К 70-летию со дня преставления известного церковного композитора Дмитрия Моисеевича Яичкова

Дмитрий Моисеевич Яичков (1869–30.12.1953) — церковный композитор и педагог, произведения которого известны многим любителям церковного пения. К сожалению, биографические сведения о Дмитрии Моисеевиче крайне скудны, однако его творческое наследие чрезвычайно богато и разнообразно. Известно, что Дмитрий Моисеевич окончил Петербургскую консерваторию, в конце 1890-х годов жил в Риге. Уже тогда, будучи двадцати с лишним лет от роду, он выпустил сборник хоровых аранжировок, который Министерство образования рекомендовало для учащихся гимназий и реальных училищ. Какое-то время Д. М. Яичков проживал в Тифлисе (Тбилиси), затем, 1909 году, был учителем пения в Учительской семинарии в Вольске Саратовской губернии. После революции Дмитрий Моисеевич переехал в Вифанию близ Сергиева Посада (с 1930-х гг. — Птицеград), связав навсегда свою жизнь с этими местами. Жил он очень скромно, соседи относились к нему хорошо, детвора ласково называла пожилого учителя музыки «дедушка Яичков». Удивительно, но даже власти, зная о церковном музыкальном творчестве, не обижали Дмитрия Моисеевича, высоко оценивая его педагогическую деятельность.

В 1946 году Д. М. Яичков создает одно из лучших своих произведений — «Панихиду». Об этой работе диакон Сергий Трубачев писал: «В Панихиде для смешанного хора Яичкова (Опыт гармонизации древних распевов. 1900 год; вторая редакция — 1951 год) гармонизация знаменного, киевского, греческого распевов, заимствованных из Нотного Обихода и Круга церковных песнопений Киево-Печерской Лавры, отличается выдержанным единством стиля. Достоинство ее — в бережном отношении к напеву, нигде не изменяемому. Связь слова и напева — главное для него. Если в 1-й редакции тропари “Глубиною мудрости”, Богородичен “Тебе и стену и пристанище имамы”, икос “Сам Един еси” предлагалось читать, и только окончания тропарей приведены в хоровом изложении, то в редакции 1951 года тропари гармонизованы полностью. Гармонизация Яичкова проста, доступна, удобна для пения. Разнообразие хорового звучания достигается эпизодическим использованием группы хора (“Со святыми упокой” — мужской хор, Аллилуиа “Надгробного рыдания” изложена в звучании женского хора).

Стремление к тональному и музыкально-эстетическому единству проявилось в закреплении нотной записью запевов священнослужителей (как бы второй хор).

В письме к Д. М. Яичкову редактор журнала “Народное образование” П. П. Мироносицкий писал: “Ваша 'Панихида' — замечательное творение. Там все, что было давно известно, стало как бы новым. И все так просто и так глубоко”.

Это соединение глубокого чувства и простоты, церковности выражения отмечено и в рецензии в “Русской музыкальной газете”: “Характер музыки песнопения 'Вечная память' спокойно-торжественный, без слезливо-драматических эффектов, как и музыка на слова икоса 'Надгробное рыдание'. По смыслу текста этих песнопений в них нет места для подобных звучаний, которых Православная Церковь не признает уместными в богослужении” (пример [9, 9А])»[1].

В 1980-е годы Московская Патриархия совместно с фирмой звукозаписи «Мелодия» в рамках подготовки к 1000-летию крещения Руси начала выпуск пластинок русской церковной музыки в исполнении хоровых коллективов Православной Церкви. Одной из первых была выпущена пластинка с избранными песнопениями древних распевов «Панихиды» в гармонизации Д. М. Яичкова, которые исполнялись в дни 600-летия победы на Куликовом поле объединенным хором Троице-Сергиевой Лавры и Московских духовных школ под управлением архимандрита Матфея (Мормыля). Отец Матфей ценил творчество Дмитрия Моисеевича и был неизменно высокого мнения о нем.

Всего при жизни Д. М. Яичков опубликовал 21 произведение духовной музыки, примерно половина — это переложения различных распевов, отличающиеся применением подголосочной полифонии, диатоническим ладовым строем и прозрачностью звучания.

Помимо гармонизации древних распевов, Дмитрий Моисеевич много внимания уделял детскому музыкальному образованию. Он составил несколько музыкальных учебников, сборников детских песен, переложений церковных песнопений для детского хора.

Царствие Небесное поминаемому ныне р. Б. Димитрию, плодотворно потрудившемуся на ниве Христовой и оставившему после себя богатое духовное музыкальное наследие.

 

 

 

 




[1] Сергий Трубачев, диак. Избранное: ст. и исслед. / диак. Сергий Трубачев. Сост. игумен Андроник (Трубачев), М. С. Трубачева, О. С. Никитина. М.: Прогресс-Плеяда, 2005. С. 622–625.




1 января 2024

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.