg
Миниатюра из лицевого жития преподобного Сергия Радонежского

Но из Жития другого ученика Сергия — Саввы Сторожевского становится известным, что Никон «по преставлении его (Сергия. - Авт.) немного лет пребысть, абие остави паству и возжеле в безмолвии пребывати». Тогда троицкая братия призвала на игуменство Савву, возглавлявшего Успенский Дубенский монастырь, основанный Сергием в память о Куликовской битве. «Он же прием паству и добре пасяше порученное ему стадо, елико можааше, и елико отца его блаженнаго Сергиа молитвы спомогааху ему. Шестому же лету совершившуся, и тои паству остави. Они же паки возведоша на игуменство преподобного Никона» [4]. Далее рассказывается о том, что в Троицкий монастырь пришел князь Юрий Дмитриевич Звенигородский и велел Савве «дабы шествовал с ним во град Дмитров и подал благословение и молитву домови его, имея бо его себе отца духовного». В этом подмосковном городе князь упросил Савву перебраться к нему в удел и основать «монастырь во отечестве его близ Звениграда, идеже есть место, зовомо Сторожи». Савва согласился на предложение Юрия, «вселися на месте том», воздвиг деревянную церковь во имя Рождества Богородицы, а вскоре к нему пришло «неколико братии, и состави общее житие, еже есть и доныне». Далее сообщается, что «князь же Георгии... повеле воздвигнута церковь камену и добротами украсити ю, еже и бысть. И даде блаженному села многа и имения доволна на строение монастырьское». Затем говорится о благословении Саввой князя Юрия Дмитриевича перед походом на волжских болгар [5]. Что же касается троицкой братии, то после ухода Саввы она вновь пригласила Никона, и тот являлся игуменом Троице-Сергиева монастыря вплоть до своей кончины в 1428 г.


преподобный Сергий Радонежский.jpg
преподобный Сергий Радонежский. Икона из ризницы 
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Таким образом, из показания «Жития» Саввы Сторожевского выясняется, что хотя Никон и был назначен игуменом Троице-Сергиева монастыря непосредственно Сергием и при его жизни, он смог возглавить обитель лишь через шесть лет после кончины Преподобного, то есть в 1398 г.

Однако рядом исследователей это свидетельство было подвергнуто сомнению. В частности, В.А. Кучкин полагал, что данному сообщению, составленному в XVI в., доверять не стоит: «В житии Саввы Сторожевского... утверждается, что Савва в течение шести лет настоятельствовал после Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре... После опубликования в 1952 г. древнейших документов Троице-Сергиева монастыря выяснилось, что среди них нет актов, выданных монастырю после смерти Сергия на имя игумена Саввы. В таких актах встречается лишь имя игумена Никона... Никона сменил Савва, который настоятельствовал в Троице-Сергиевом монастыре в 1428 — 1432 гг. Похоже, что жившие в XVI в. составители жития Саввы Сторожевского отождествили двух Савв и приписали Савве Сторожевскому игуменство в Троице-Сергиевом монастыре». По мнению историка, после того, как игумен Троице- Сергиева монастыря получил в 1561 г. сан архимандрита и стал первым среди всех настоятелей русских монастырей, у монахов других обителей появился смысл утверждать, что их монастыри основал Сергий или его ученики [5]. Позднее идеи В.А. Кучкина о тождестве Саввы Сторожевского и троицкого игумена Саввы (так называемого Саввы II), управлявшего Троицким монастырем после Никона, развил Н.К. Голейзовский [6].

~ преподобный Никон Радонежский. Икона иконостаса Духовского храма ТСЛ..JPG
преподобный Никон Радонежский.
Икона Духовского храма
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Однако известие о шестилетнем игуменстве Саввы Сторожевского в Троицком монастыре содержится не только в житии последнего, но и в других источниках — прежде всего в жизнеописании самого Никона: «Братиа же не могуща без пастыря бытии и избравшее единаго от оучениковъ святого, моужа в добродетелех сиающа Савву именемъ, и того възведоша на игуменьство. Он же приемъ паству, и добре пасяше порученное ему стадо елико можаше, и елико отца его блаженнаго Сергиа молитвы спомогаше ему. Шестому лету съвершивошосу, и тъ паству остави» [7].

~ прп. Савва Сторожевский. Роспись старой братской трапезной.jpg
Преподобный Савва Сторожевский.
Роспись старой братской трапезной
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Все это заставляет внимательно проанализировать имеющиеся факты. Прежде всего, выясняется, что звенигородский князь Юрий в конце XIV в. действительно управлял Дмитровом. Князь Петр Дмитриевич, на долю которого по отцовскому завещанию пришелся Дмитров, был одним из младших сыновей Дмитрия Донского. Он родился 29 июня 1385 г. и на момент смерти отца ему не было еще и четырех лет. Понятно, что реально распоряжаться своим уделом он не мог. Фактическим его владельцем он стал лишь в возрасте 16—17 лет, когда около 1401 — 1402 гг. было составлено докончание между великим князем Василием I и его младшими братьями Андреем Можайским и Петром Дмитровским [8]. «Житие» Саввы Сторожевского донесло до нас уникальное известие, что в период малолетства Петра его уделом управлял второй из сыновей Дмитрия Донского князь Юрий Дмитриевич. Таким образом, оказывается, что приглашение Саввы Сторожевского в Звенигород (с учетом шестилетнего игуменства Саввы в Троице) произошло в промежуток между 1398 и 1401 гг.

Уточнить дату помогает указание «Жития» Саввы, что тот после основания обители на Стороже благословил князя Юрия в поход на волжских «болгар». Из рассказа летописца выясняются подробности, предшествовавшие этой военной экспедиции. Под 6907 (1399) г. он помещает следующее известие: «той же осени князь Семенъ Дмитриевичь Суздалскый взялъ Нижний Новгородъ съ царевичемъ Еньтякомъ лестию, и были воеводы московские Володимеръ Даниловичь. И то слышавъ князь великий Василий, и посла брата князя Юриа; и взя Болгары, и Жуконъ, и Казань, и Кеременчюкъ, и много избыша, а иныа вь пленъ поведоша» [9]. Аналогичное, более подробное, известие читается в московском летописном своде конца XVв.: «Тое же осени князь Семенъ Дмитреевичь Суздальскыи прииде ратью к Новугороду Нижнему, а с ним царевич Ентякъ с тысячью татаръ. Людие же затворишася в городе, а воеводы у них бяху Володимеръ Даниловичь, Григореи Володимеровичь, Иван Лихорь, и бысть имъ бои с ними. Татарове же отступиша от города и пакы приступиша, и тако по три дни бьяхуся и много людей от стрелъ паде, и по семь миръ взяша. Християне кресть целоваша, а татарове по своеи вере Даша правду, што им ни которого зла христьяномъ не творити. И по том татарове створиша лесть и роту (клятву. — Авт.) свою измениша и пограбивъше всех христьянъ, нагых попущаша, а князь Семенъ глаголаше: "не аз створих лесть, но татарове, а яз не поволенъ в них, а с них не могу". И тако взяша град октовриа въ 25 и быша ту две недели; донде же услышаша, что хочеть на них князь великы ити ратью, и побегоша къ Орде. А князь великы слышавъ се и събра рати многы, посла брата своего князя Юрья Дмитреевича, а с ним воевод и стареиших бояръ и силу многу. Онъ же шед взя город Болгары Великые и град Жукотинъ и град Казань и град Керменчюкь и всю емлю их повоева и много бесерменъ и татаръ побиша, а землю Татарьскую плениша. И воевавъ три месяци възвратися с великою победою и съ многою корыстью в землю Русскую» [10].

Однако это сообщение московский летописец поместил не под 6907 (1399) г. (как его тверской коллега), а под 6903(1395) г. На основании этого В.А. Кучкин предположил, что «нападение царевича Ентяка на Нижний Новгород, его захват 25 октября, последующие действия русских ратей в Татарской земле надо датировать октябрем 1395 - февралем 1396 г.» [11]. И все же в действительности эти события случились в 1399 г., а ошибка историка произошла из-за простой описки летописца. Под 6907 г. последний исправил ее: «В то же лето взять бысть Новъгородъ Нижнеи и на Болгары князь Юрьи ходил, а писано назади в лето 903, зане опись в летописце была» [12].

Отсюда выясняется, что Саввино-Сторожевский монастырь был основан в 6097 г., то есть в период с сентября 1398 г. по август 1399 г. Учитывая, что в обители была воздвигнута церковь Рождества Богородицы (храмовый праздник отмечался 8 сентября), мы, вслед за Б.М. Клоссом, относим это событие к началу сентября 1398 г. [13]  Подводя черту, отметим, что свидетельство «Жития» Саввы Сторожевского о его почти шестилетнем игуменстве в Троице оказывается достоверным и не противоречащим данным других источников.

Почему же Никон, назначенный Сергием игуменом обители, решился нарушить распоряжение Преподобного? Его биограф объясняет этот поступок тем, что Никон не любил человеческой славы и желал безмолвствовать. Однако это плохо согласуется с тем, что впоследствии Никон настоятельствовал в Троице более четверти века. На наш взгляд, Никон вынужден был уступить, хотя и временно, пост троицкого игумена Савве явно не по своей воле.

Ответ становится ясным, если мы вспомним, что Троицкий монастырь с самого начала был основан как родовое богомолье потомков переселившегося в Радонеж ростовского боярина Кирилла. При этом к последней четверти XIV в. формальными владельцами земли, на которой расположилась обитель, а следовательно, и самого монастыря, оказывался не Сергий, а его ближайшие родственники. Понятно, что в вопросе назначения настоятелей подобных вотчинных обителей их голос играл решающую роль.

На момент кончины Сергия Радонежского в живых оставались следующие родичи Преподобного: Феодор Симоновский, ставший к тому времени ростовским архиепископом (умер 28 ноября 1394 г. [14]), и, вероятно, младший брат Сергия Петр, а также племянник Сергия Климент. Решая вопрос о преемнике Преподобного, они, судя по всему, отдали предпочтение не относительно молодому на тот момент Никону, которого они знали довольно плохо, а более известному им Савве, который проигуменстовал в Троице последующие шесть лет.

Что же касается отсутствия в архиве Троицкого монастыря актов с именем Саввы Сторожевского, оно объясняется весьма прозаически. Как известно, во время нашествия Едигея в начале XV в. Троицкая обитель была сожжена и соответствующие акты, если они были, очевидно, погибли во время этого нашествия.

Почему же Савва Сторожевский покинул Троицкий монастырь? К 1398 г. ситуация коренным образом изменилась. Из синодика Махрищского монастыря, в котором записан род Сергия Радонежского, становится известным, что Петр и Климент стали последними представителями потомства боярина Кирилла [15]. Поскольку их владения оказались выморочными и троицкая братия могла ли¬шиться самой обители, монахи Троицкого монастыря решили следовать завещанию Преподобного и вернули к управлению Троицей Никона, который пробыл на посту игумена следующие тридцать лет вплоть до своей кончины в 1428 г. Их выбор оказался правильным, и дело Сергия не угасло, а сам Троицкий монастырь превратился в важнейшую из русских обителей, ставшую впоследствии лаврой. Что же касается Саввы, он, подобно другим ученикам преподобного, продолжил его дело уже в Звенигороде.

ПРИМЕЧАНИЕ

[1]Клосс Б.Μ. Избранные труды. Т. 1. Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 374, 415.

[2]АСЭИ. М., 1952. Т. I. № 3. С. 27.

[3]Житие Саввы Сторожевского (по старопечатному изданию XVII в.). М., 1994. С. 28. (Ма-териалы для истории Звенигородского края. Вып. 3).

[4]Там же. С. 28 - 30.

[5]Кучкин В.А. Антиклоссицизм //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003. № 1 (11). С. 117-118.

[6]Голейзовский Н.К. О времени кончины и местной канонизации преподобного Саввы Сто-рожевского // Голейзовский Н.К. Исследования в трех томах. Τ. I. Дионисий и его современники. М., 2005. Часть 1.С. 165 - 176.

[7]Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. Биографический и библио- графически-литературный очерк. СПб., 1908. С. LXXIII.

[8]ДДГ. М.; Л., 1950. № 18. С. 51; ПСРЛ. M.; Л., 1949. Τ. XXV. С. 212.

[9]ПСРЛ. Т. XV. Стб. 461.

[10]Там же. Т. XXV. С. 225 - 226.

[11]Кучкин В.А. О дате взятия царевичем Ентяком Нижнего Новгорода// Норна у источника Судьбы. Сборник статей в честь Елены Александровны Мельниковой. M., 2001. С. 214 — 224.

[12]ПСРЛ. Т. XXV. С. 229.

[13]См.: Клосс Б.М. Указ. соч. С. 60 - 61.

[14]ПСРЛ. Т. XXV. С. 222.

[15]Леонид, архимандрит. Махрищский монастырь. Синодик и вкладная книга. М., 1878. С.3

К.А. Аверьянов. Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. – Сергиев Посад.: Ремарко, 2012. С.6-11




21 ноября 2013

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.