Каменная лаврская чудотворная икона

За колокольней Троице-Сергиевой Лавры находится небольшая по размерам Смоленская церковь, построенная в стиле барокко в 1740-е гг. История появления этого храма связана с каменной резной одноименной иконой и чудом исцеления от нее церковнослужителя. Почитаемая копия этого образа размещена с внешней стороны алтарной стены Смоленского храма в специальной нише.

Церковь на месте кухни и столовой

У иером. Павла (Пономарева), написавшего в 1782 г. исторический очерк о Троице-Сергиевой Лавре, мы находим, пожалуй, одно из самых ранних свидетельств о чуде каменной Смоленской иконы Богородицы и о постройке в монастыре одноименной церкви. До 1730 г. на месте Смоленской церкви находились две старые каменные палаты, в одной из которых была кухня, а в другой подавалась еда для рабочих монастыря. По словам лаврского старожила Иосифа Страшкеева, которые записал о. Павел, на стене между двух каменных палат кухни издавна висела белокаменная икона Божией Матери «Смоленская». В 1730 г. в монастырской больнице лежал псаломщик, то есть церковнослужитель самого младшего звания, по имени Кузьма Матвеев, у которого «руки имелись пригнутые к спине и изсохли». Больному явился во сне Смоленский образ Богородицы, висевший на стене кухни, после чего «загнутые за спину руки отвелись и стали быть здравы».

Исцеленного псаломщика Кузьму возили в Измайловский дворец показать императрице Анне Иоанновне, чтобы засвидетельствовать перед ней столь необычное чудо. Там же церковнослужителя осмотрели лучшие врачи. После поездки в Москву Кузьма вернулся в Лавру и стал прислуживать в монастырской церкви прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. Спустя 5 лет после чудесного события настоятель обители повелел сломать каменные строения кухни и столовой и построить на их месте церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери, а каменный барельеф с изображением Девы Марии и младенца вынуть из стены сносимого здания. После постройки церкви Смоленскую резную икону поместили на почетном месте внутри нового храма – у Царских врат, то есть у главного прохода в алтарь.

Пожертвования двух графов

Первое построенное в 1735 г. здание новой Смоленской церкви было, видимо, временным, потому что через несколько лет его потребовалось полностью переделывать. Деньги на постройку второго здания, сохранившегося до наших дней, выделил знаменитый граф Алексей Григорьевич Разумовский. По легенде, Разумовский тайно венчался с имп. Елизаветой Петровной в своем имении в Перово. Может быть, поэтому над крестом построенной им Смоленской церкви в Троице-Сергиевой Лавре укрепили корону. Спустя несколько лет свое пожертвование внес другой известный граф – Петр Борисович Шереметев. Сын командующего русской армией в Полтавской битве и владелец известных усадеб Кусково и Останкино подарил монастырю к Смоленской чудотворной иконе алмазную корону и ризу, украшенную жемчугом. Интересно, что в дальнейшем обе фамилии породнились: дочь П.Б. Шереметева была отдана замуж за племянника фаворита царицы – Алексея Кирилловича Разумовского.

Граф Петр Шереметев относился с особым благоговением к Троицкой обители. Во время Северной войны со шведами царь Петр I повелел отцу графа – полководцу Борису Шереметеву – взять из Сергиева монастыря икону первоигумена, написанную на доске от гроба святого, и носить ее во всех военных походах. Война завершилась победой русского оружия. За боевые заслуги Б. Шереметев получил графский титул, который перешел его потомкам, а после победы под Полтавой царь наградил своего сподвижника поместьями.

Василий Ермолин и исцеление его отца

Исследователи датируют оригинал белокаменного образа Смоленской иконы Богородицы XV-м веком и связывают его появление с именем Василия Ермолина. Последний упоминается в житии прп. Сергия в связи с чудом, происшедшим с его отцом. Кроме того, он был довольно известным человеком для своего времени. Будучи строительным подрядчиком и богатым купцом, вместе со своим «нарядом» он участвовал в самых престижных стройках. Ермолин реставрировал часть стены Московского Кремля и церковь Вознесения внутри крепости. Он же восстанавливал обрушившийся наполовину Георгиевский собор в г. Юрьеве-Польском с его белокаменными резными фигурами, выполненными на внешней стороне стен здания. Ермолин также вырезал каменные образы вмчч. Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, которые какое-то время украшали Спасские ворота Московского кремля.

В так называемой «Ермолинской летописи» есть и такие строки: «В Сергиеве монастыре у Троицы поставили трапезу каменную, а предстатель у нее был Василий Дмитриев Ермолин». Речь, несомненно, шла о каменных зданиях кухни и столовой, на месте которых потом появилась Смоленская церковь. Во время стройки «поварни» была высечена из камня икона Богородицы Смоленская, исцелившая спустя почти 300 лет псаломщика Кузьму.

Василий Ермолин был тесно связан с Сергиевской обителью. Монахами в этом монастыре были его дед, дядя и родной отец – Димитрий. В «Новых чудесах прп. Сергия Радонежского», т.е. в приложении к древнему житию святого, есть целая глава «О Димитрии Ермолине», посвященная отцу автора каменной Смоленской иконы. Димитрий, будучи успешным купцом и образованным человеком, знавшим «греческий и половецкий языки», неожиданно для родных ушел в Сергиев монастырь, где постригся в монахи с именем Дионисий. Желание монашеского подвига длилось недолго: мон. Дионисий вскоре начал нарушать правила устава и хулить св. Сергия. Для увещевания нерадивого монаха настоятель монастыря Мартиян вызвал Дионисия на разговор, после которого тот вроде бы обещал исправиться и сменить «свирепство на кротость, а роптание на благодарение». Прошло немного времени после беседы, и мон. Дионисий начал роптать даже с большей силой, чем раньше. Когда ему приносили монастырский хлеб и рыбу, он с гневом выбрасывал их на землю, говоря, что в миру его собаки ели лучшую еду. На новые увещевания настоятеля на этот раз нерадивый монах отвечал грубо и резко, напоминая свое богатое происхождение.

Наконец лаврский инок озлобился настолько, что сказал одной вдове, принесшей пожертвования монастырю, следующее: «Зачем прельщаетесь и приносите пожертвования в Сергиев монастырь? Лучше бы отдали ваши пожертвования татарам, чем сюда». После этих слов во время церковной службы иноку Дионисию явился грозный прп. Сергий с жезлом в руке, и зазнавшийся монах упал прямо в храме, не имея возможности двигать руками и ногами, онемев и ослепнув. Его отнесли в комнату, где он неподвижно пролежал около пяти дней. К разбитому параличом приехал из Москвы его сын Василий Ермолин, с которым связывают создание каменной Смоленской иконы. После молитв насельников монастыря об исцелении больного у гроба аввы Сергия, ему вернулось зрение, речь и способность двигаться.

В настоящее время подлинник резной иконы Смоленской Богородицы находится в Сергиево-Посадском музее-заповеднике, а на алтарной стене церкви установлена копия белокаменного барельефа в память о том, что когда-то образ был вставлен в стену монастырской кухни, располагавшейся на этом месте. У иконы теплится лампада, поставлен текст молитвы к Пресвятой Богородице и возлагаются цветы.


19 марта 2021

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.