На протяжении столетий количество произведений из тканей, находившихся в церквях, их роль в символическом и декоративном убранстве не были одинаковыми. Проблеме бытования художественного шитья, его связи с общей декорацией храма в эпоху средневековья посвящено не одно исследование [1]. К сожалению, сохранившиеся описи имущества Троицкой обители позволяют сделать подобный анализ только на поздний период — с 30-х годов XVII в. до начала XX в.
В самой ранней из дошедших до наших дней описей монастырского имущества — Описи 1641 г. [2], предметы из тканей (различные по назначению, по способу создания, по декоративному решению) значатся во всех храмах. Изделий с вышитыми лицевыми изображениями всего 16. Это подвесные под иконы пелены, нагробные покровы, хоругви и индития. Нагробные покровы с образами преподобного Сергия и преподобного Никона зафиксированы в Успенской и Никоновской церквях [3]. В Успенской также значатся и две шитые «на обе стороны» хоругви: со сценой Видения чудотворца Сергия и с образом Святой Троицы [4]. Индития «спереди образ Живоначальныя Троицы а по сторонам Вечерение Спасово, позади Видение чудотворца Сергия» обнаруживается в надвратной Сергиевской церкви [5]. Лицевые подвесные пелены числятся во всех вышеупомянутых храмах. Наибольшее их количество — 5 (3 больших «местных» и 2 малых «пядничных») было сосредоточено в Троицком соборе, здесь же кроме лицевых висело еще и 10 пелен с жемчужно-дробничными крестами.
В то же время, согласно Описи 1641 г., в ризнице хранилось более 50 пелен, переданных из церкви Святой Троицы (в том числе 20 лицевых). 45 пелен помечены как «отнятые от пядниц в Троицкой церкви в 1635 г.» [6] При описании же Троицкого храма отражено местоположение 23 пелен, 8 из них имеют помету о передаче в ризницу. Где конкретно располагались остальные 43 пядничные пелены можно лишь предполагать. В данном случае важен масштаб явления: до 1635 г. в Троицком соборе находилось не менее 66 пелен, из них 25 были с лицевыми шитыми изображениями [7].
Что касается местоположения пелен, зафиксированных Описью 1641 г., то все они располагались в предалтарной части храма: под местными и пядничными иконами иконостаса, под иконами, висевшими на стене и столбе рядом с ракой преподобного Сергия Радонежского. Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря в 1641 г. несколько отличался от современного.
Покров с мощей преподобного Сергия. XV век.Музей «Ризница». Троице-Сергиева Лавра
Во-первых, все иконы в иконостасе имели драгоценную обкладку, преимущественно в виде позолоченной серебряной басмы, закрывавшей поля и свет икон. Часть образов украшали драгоценные дополнения в виде венцов, цат, ожерелий и других традиционных элементов иконного убора. Во многих случаях эти элементы были выполнены с включением разноцветных эмалей и камней, жемчуга. Кроме того, почти ко всем иконам нижних рядов (местного и деисисного) были подвешены приклады: мелкие кресты, иконки, панагии, золотые и серебряные монеты.
Второй важный отличительный момент — наличие двух пядничных рядов, располагавшихся на тяблах между местным и деисисным рядами и между деисисным и праздничным. В нижнем пядничном ряду находилось 15 икон, верхний пядничный ряд включал 57 икон.
Не совпадали с современным состав и местоположение икон местного ряда. Но эта разность в контексте данной работы не принципиальна [8].
В иконостасе пелены висели под всеми местными иконами, расположенными между северной и южной дверьми. Только под образом Спаса Нерукотворного, располагавшемся с левой стороны от Царских врат между образами Святой Троицы и Богоматери «Одигитрия», в киоте находились небольшие живописные иконы. Такое же многоярусное расположение икон фиксируется в северном углу и, предположительно, в южном. У Похвальных придельных дверей под иконой Умиления висели две келейные иконы преподобного Сергия Радонежского с пеленами, а под ними еще две пядницы.
Таким образом, подвесные пелены в нижней части иконостаса создавали достаточно мощный цветовой акцент, но не в виде сплошной полосы, а в виде массивных, но фрагментарных вкраплений. Кроме того, все пелены разнились по цвету тканей, декоративному оформлению.
Из восьми пелен только три имели сюжетные шитые изображения. Под образом преподобного Сергия Радонежского с житием конца XV в., располагавшимся слева у северных дверей, висела «пелена, на ней шито шелки Видение Чудотворца Сергия, по полям Святые, а венцы шиты золотом» [9], а справа от Царских врат под иконой Троицы письма Андрея Рублева находилась «... пелена, отлас синь средина отлас червчат, на ней вышит образ Живоначальныя Троицы, кругом пелены по полям шиты праздники, ветха» [10]. «Пелена шит образ Николы ж Чудотворца золотом и серебром на червчатом атласе, подпись около шита серебром» располагалась под образом Николы Мирликийского, келейным молением Преподобного [11]. Фрагменты лицевого шитья присутствуют в подвесной пелене к образу Святой Троицы, находившейся слева от Царских врат: «Пелена камка лазорева, а на ней шито во облаце образ Спасов по сторонам ангели, крест шит волоченным золотом, около пелены бархат золотный ветх» [12].
Из 15 икон нижнего пядничного ряда пелены, в том числе лицевые, имели пять богородичных образов (5-я и 7-я слева и 3-я, 5-я, 7-я справа) [13], а из 57 икон верхнего пядничного ряда пеленой был отмечен, располагавшийся практически посередине образ Николы Можайского.
Пядницы висели и на южной стене у раки над местным рядом (здесь из 11 богородичных икон пелены были у четырех (3, 6, 9,10) [14] и на столбах в киотах, располагаясь в три ряда. Пелены обнаруживаются только на правом столбе со стороны клироса. В среднем ряду пелена висела под образом Богоматери «Умиление», в нижнем, под большим пядничным образом Николы Чудотворца, находилось две лицевые пелены — с изображениями Богоматери «Одигитрия» и Богоматери «Умиление», а под большой пядницей Богоматери с Младенцем висела пелена с жемчужным крестом.
В соответствии с пометами в Описи 1641 г. к моменту ее составления количество и расположение малых пелен изменилось. Убрали пелены от всех пядничных икон верхних рядов. Часть отдали в ризницу. Некоторым нашли применение здесь же в соборе. От раки, от образа Богородицы «Тихвинская» пелена «около низана жемчугом а в середках крест низан жемчугом же с каменем на черном бархате» была отдана «... в алтарь на престол», она была нашита на индитию [15]. А лицевые пелены от икон, висевших на нижнем тябле иконостаса, переместили «на правый крылос» на столб: под складень (под створку с изображением Богоматери) повесили пелену от иконы Богоматери «Умиление» с соответствующим образом, а под большую пядницу с образом Богоматери «Деисисная» переместили пелену с изображением Богоматери «Коневская». В результате, к 1641 г. на столбе у изголовья раки преподобного Сергия Радонежского оказалось пять пелен, в том числе четыре лицевых.
Таким образом, в Описи 1641 г. ярко проявлена тенденция уменьшения количества пядничных пелен. Почему это происходило? Возможно, их снимали по причине ветхости, возможно, потому что мешали восприятию нижестоящих икон, накладываясь на них. Несмотря на то, что как и иконы пядничные пелены были материальным воплощением частного моления, отношение к ним было достаточно формальным. Вкладные комплексы разбивали, икону оставляли, а пелену убирали в ризницу или переносили в другое место. При перемещении важно было совпадение размеров образа и пелены, а не совпадение сюжетов. В то же время перемещение двух пелен на столб к раке преподобного Сергия Радонежского свидетельствует о том, что тканям по-прежнему придавалось смысловое значение — как предмету почитания святыни, выделения наиболее значимой реликвии.
Сравнение значимости орнаментальных и лицевых пядничных пелен некорректно, поскольку в большинстве случаев икона и пелена поступали в монастырь комплектно. В отношении же пелен, висевших под местными иконами иконостаса это вполне допустимо. Наличие лицевых пелен под иконами Св. Троицы и образом преподобного Сергия Радонежского с житием, служит свидетельством их особого почитания [16].
Тканями в Троицком соборе также были покрыты престол, жертвенник, аналои, под иконами на аналоях висели пелены, запрестольную икону покрывал сулок.
В целом, говоря о декоративной роли тканевого элемента в интерьере Троицкого собора на середину XVII в., следует оценить ее не столь значительной и структурообразующей, как принято считать. Пелены не отличались единообразием, выполненные из шелковых разноцветных тканей они органично «растворялись» в изобилии икон в драгоценных окладах с множеством разномастных привесов, не неся акцентированной визуальной нагрузки. В то же время нельзя не отметить роли подвесных пелен в выделении святынь — почитаемых икон и раки преподобного Сергия.
В других храмах ситуация с художественными тканями на 1641 г. была аналогичной. Только пелен было поменьше, и по материалам они были попроще. А полное изъятие пелен от пядниц верхних рядов произошло попозже. Во всяком случае, на 1641 г. в Никоновской церкви на стене справа под образом Богоматери «Умиление» еще находилась «пелена камка ала, а на ней образ пречистые Богородицы Воплощение по полям четыре святых шито золотом, серебром и шелки» [17]. Перемещения пелен были проведены по тому же принципу, что и в Троицком соборе. Две лицевые пелены с образами Богоматери «Казанская» и Богоматери «Воплощение» от одноименных икон, висевших у гробницы преподобного Никона Радонежского на тябле, перенесли под образ Богородицы «Умиление», находившейся «у Чудотворца Никона во главах» [18].
К началу XVIII в. в интерьере Троицкого собора произошли некоторые изменения. В 1672 г. на средства стольника И.В. Янова киоты местных икон были обложены серебром [19]. Иконы поменяли местами. Предметов из тканей стало чуть больше: меж престола и жертвенника появился атласный занавес, у икон на левом и правом столбах пелены повесили с трех сторон, над входом в придел поставили Деисис с пеленой. Почти все местные иконы в иконостасе и у раки Преподобного получили пелены, причем длинные, объединявшие несколько образов. Среди всех этих тканей только две были с лицевыми изображениями. Пелена «шит Деисус золотом и серебром по червчатому атласу» [20] располагалась под иконой нижнего ряда на правом столбе со стороны клироса (у изголовья Преподобного, там, где раньше висело 5 пелен).
Под образом Св. Троицы письма Андрея Рублева в качестве второй — «повседневной» висела пелена с шитым изображением Живоначальной Троицы, значащаяся еще в Описи 1641 г. В Описи 1701 г. пелена упоминается дважды: вначале как вседневная и «ветха гораздо», потом без указания ветхости, с опушкой из золотного бархата. Отмечено, что образ Троицы не вышит, а нашит и камка на кайме — не синяя а лазоревая [21]. Подтверждением переделки пелены служит рассказ Симона Азарьина. В главе под названием «Чудо о жене, сотворившей пелену» повествуется о том, что «в 7153 [1645] году, в 6-й день июня, начальники великой обители Пресвятой Единосущной Нераздельной Троицы и великих чудотворцев Сергия и Никона захотели снять с многочудесного чудотворного образа Пресвятой Живоначальной Троицы древнюю пелену и сделать новую, изобразив на ней Пресвятую Единосущную Троицу и многих святых, по подобию их. Пелену с древним изображением послали некоей женщине, по имени Васса, которая жила недалеко от обители, наказав ей... изготовить новую пелену к образу Святой Единосущной Троицы.... Служившие в той обители... принесли пелену к вышеупомянутой Вассе и повелели срочно приступить к делу... Женщина же, видя, сколь премудро сделана эта вещь и какое необыкновенное искусство здесь требуется, пришла в отчаяние и не могла решить, как ей приняться за такую работу, как сделать столь удивительное украшение. И напали на нее страх, и трепет, и печаль великая, так что задумала она вернуть пелену обратно в обитель, не смея ни прикоснуться к ней, ни начать работу.
По Промыслу Божию случилась в то время сильная буря. Женщина, испугавшись бури, закрыла оконца своего дома и, сидя над пеленою, размышляла, что и как нужно делать. В то время как сердце ее было занято такими размышлениями, внезапно буря сорвала крышу с ее дома и откуда-то раздался голос, повелевающий ей изготовить пелену без размышления и со тщанием, как подобает.
Очнувшись и с трудом придя в себя, женщина пошла в пречестную обитель, в церковь Пресвятой Единосущной Троицы и великого чудотворца Сергия, и отслужила молебен. После молебна, собрав все от прежней пелены, она начала делать новую и, с Божией помощью, через некоторое время сделала все заново своими руками как подобает» [22].
К 30-м годам XVIII в. из храмов убрали практически все ткани с лицевыми изображениями (за исключением 2-х нагробных покровов, находившихся в Никоновской и Успенской церквях и пелены с изображением Деисиса, висевшей у запрестольного образа в церкви Зосимы и Савватия Соловецких). Из Троицкого собора исчезла и пелена с образом Деисиса и пелена с образом Св. Троицы. Чудотворный образ письма Андрея Рублева был выделен «вседневной» пеленой с кружевным крестом и пеленой «воскресной» с нашитым крестом из парчи. Кроме того, киот иконы имел завес из зеленой тафты.
Комплект иконы с пеленой зафиксирован в Успенской церкви за жертвенником в киоте среди других икон. Там висел образ Видения Богоматери преподобному Сергию Радонежскому с пеленой, принесенный на гробе слуги Михаила Митнева в 1734 г. [23] Но это скорее пример бытования иконы в частной жизни, сохранения традиции, а не стабильный элемент системной храмовой декорации в отличие от средневековой практики.
С середины XVIII в. интерьер Троицкого собора все больше начинает напоминать драгоценную шкатулку. Внизу иконостаса, под всеми местными иконами были устроены тумбы, обитые позолоченной медью. Большинство храмовых икон в 50-е годы XVIII в. получили серебряные позолоченные ризы, изготовленные в основном на средства обители, братии и служителей Троице-Сергиева монастыря. Пядницы переместили в хранилище, в 1777 г. поновили росписи. Пространство храма стал более «читаемым», организованным. Тканям отводилась роль цветовых акцентов наиболее важных мест: рака, престол, жертвенник, Горнее место, Царские врата. На престоле на 1789 г. находилось пять индитий, в том числе с вышитым изображением Спаса на престоле [24].
В 90-е годы XVIII в. наблюдается последний всплеск интереса к лицевым тканям как неотъемлемой принадлежности храмового убранства. До 30-х годов XIX в. в Троицком соборе под иконой Св. Троицы письма Андрея Рублева висела пелена «на которой средина вышита разными шелками, по правую сторону лики Троические, в средине дерево, у древа Авраам, с левой стороны в домике Сарра, внизу гора...» [25] и подзор с изображением Спаса на престоле с предстоящими, на котором доличное было шито золотом, серебром и разными шелками, а вот «лички и ручки» у всех святых были живописные [26]. Обе вещи являлись вкладами и собственной работой Натальи Егоровны Баскаковой. В 1797 г. из Петербурга с Троицкого Фонтанного подворья привезли «одежду на аналой» под Евангелие с шитыми изображениями архангела Михаила и архангела Гавриила, ее разместили в Троицком соборе, сделана она была из казенных материалов все той же Натальей Егоровной Баскаковой [27].
В конце XVIII в. также были отремонтированы две древние хоругви с образами Видения Богоматери преподобному Сергию [28]. У клиросов Троицкого собора они находились до 60-х годов XIX в.
На протяжении XIX в. количество драгоценного металла в Троицком соборе увеличилось, а тканей уменьшилось до минимума. В самой поздней описи монастырского имущества, составленной в 1908 г. предметы из тканей с лицевыми изображениями не упоминаются вообще. Что, естественно, не означает, что они не использовались. Например, в ризнице хранилось несколько старых больших пелен, предназначавшихся для подвешивания под иконы местного ряда. А вот малые пядничные пелены из описей в середине XIX в. исчезли, древние предметы в небольшом количестве сохранились, но значились в разделе нагробных покровов и покровцов [29].
В заключение хотелось бы отметить, что история бытования художественного шитья в храмах в эпоху позднего средневековья и Нового времени, это история его вытеснения из церковного пространства. В силу рукотворности, особой фактуры шитые и орнаментальные изделия из тканей привносили свою неповторимую ноту не только в декоративный, но и в эмоциональный строй храмового интерьера, позволяли расставлять определенные смысловые акценты.
Источник: Г. П. Черкашина. Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. - Сергиев Посад, 2012. - С. 268-277.
Примечания
[1] См., например: Антонова В.И. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева // Материалы и исследования / ГТГ. - М., 1956. Вып 1. С. 21-43; Бадяева Т.А. Ткани и лицевое шитье в убранстве древнерусского храма XV в. // Проблемы истории СССР. - М., 1974. Вып. 8. С. 56- 75; Маясова Н.А. Памятники средневекового лицевого шитья из собрания Успенского собора // Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования / ΓΜΜΚ. - М., 1985. С. 180-214; Меняйло В.А. Художественное шитье в храмах Иосифо-Волоколамского монастыря в первой половине XVI века //Древнерусское художественное шитье. Материалы и исследования / ΓΜΜΚ. - М., 1995. Вып. X. С. 14-25; Петров А.А. Древнерусское шитые пелены под иконы. XV-XVI вв. Типология. Функция. Иконография. Автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - Μ., 2008.
[2] Существует подлинник и два списка описи. В данной работе ссылки даны на копию XIX в. СПМЗ. Инв. 187 рук. (Далее - Опись 1641 г.)
[3] Опись 1641 г... Л. 158, 181.
[4] Там же. Л. 201, 210. Далее ссылки даны только на сохранившиеся предметы.
[5] Там же. Л. 209.
[6] Там же. Л. 108- 118 об.
[7] Картина, реконструируемая по Описи 1641 г., не совпадает с впечатлениями Павла Алеппского, посетившего Россию в 1655-56 гг. в составе делегации во главе с Антиохийским Патриархом Макарием. Его описание Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, в котором: «Каждая икона имеет соразмерную со своей величиной пелену, спускающуюся до земли; на ней вышито то же изображение, что и на иконе, унизано жемчугом и драгоценными камнями...» по отношению к середине столетия является очевидной гиперболой.
[8] О составе местного ряда, его изменениях, а также о количестве и местоположении пядниц см.: Воронцова Л.M. Иконы и фрески Троицкого собора // Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. - СТСЛ, 2003. С. 75-77.
[9] Опись 1641 г... Л. 25 об.
[10] Там же. Л. 8.
[11] Там же. Л. 11.
[12] Там же. Л. 22. Возможно, при создании пелены использована лазоревая камка, которую за пострижение «ко образу живоначальной Троицы» дал в 1624 г. Савва (Симон) Азарьин. См.: Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря 1673 г. - М., 1987. Л. 821 об.
[13] В целом идентификация икон и пелен, располагавшихся в храмах и ризнице Троице- Сергиева монастыря, с дошедшими до наших дней, достаточно сложная задача (в силу сходства или краткости описаний) и требует специального исследования. Предположительно, в данном случае речь идет об иконах Богоматери «Знамение» (СПМЗ. Инв. 4945 ихо), Богоматери «Умиление» (СПМЗ. Инв. 5011 ихо) и Богоматери «Коневская» (СПМЗ. Инв. 4993 ихо). Подробнее об иконах см.: Николаева Т.В. Древнерусская живопись Загорского музея. - Μ., 1977. С. 125. № 202; С. 126, № 203; С. 123-124, № 199.
[14] Предположительно идентифицируется образ Богоматери «Тихвинская» (СПМЗ. Инв. 4986 ихо) и Богоматери «Знамение» (СПМЗ. Инв. 5018 ихо). Об иконах см.: Николаева Т.В. Указ. соч. С.131, № 219; С.111-112, № 169.
[15] Опись 1641 г.... Л. 17.
[16] К образу преподобного Сергия Радонежского с житием предназначалась также драгоценная пелена вклада царицы Анастасии Романовны (СПМЗ. Инв. 2193 ихо) и, предположительно, пелена вклада великой московской княгини Соломонии Сабуровой (СПМЗ. Инв. 409 ихо). Также об этом см: Манушина Т.Н. Пелена Анастасии Романовны // ПКНО 1980. - Л., 1981 С. 436-438.
[17] Опись 1641 г.... Л. 157.
[18] Опись 1641 г.... Л. 160 - 160 об. Икона Богоматери «Воплощение» с пеленой являлась вкладом в ТСМ по И.Т. Грамотине в 1638 г., а икона Богоматери «Казанская» — вкладом по A.M. Нагом в 1628 г. (Вкладная книга...Л. 235, 960 об.). К 1641 г. оба комплекса были разъединены.
[19] Вкладная книга... Л. 242 об.
[20] Переписная книга Троице-Сергиева монастыря 1701 г. Л. 43 об. РГАДА. Ф. 237. Oп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 27.
[21] Там же. Л. 6 об, 13.
[22] Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные, преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным. Гл. 85. http://www.stsl.ru/lib/book2/index.htm.
Об этом факте также см.: Маясова Н.А. Методика исследования памятников древнерусского лицевого шитья//Материалы и исследования. ГММК. - Μ., 1973. Вып. 1. C. 121.
[23] Опись 1737 г.... Л. 101 об. СПМЗ. Инв. 46 рук. Опись 1737 г. Л. 101 об.
[24] Индития неоднократно опубликована. См.: Балдин В.И. Манушина Т.Н. Троице-Сергиева лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства X1X-XVII вв. - М„ 1996. С. 386, ил. 311. СПМЗ. Инв. 178 ихо.
[25] Опись ТСЛ прибылых вещей 1790 г. Л. 74. СПМЗ. Инв. 72 рук.
[26] Там же. Л. 68.
[27] Там же. Л. 80.
[28] Там же. Л. 53-54.
[29] См. об этом: Черкашина Г.П. Покровцы на главу преподобного Сергия Радонежского. К проблеме типологии церковных тканей // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы VI международной конференции 29-31 сентября 2008 г.. Сергиев Посад, 2010. С. 351.
[30] Опись Троице-Сергиевой лавры 1805 г. Л. 38. СПМЗ. Инв. 30 рук.
[31] Покров неоднократно публиковался. См.: Балдин В.И., Манушина Т.Н. Указ. соч. С. 390- 391, ил.315,316. СПМЗ. Инв. 400 ихо.
[32] Опись 1805 г.... Л. 48.
[33] Там же.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра