Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня имеет глубокую связь с праздником Преображения. Об этом говорят многие святые отцы и церковные историки. Указывая на духовную связь Фавора и Голгофы, преподобный Анастасий Синаит утверждает, что не только Преображение, но и Распятие есть величайшая слава Сына Божия. «Сегодня на Фаворе, — восклицает святой в своем слове на день Преображения, — смертью было начертано животворящее таинство Креста. Как на лобном месте Он был распят посреди двух человек, так и теперь боголепно Он стоит посреди Моисея и Илии». На Распятии канонического письма, где Христос изображается преобразившимся, наглядно отражены слова богослужебных текстов о том, что «Господь взошел на Крест» по Своей воле и простирает Свои пречистые руце, чтобы принять и спасти всех нас.
Хронологически и календарно эти праздники также близки: разница между ними составляет ровно сорок дней. По мнению некоторых древних авторов, Преображение произошло за сорок дней до Распятия Спасителя. Однако, если бы празднование совершалось за сорок дней до Великого Пятка, оно выпадало бы всегда на Великий пост. В том числе и поэтому праздник было решено перенести на летний период и совершать его за сорок дней до Воздвижения.
В евангельской истории событие Преображения предваряется беседой Спасителя с апостолами близ Кесарии Филипповой – беседой о крестоношении, которую Господь заканчивает словами: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1). Именно в этой беседе мы слышим призыв Спасителя следовать за Ним, неся свой крест: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Следовать за Христом, поднимающимся на Фавор, невозможно без несения личного креста.
Подчеркивая внутреннюю связь крестоношения и личного преображения в жизни каждого христианина, преподобный Исаак Сирин призывает: «Сперва нужно потерпеть досаду креста, а потом уже ощутить славу креста». Преподобный Варсонофий Оптинский в беседе на Преображение говорит об этом так: «Может быть, кто-нибудь захотел бы в этой жизни быть все время на Фаворе? Невозможно это… Чтобы ощутить эту славу, чтобы духовно преобразиться, нужно очистить свое сердце от страстей».
Духовная связь, внутреннее единство между событиями Воздвижения и Преображения видны и в храме в Звездном городке. Сейчас здесь хранятся частицы мощей более ста святых, значительная часть которых передана строителем храма Анатолием Николаевичем Кузнецовым. Среди храмовых святынь есть и такие, которые брали в космос.
13 лет назад, 30 сентября 2009 года, с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз ТМА-16». На борту находились командир экипажа Максим Викторович Сураев вместе с астронавтом Джеффри Уильямсом (США) и космическим туристом Ги Лалиберте (Канада). По благословению настоятеля храма игумена Иова (Талаца) Максим Викторович взял с собой на орбиту частицу Животворящего Креста Господня. Во время той полугодовой экспедиции была совершена первая литургия в храме, а через год, осенью 2010 года, состоялось Великое освящение храма Святейшим Патриархом Кириллом. В том же году здесь был установлен уникальный, единственный в своем роде четырехъярусный резной иконостас, выполненный из сибирского кедра потомственным резчиком из Красноярского края Родионом Исламовым Им же были изготовлены Голгофа и Распятие. Такие Распятия мастер изготовил не только для прихода в Звездном, но и для нескольких других храмов, в том числе и для Храма Христа Спасителя в Москве. Изначально Распятие в Храме Христа Спасителя по благословению Святейшего Патриарха Алексия II располагалось в отпевальном приделе. В настоящее время оно находится в нижнем Преображенском приделе Храма.
Однажды в процессе изготовления Распятия для строящегося храма при Богучанской ГЭС в Сибири Анатолий Кузнецов с настоятелем и архитектором пришли посмотреть, как продвигается работа. Кузнецов заметил, что Лик Спасителя больше похож на отца настоятеля, на что архитектор небрежно бросил: «Да кто Его видел, Спасителя?» После этих слов он совершенно неожиданно, на ровном месте, упал и сильно расшибся, как будто кто-то невидимой рукой сбил его с ног. После этого потрясенный Родион сразу же взялся переделывать Лик, и, когда ему предложили не спешить, ведь есть другие важные дела, он ответил: «Видели, как кинуло архитектора? Лучше уж мы скорее все сделаем, чтобы и нам не упасть ни в какую яму». Примечательно, что Родион принял крещение во время строительства храма.
Помимо частицы Древа Господня, в космосе побывало много других святынь. И чаще всего на орбиту брали частицы мощей преподобного Сергия Радонежского. Почему же так вышло? Одной из причин можно считать тот факт, что с 2007 года согласно резолюции Святейшего Патриарха Алексия II храм Преображения Господня в Звездном городке находится под духовным окормлением братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. При храме проводятся проводы и встречи космонавтов, поездки в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру с молебном у мощей Преподобного для членов экипажа накануне отъезда на Байконур. Верующие космонавты почитают преподобного Сергия особенно, поэтому неудивительно, что в космическом пространстве им хочется быть под его защитой и покровительством. Впервые частица мощей Преподобного побывала в космосе в 2008 году. Полгода она находилась на орбите с экипажем космического корабля «Союз ТМА-13». Командир экипажа Юрий Валентинович Лончаков дважды выходил с ней в открытый космос. Это была первая святыня тогда еще строящегося храма, побывавшая на орбите.
С мощами святителя Николая история особая. Во время своей третьей экспедиции на МКС в 2009 году Ю. В. Лончаков взял с собой на борт иконы святителя Николая. Вернувшись на Землю, Юрий Валентинович вместе с отцом Иовом совершили паломнические поездки в Венецию и Бари. Они преподнесли иконы, побывавшие на околоземной орбите, в дар храмам этих городов. Руководство города Бари и настоятель базилики святителя Николая католический священник Дамиано Бова в ответ передали храму Звездного городка ковчег с миром и частицу деревянной раки, в которой перевозили мощи святого из Мир Ликийских в Бари в 1087 году, — с условием, что она побывает в космосе и совершит крестный ход вокруг Земли. Эта святыня с экипажем Федора Николаевича Юрчихина полгода находилась на орбите и дважды побывала в открытом космосе.
Также на орбите побывали частицы мощей великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, святого великомученика Георгия Победоносца, преподобного Серафима Саровского, святителей Петра и Филиппа, митрополитов Московских, и многие другие святыни. При этом нужно отметить, что некоторые святыни и книги пребывают на борту МКС постоянно. Так, здесь имеется целая укладка с книгами, иконами, фотографиями, вырезками из православных журналов, а также крест — благословение Святейшего Патриарха Алексия II. Крест был вручен руководителю «Роскосмоса» Анатолию Николаевичу Перминову, а тот передал его экипажу корабля «Союз ТМА-8». Корабль со святыней на борту стартовал 30 марта 2006 года. С тех пор крест находится постоянно на видном месте на панели служебного модуля российского сегмента МКС. Удивительный факт: одним из членов экипажа был Джеффри Уильямс (США) — тот самый астронавт, который через три года, в 2009-м, был в составе экипажа, доставившего на борт МКС частицу Животворящего Креста Господня. Еще до начала космической карьеры Джеффри, дважды доставлявший Кресты на орбиту, пришел к вере и стал протестантским проповедником — вот такая удивительная судьба…
Больше всего икон, такой своеобразный иконостас, размещены в большом диаметре служебного модуля. Там находится и Казанская икона Божией Матери, переданная Святейшим Патриархом Кириллом по окончании Божественной литургии в Храме Христа Спасителя 13 марта 2011 года членам экипажа корабля «Союз ТМА-21» экспедиции МКС-27 — Александру Самокутяеву, Андрею Борисенко и Рону Гарану. Светлейший Патриарх Кирилл тогда напутствовал экипаж такими словами: «Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной. В этом смысле российские космонавты, помимо своих очень сложных и важных профессиональных обязанностей, будут осуществлять и некую духовную миссию». С 7 апреля 2011 года эта икона находится на станции постоянно.
Так зачем же космонавты берут с собой в космос святыни?
Верующим людям свойственно в трудную минуту обращаться к Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам, чтобы почувствовать поддержку, успокоиться, получить помощь и укрепление. Трудно представить, что чувствует космонавт, долгое время находясь между небом и землей, в буквальном смысле слова в подвешенном состоянии, но можно предположить, что взгляд на икону или прикосновение к святыне помогают сосредоточиться, правильно оценить обстановку, почувствовать помощь свыше, прилив сил — иными словами, святыни в космосе, как и в обычной жизни, помогают человеку жить и работать. Кроме того, своей благодатной силой они освящают пространство космической станции, и кто знает, скольких аварий и просто неприятных моментов удалось избежать благодаря помощи Божией, заступничеству Пресвятой Богородицы и святых…
Не только космонавты берут святыни в космос. Подводники тоже не погружаются без святыни на своем корабле. Известны случаи, когда и священники совершали молебны не на земле, а в воздухе, со святынями на борту самолета. Так, в сентябре 1999 года в российских городах произошла серия террористических актов. Псковская десантная дивизия тогда находилась в Чечне, и было решено совершить воздушный крестный ход для предотвращения трагических ситуаций. И 29 сентября 1999 года в небе над Псковом крестный ход совершили настоятель воинского храма протоиерей Олег Тэор с помощниками, офицеры, представляющие рода войск, дислоцирующиеся во Пскове, и учащиеся Псковского духовного училища. С собой они брали Сурдегскую икону Божией Матери. На высоте 800 метров над Псковом батюшку привязали к дверям, руки оставили свободными. Самолет стал делать круги над Псковом, а отец Олег в открытую дверь самолета кропил город святой водой. Божией милостью угрозы остались только угрозами, и никаких террористических актов после крестного хода в Пскове не было совершено. А 2 апреля 2020 года схиархимандрит Илий (Ноздрин) и иеродиакон Илиодор (Гариянц) облетали на самолете Москву и Санкт-Петербург с молитвами о прекращении губительного поветрия — коронавирусной инфекции...
Мы знаем, что во время эпидемий, войн, междоусобиц или, наоборот, в дни праздников и памятных событий люди идут крестным ходом с иконами и молитвой, каждый со своим чаянием, радостью или бедой. Так и святыня, путешествуя вокруг планеты в космическом корабле, является видимым символом нашей молитвы за весь мир. Конечно, она не становится от этого ближе к Богу, не становится более благодатной и чудотворной… Однако вернувшиеся из полета космонавты возвращают ее в храм с благодарностью и благоговением, с осознанием того, что и сам полет, и работы, выполненные во время экспедиции, и научные эксперименты — все это было сделано во славу Божию.
Как свидетельствует староста храма Преображения летчик-космонавт Валерий Григорьевич Корзун, не было еще такого случая, чтобы никто из членов экипажа не взял с собой какую-нибудь святыню. Чаще всего космонавты берут с собой в космическое пространство Священное Писание, Псалтирь, молитвослов, небольшие бумажные иконы. По словам космонавта, «начинать день на орбите необходимо с благословения Божия, молитв к Пресвятой Богородице и почитаемым святым. Ведь обращение к святым, изображенным на иконах, дает спокойствие, мирный дух и уверенность в завтрашнем дне».
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
27 сентября 2022 года
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра