Восемнадцатый век стал периодом серьезных изменений практически во всех сферах жизни русского общества. Одной из таких тенденций стал процесс пересмотра государственно-церковных отношений и изменения места и роли религии в обществе. Секуляризация, имевшая первоначально экономическое и политическое содержание, оказала огромное влияние и на культурные процессы. В новых условиях Церковь, утратившая значительную часть своей экономической и политической мощи, уже не могла накапливать в своих руках культурные ценности. С другой стороны, прагматическая позиция государства по отношению к культурной сфере жизни общества, изменила место некоторых предметов, обладающих культурной ценностью в сознании, как духовенства, так и широких слоев населения.
В докладе предпринимается попытка увидеть историко-культурную сторону секуляризационных процессов в России XVIII в. через призму монастырской библиотеки. Перед нами стоит задача выявить основные изменения, произошедшие в составе и структуре книжного фонда, особенностях его восприятия и повседневного использования. В качестве объекта исследования нами избрана библиотека важнейшего духовного центра России - Троице-Сергиевой лавры. Будучи одним из крупнейших монастырских книжных собраний, лаврская библиотека испытала на себе все перипетии государственно-церковных отношений XVIII в.
Важнейшим источником по истории монастырской книжности, как и в предыдущем XVII в., продолжают оставаться описи монастырского имущества. В XVIII в. в лавре складывается практика составления отдельных описей библиотеки, при этом составление полных описей монастырского имущества, включавших, в том числе и библиотеки, сохраняется. Нами использованы 4 описи библиотеки Троице-Сергиевой лавры за 1723, 1729, 1767 и 1795 гг. (ОР РГБ. Ф. 304.1. №№822, 823; ОР РГБ. Ф. 304. II. №№78, 79). Составление самостоятельных описей отдельных групп имущества коснулось не только библиотеки, так, в 1795 г. одновременно с описью книг проводилась и опись архива Лавры (ОР РГБ. Ф. 304. II. №80). Описи второй половины века полностью соответствуют гражданским правилам делопроизводства. В начале помещен рубрикатор книг по названиям с указанием страниц рукописи содержащих их описания и общего количества книг рубрики. Однажды составленная опись активно использовалась в монастырском обиходе как документ библиотечного учета. Например, на пустых листах описи 1767 г. имеются приписки разных почерков, относящиеся к 1770-м - 1780-м гг., указывающие на поступление новых книг в библиотеку.
По подсчетам Т.А. Попеску, в 1641 г. библиотека Троице-Сергиевой лавры состояла из 807 книг. В XVIII в. количество книг изменялось следующим образом: 1723 г. - 1677, 1729 г. - приблизительно 1400, 1767 г. - 1502, 1795 г. - 2035. Приведенная статистика ярко демонстрирует кризис монастырской библиотеки в первой половине века.
Смена приоритета с издания богослужебной и духовной литературы на выпуск светской привела к дефициту новых богослужебных изданий в монастырской библиотеке. Так, из описи 1767 г. видно, что ранее 1700 г. были изданы 3 из 4 имевшихся печатных Библий, 41 из 48 Евангелий, 18 из 25 Апостолов, 37 из 56 Псалтирей, 14 из 16 Часословов, 51 Шестоднев (все имеющиеся в наличии), 172 из 250 служебных Миней. Подобное соотношение не просто свидетельствует о преобладании старопечатных книг в монастырской библиотеке, а говорит о неизбежности их использования в повседневной практике. В пользу данного вывода говорит и употребление автором описи по отношению к книгам «московской старой печати» эпитета «крепкой», что свидетельствует о более высоком качестве книг, изданных в XVII в. О недостатке продукции московской типографии говорят факты наличия в библиотеке книг «киевской печати», вышедших во второй четверти XVIII в. Их покупка стала результатом поиска монастырскими властями источников пополнения библиотеки новыми книгами, необходимыми в повседневной богослужебной практике.
К концу XVIII в. ситуация с богослужебными книгами в монастыре выравнивается. Увеличение числа печатных книг с 991 в 1767 г. до 1225 в 1797 г. (рост на 23,6%) происходило за счет новых изданий. При этом продолжился рост и рукописной составляющей книжных собраний с 511 до 810 экземпляров (рост на 58,5%). Из приведенных цифр видно, что темп роста рукописной части библиотеки превышал темпы роста печатной составляющей. Объяснить подобную ситуацию можно возрождением интереса монашествующих к самому широкому спектру текстов, в том числе и не изданных.
В целом можно говорить о наличии непосредственной взаимосвязи между уровнем стабильности монастырской жизни и развитием библиотеки. В годы непоследовательной, зачастую противоречивой государственной политики по отношению к Церкви, библиотека Лавры испытывает кризисные явления. Период 70-х - 90-х гг. XVIII в., принесший в жизнь русского монашества некоторую стабильность, стал периодом возрождения книжной культуры Лавры.
А.Н. Красиков (г. Вологда)
Международная конференция Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. 29-31 октября 2008 г. Тезисы докладов. - Сергиев Посад, 2008.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра