Храм – духовная врачебница для каждого

Храм – духовная врачебница для каждого

Архимандрит Георгий (Тертышников)

Святая Православная Церковь, как мудрая и любвеобильная мать, поучает нас, верующих людей, и своими богослужениями, и даже самим устройством храмов. Самое название, наружный вид и все принадлежности храма показывают, что это – не обыкновенное человеческое жилище, а место особенного присутствия Божия.

Главное украшение христианских храмов составляют святые иконы. На иконах изображено множество святых, каждый из которых как бы смотрит на нас и говорит: «Умоляю вас (братие): подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4, 16).

Здесь и горящая свеча учит нас, как нужно гореть любовью к Богу, здесь и кадило с воскуряемым фимиамом возбуждает нас усердно возносить молитву к Господу, как дым возносится горе.

Важное значение для духовной жизни христианина имеет даже церковный колокол. «Знаете ли, – говорил один из древних подвижников, – что меня поддерживает среди моего уединения? Это церковный благовест к службе Божией. Как только услышу звон колокола, тотчас встрепенусь духом, и мнится мне, что я не один, что мне присуща сила Божия, и молюся тогда усердно, и благодушествую, и пою Господу в веселии сердца».

Храмы являются местом особенного присутствия Господа с небесными силами. Эту мысль ясно выражает святой Иоанн Златоуст, говоря: «На небе славословят (Господа) ангельские воинства, на земле люди, в церквах составляя лики, подражают такому славословию. На небе серафимы взывают Трисвятую песнь, на земле множество людей возносит ту же песнь. Составляется общее торжество небесных и земных существ, одна благодарность, один восторг, одно радостное ликостояние…» Храмы – это дворцы Царя Небесного, открытые Им на земле для более удобного и близкого общения с человеком.

Преподобный Нифонт однажды во время Божественной Литургии увидел душевными очами, как разверзлось небо, сшедший свет, как бы огнь, осенил алтарь и архиерея. Во время пения Трисвятого явились четыре ангела и присоединились к поющим. Когда читали Апостол, Нифонт увидел апостола Павла, который стоял позади читающего и наблюдал за ним. Во время чтения Евангелия слова, как светильники, восходили на небо. Во время дароношения открылся свод, отверзлось небо и Ангелы при необыкновенном благоухании с пением: «Слава Христу Богу!» несли Младенца.

Храм Божий есть место взаимного общения членов Церкви – небесных и земных. Здесь поминаем мы отцов и братий, здесь же призываем святых, прославленных помощников и заступников наших.

Из храма исходит служитель алтаря Господня врачевать наши недуги душевные и телесные. В храм Господень вносят и в последний раз и наши бренные останки для совершения напутственных молитв, затем выносят их на место упокоения.

Пройдут многие годы, отойдут в вечность все родные и знакомые, и, может быть, не останется на земле никого, кто бы помянул наше имя у святого жертвенника Господня, но благодатная Матерь наша – Святая Церковь, пекущаяся о спасении чад своих, – до скончания века будет молиться о нас и приносить в святом храме умилостивительную бескровную Жертву о душах наших.

Храм Божий – высшее христианское училище в мире, потому что здесь преподается наука из наук – наука спасения; здесь предлагается на все времена и для всех христиан во всей полноте и совершенстве Закон Божий.

«Находясь в этом училище, – говорит один из наших отечественных богословов, – ты не узнаешь, как далеко отстоит Земля от Солнца и как отводить удары молнии; но узнаешь, как далеко находится падший человек от Бога, как спасаться от ударов Правосудия Небесного».

Важно знать, что церковные молитвословия содержат в себе пространное христианское догматическое и нравственное богословие; поэтому всякий, неопустительно посещающий церковь Божию и тщательно внимающий ее молитвам, чтению и песнопениям, может научиться всему нужному для православного христианина на поприще веры и жизни во Христе, Господе нашем.

Храм есть богоучрежденная духовная врачебница. Если для исцеления от болезней телесных существует множество средств и врачей, то для исцеления души от яда греховного подает средства только Сам Бог в святых Таинствах церковных.

Как место благодатного присутствия Господа, храм есть сокровищница великих и разнообразных даров небесных. Храм – место благодатных средств Божиих. Последователи Христа Спасителя, преданные святому храму, уподобляются дереву, насаженному при исходищах вод и приносящему обильные плоды.

Благоговейное присутствие при богослужении весьма спасительно для христиан. Вот пример этого. Вечером, перед праздником светлого Христова Воскресения, святитель Нифонт, стоя в храме с народом, удостоился видеть Царицу Небесную, пришедшую в Церковь со святыми апостолами и угодниками. Кто из предстоящих стоял с усердием и благоговением, на тех Божия Матерь взирала с любовью, а кто стоял небрежно, о тех Она скорбела и молилась.

Братие и сестры! Храмы Божии являются преддверием Отечества Небесного. Кто во время земной жизни будет по возможности часто посещать храм Божий и жить по заповедям Господним, тот, разлучившись с телом, перейдет в небесный, нерукотворенный храм Божий для вкушения радости вечной жизни со всеми святыми и благоугодившими Богу. 


Источник:
 иеродиакон Пафнутий (Фокин). Драгоценный Божий дар: Время земной жизни архимандрита Георгия (Тертышникова). - Сергиев Посад: Издат. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2017. C. 172-175.



7 июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.