Храмы и соборы Лавры. Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.)
25 июня 1732 года (12 июня по ст.ст.) архимандрит Лавры Варлаам (Высоцкий) в доношении Святейшему Синоду сообщил, что «святому Михею поются молебны и всегда читаются ему тропарь и кондак» и есть необходимость в построении храма в его честь, чему и было положено начало летом 1732 года по распоряжению императрицы Анны Иоанновны во время ее последнего визита в обитель. Два года спустя Михеевская церковь была освящена.
Фрагмент открытки начала 20 века.
Самый маленький по размерам храм Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – церковь Явления Божией Матери Преподобному Сергию Радонежскому. В житии Преподобного Сергия повествуется о явлении ему Божией Матери, и свидетелем этого чудесного события стал преподобный Михей. Этим объясняется посвящение храма явлению Божией Матери. Он имеет также второе название – Михеевская церковь. Мощи преподобного Михея почивают в ней под спудом в земле. В храме для поклонения установлена рака с ростовым изображением святого. Миниатюрный резной иконостас XVIII века происходит из домовой церкви митрополита Московского Платона (Левшина). Стены церкви внутри украшены масляной росписью XIX века.
Роспись сводов.
Церковь построена у северо-западного угла Трапезной. Она имеет в плане вытянутую восьмигранную форму. Ее фасады покрыты свободным живописным орнаментом и разделены на равные доли слегка выступающими пилястрами, четко выделенными окраской. Арочные окна обрамлены белой профилированной лентой. Кровля двухъярусная, фигурная, голландского типа — «колпаком». Она была устроена после пожара 1746 года взамен сгоревшего тесового покрытия. Своими размерами и скромным оформлением фасадов Михеевская церковь подчеркивает внушительные размеры и праздничную декоративность Трапезной.
Иконостас.
В храме установлен миниатюрный резной иконостас XVIII века из домовой церкви митрополита Платона (Левшина). Стены церкви внутри украшены масляной росписью XIX века.
Явление Божией Матери в келии преподобного Сергия, на месте нынешней Серапионовой палаты, по преданию, было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 года. Глубокой ночью, преподобный Сергий читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею: "Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение". Едва он произнес эти слова, как был услышан глас: "Пречистая грядет". Преподобный Сергий поспешил из келии в сени, и внезапно его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: "Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах". Сказав это, Божия Матерь стала невидима.
Долго преподобный Сергий был в неизреченном восхищении, а, придя в себя, поднял преподобного Михея. "Скажи мне, отче, - спросил келейник, - что это было за чудесное видение? от ужаса душа моя едва не разлучилась от тела!" Но преподобный Сергий молчал; только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой. "Погоди немного, - наконец промолвил он ученику, - пока успокоится дух мой от чудного видения". Через некоторое время преподобный Сергий призвал двух своих учеников, преподобных Исаакия и Симона, и сообщил им общую радость и надежду. Все вместе они совершили молебное пение Божией Матери. Остальную часть ночи преподобный Сергий провел без сна, внимая умом Божественному видению.
Рака преподобного Михея Радонежского.
Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании неотступно быть от этого места свято хранилась учениками преподобного Сергия. 5 июля 1422 года были обретены его святые мощи, и вскоре на гробе преподобного Сергия была поставлена икона Явления Божией Матери. Икона чтилась как великая святыня. Троицкий инок Амвросий (середина ХV в.) воспроизвел икону Явления Божией Матери преподобному Сергию в резьбе по дереву.
Царь Иоанн Грозный брал икону Явления Божией Матери в казанский поход (1552). Наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой Лавры Евстафием Головкиным на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей преподобного Сергия в серебряную раку. Неоднократно Матерь Божия через эту чудотворную икону охраняла русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645-1676) брал ее в польский поход в 1657 году. В 1703 году икона участвовала во всех походах войны со шведским королем Карлом ХII, а в 1812 году митрополит Платон послал ее московскому ополчению. Икона участвовала в русско-японской войне 1905 года и во время первой мировой войны была в Ставке верховного главнокомандующего в 1914 году.
Вид с колокольни.
В память посещения Божией Матери в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры каждую пятницу читается акафист Пресвятой Богородице.
Михеевская Церковь. Современный вид.
В день памяти преподобного Михея Радонежского – 6/19 мая и в престольный праздник храма - в день воспоминания Явления Божией Матери Преподобному Сергию (6 сентября/24 августа по ст.ст.) в храме совершается Божественная Литургия.
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек из числа лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.