Предлагаем вниманию читателей беседу с наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры епископом Сергиево-Посадским Парамоном, опубликованную в «Литературной газете» в октябре 2018 года.
Решением Священного Синода РПЦ от 26 февраля 2019 года
Преосвяшеннейший владыка Парамон, епископ Сергиево-Посадский,
наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры
Донской монастырь выделяется в ряду других. В названии обители присутствует приволье Дона, запах степных трав и колокольный звон и то, над чем не властно время и что трудно передать словами.
С наместником монастыря владыкой Парамоном (на фото) мы беседовали полтора часа. Веру в Бога он впитал с материнским молоком, и было в этом что-то основательное, как в укладе самого монастыря.
– Владыка Парамон, позвольте привести перед беседой отрывок из стихотворения?
– Пожалуйста.
– В XX веке Максимилиан Волошин словно из гранита вылил строки:
Как бы вы ответили, спустя сто лет, известному поэту?
– Это образное выражение поэта. Церковь никого не проклинает. Анафема - это не проклятие. Предать анафеме - значит отдать на суд Божий.
Первое воскресенье Великого поста, о котором как раз говорит Максимилиан Волошин, - это Торжество Православия, когда произносится анафема.
– Но анафеме кого-то предают?
– Еретиков, никого не называя поимённо.
– От себя уже спрошу: не оскудела вера православная?
– Православная вера составляет национальную самобытность нашего народа. Десятки лет выколачивали из людей традиции, выкорчёвывали веру из души. Сегодня вера возрождается. Я вижу изменения. В 90-х годах приходили в храм только пожилые, в лучшем случае люди среднего возраста. Сегодня я наблюдаю среди прихожан преобладание людей среднего возраста и молодёжи. Соотношение заметно поменялось.
– Вас назначили наместником монастыря шесть лет назад. Вы довольны своим положением?
– Вы знаете, я живу по простому принципу. Монашество в жизни выбираешь один раз, а всё остальное - это послушания, которые стараюсь добросовестно и честно выполнять.
– У вас усталые глаза, и мне даже неудобно перед вами...
– Да, я действительно устал.
– Время для молитвы остаётся?
– Без молитвы в монастыре человек не сможет жить. Молитва - это основа для духовного подвига монаха. Вокруг неё и формируется вся монастырская жизнь.
Епископ Парамон (Голубка).
Фото из «Литературной газеты», №39, 26 сентября-2 октября 2018 года
– Вы приняли монашеский постриг совсем молодым человеком. Вам было всего 20 лет. Что определило выбор?
– Любовь к Богу! Я вырос в верующей семье и храм Божий посещал с детства.
– Ваши родители живы?
– Слава Богу, да.
– Как зовут ваших родителей?
– Михаил Степанович и Феврония Васильевна. Они живут в Закарпатской области и не хотят никуда переезжать. Отцу сейчас 83 года, но он до сих пор, когда здоровье позволяет, ходит в храм и на клиросе поёт.
– Вы сразу после школы поступили в семинарию?
– Да, сразу после школы поехал в Сергиев Посад и поступил учиться в семинарию.
– Сколько насельников в Донском монастыре?
– Тридцать человек, включая послушников, которые только готовятся к принятию пострига и поступлению в братию.
– История создания монастыря? Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Донская обитель основана царём Федором Иоанновичем, сыном Иоанна Грозного, человеком благочестивым, верующим. Он был прямой противоположностью своему отцу, больше полагался на Бога, чем на силу оружия, и в его царствование Россия жила практически без войн.
В 1591 году на том месте, где сейчас находится Донской монастырь, был разбит полевой лагерь. Ждали нашествия крымского хана Казы-Гирея. После крестного хода во главе с патриархом Иовом, первым патриархом на Руси, икону Донской Божией Матери принесли в походную церковь. Перед этой иконой царь Фёдор Иоаннович молил пречистую Богородицу, чтобы Она заступилась за Первопрестольный град. Москву было некому оборонять, потому что основные силы были отправлены в поход на север.
Царь молился несколько ночей, и однажды утром ему сообщили, что Казы-Гирей бежал вместе со всем своим войском.
Царь это бегство связывал с заступничеством небесных сил. В память о чудесном избавлении в 1591 году велел построить храм. Сейчас его принято называть Малым Донским собором. Несколько позже, а именно в 1593 году, был основан Донской монастырь.
ФАКТ
Некрополь чудом сохранился. В 1929 году при советской власти монастырь был закрыт, хотя насельников начали выселять ещё раньше. Здесь не совершались богослужения. На какое-то время тут обосновался Антирелигиозный музей, потом на базе монастыря создали Музей архитектуры. Благодаря этому сохранились и обитель, и некрополь, на территорию которого позднее начали перевозить древние надгробия из других монастырей. Некрополь занимает больше четверти территории монастыря, и аналогов ему нет не то что в Москве, но и во всей России.
Уже в наши дни в некрополе были перезахоронены писатель И.С. Шмелёв, философ И А Ильин, вожди Белого движения А.И. Деникин и В.О. Каппель.
В 2008 году здесь обрёл вечный покой Александр Солженицын. Это было его желание.
Некрополь Донского монастыря - очень посещаемое место. На любое кладбище приходишь, что-то давит душу, а тут страха нет. Поэтому очень многие молодые мамы гуляют здесь с детскими колясками.
|
– У вас варят миро уже много лет, и кто-то даже в шутку говорил, что обитель ваша мироточит...
– С 1948 года по настоящее время в Малом Донском соборе варят миро для нужд всей Русской православной церкви и развозят его по всему миру. Всего на территории монастыря 11 храмов, практически все они действующие, за исключением одного, который находится сейчас на реставрации. Сам монастырь вернули Русской православной церкви в 1991 году. Обитель находилась в плачевном состоянии, и первое время приходилось просто латать дыры, даже не помышляя о реставрации, но Малый Донской собор передали РПЦ в 1948 году.
Произошло это при следующих обстоятельствах. Москва готовилась к проведению православного совещания и ждала делегации из разных стран. Американская делегация выразила желание посетить место захоронения патриарха Тихона, он был погребён в Малом соборе Донского монастыря до закрытия обители. Собор по распоряжению Сталина срочно отреставрировали и передали Церкви. Богослужения возобновились, и с тех пор здесь стали варить миро. Это особая смесь из растительных масел, душистых трав и благовонных смол.
Варят миро по мере необходимости. Делают это монахи, а освящает миро Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
До революции миро использовали для помазания царей «на царство», т.е. при возведении на трон. Сейчас оно используется во время крещения младенцев и для освящения престолов и церквей.
– Очень солнечно и символично получается, владыка Парамон. Младенец тоже, стало быть, после крещения возносится на трон. Спасибо за беседу.
Источник: «Литературная газета», № 39 (6660), 26 сентября-2 октября 2018 года
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра