Конференция «Наследие преподобного Сергия Радонежского и культурная экология России» состоялась в Библиотеке иностранной литературы
Конференцию «Наследие преподобного Сергия Радонежского и культурная экология России» провели 20 мая сотрудники Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ) и Библейско-богословского института св. апостола Андрея (ББИ).
Главная тема конференции — духовный порыв XIV- начала XV столетия, связанный с подвижничеством преподобного Сергия, что во многом определило духовный и творческий облик России на века вперед. В конференции приняли участие историки, философы, искусствоведы. В фойе библиотеки развернута выставка книг, посвященных преподобному Сергию, истории и культуре Руси его времени.
«700-летие преподобного Сергия встречают не только все православные, но весь христианский мир – католики, протестанты, а также другие верующие и неверующие. В нашем пустопорожнем общественном сознании представления о преподобном крайне обедненные. А между тем, именно образ Сергия Радонежского определяет то лучшее, что есть в нашей Церкви и в нашем народе», -- сказал, открывая конференцию, руководитель Центра религиозной литературы ВГБИЛ, историк, библеист Евгений Рашковский. Комментируя тему конференции, он сослался на академика Д.С. Лихачева, который в 1970-е гг. ввел в научный оборот понятие «культурная экология». Е. Рашковский понимает это как «постижение человеческой среды в единстве ее природных, культурных, социально-экономических и экзистенциально-духовных предпосылок».
Именно в этом ключе филолог, библеист, специалист в области древнерусской книжности Елена Сморгунова построила свой доклад «Стройные места» русских церковных комплексов». С точки зрения «культурной экологии» она проанализировала процесс освоения земель в XIV – XVI вв., связанный с основанием монастырей самим преподобным Сергием, его учениками и учениками учеников. «Движение по земле было связано с духовным движением», -- отметила докладчица и назвала этот процесс, вслед за Георгием Федотовым, «лучеиспусканием»: лучи света православной веры шли от Троицкого монастыря прп. Сергия, все дальше и дальше на север – так появились Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Антониев-Сийский, Павло-Обнорский и другие многочисленные монастыри, всего почти 30 обителей, а вокруг них закипела крестьянская и промысловая жизнь, образовались села и городки.
Е. Сморгунова обратила внимание на то, что ученики прп. Сергия вовсе не стремились основывать поселения; как правило, они уходили из общежительных монастырей в поисках «пустыни» -- убежища для уединенной молитвы. В глазах же общества их деятельность воспринималась так: «Иноки—жертва Богу от народа, который, передавая их Господу, из них составляет себе ограду». К такому представлению, по словам докладчицы, восходит идея строительства храмов и монастырей, воплощение которой было самым непосредственным образом связано с особенностями того или иного монашеского устроения. В докладе были упомянуты принципы выбора мест для новых обителей, которым (выбором) ведали специалисты – «стройные мастера». Храмы и монастыри, основанные в этих отнюдь не случайных местах, особым образом организовывали и гармонизировали окружающее пространство.
Тему продолжил Е. Рашковский в докладе «Отблески Сергиева служения: Звенигород и его ландшафты», где речь шла о монастыре, основанном одним из «сопостников» преподобного Сергия преподобным Саввой Сторожевским.
Искусствовед Ирина Языкова (ББИ) представила сообщение о расцвете русской иконописи в конце XIV – начале XVI вв., который она связала с глубоким духовным влиянием преподобного Сергия. В этот период в духовной жизни Руси происходит много нового, Д.С.Лихачев говорил о «русском предвозрождении», что находит свое выражение и в той высоте, которую набирает иконопись: впервые в иконе проявляется русское богословие, проникнутое духом любви, единения и кротости. Самый яркий зримый образ этого богословия прп. Сергия Радонежского – «Троица» прп. Андрея Рублева. Интересно, отметила И. Языкова, что эта известная всему миру икона была написана прп. Никоном Радонежским «в память и похвалу» своему учителю прп. Сергию Радонежскому, но, в отличие от подобных икон, на ней запечатлен не образ самого святого, а его «духовное завещание»: «чтобы воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего». Чрез призму «вселенских масштабов мысли преподобного Сергия» докладчица проанализировала также другие произведения Андрея Рублева: иконы из Благовещенского собора Московского Кремля, роспись Успенского собора во Владимире, «Звенигородский чин». На всех этапах его жизненного и творческого пути прослеживается очевидная связь иконописца с духом прп. Сергия – в этом отличительная особенность работ Андрея Рублева и других мастеров рубежа XIV-XV вв.
Конференцию завершил доклад О. Шуб (ВГБИЛ) «Образ прп. Сергия Радонежского в русской живописи XIX-XX вв.»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.