Масштаб и значимость личности С.И. Мамонтова – крупного промышленника, выдающегося деятеля железнодорожного строительства, страстного любителя искусства, основателя первой в России частной оперы, владельца художественных мастерских – были понятны русскому обществу уже при жизни Саввы Ивановича.
Увлеченность искусством не помешала ему развернуться в полную силу и в деловом мире. Благодаря его стараниям были построены Ярославо-Архангельская и Донецко-Мариупольская железные дороги, которые продолжают работать и сейчас. Более 20 лет Мамонтов был бессменным председателем правления Московско-Ярославо-Архангельской железной дороги. При этом Савва Иванович развивал отечественное производство железнодорожной отрасли полного цикла, от производства руды и выплавки чугуна до выпуска паровозов и вагонов. Железные дороги, построенные Мамонтовым, сыграли большую роль в истории нашего отечества в период Первой и Второй мировых войн.
Савва Иванович верил в особую миссию своего дела: развитие сети железных дорог должно было способствовать не только экономическому процветанию, но и культурному подъему. Он заказывал проекты вокзалов выдающимся архитекторам, интерьеры оформляли известные художники, даже обычные служебные постройки отличались особым стилем. Абрамцевская керамика украшает по сей день здания Москвы: гостиницы «Метрополь», «Националь», Ярославский вокзал, Государственную Третьяковскую галерею.
К концу 1890-х гг. Мамонтову удалось создать своеобразный промышленно-транспортный комплекс: Мытищинский вагоностроительный завод, Невский судостроительный и механический завод (производивший паровозы), чугунолитейные и горнорудные предприятия в Иркутской области, лесопромышленные предприятия, домостроительные общества в Москве и Петербурге.
Его привлекали богатства Русского Севера, потенциальные возможности которого он с размахом показал в экспозиции павильона «Крайний Север» на Нижегородской ярмарке 1896 г.
Савва Иванович обладал многочисленными талантами: музыканта, певца, скульптора, художника, драматурга, актера, режиссера. В творческое содружество, известное как Абрамцевский (или Мамонтовский) художественный кружок, входили яркие представители русского искусства этого времени: В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова, В.М. Васнецов, А.М. Васнецов, И.Е. Репин, И.С. Остроухов, К.А. Коровин, В.А. Серов, М.В. Нестеров и многие другие.
Отечественное искусствоведение признает, что можно говорить о целом мамонтовском периоде русской литературно-художественной жизни, ибо Мамонтов был ее средоточием в 1880-1890-х гг. В.М. Васнецов писал, что «Бог дал ему особый талант возбуждать творчество других», в нем ощущалась «какая-то электрическая струя, зажигающая энергией окружающих». Савва Иванович был «художником и предпринимателем в одном лице», и всем, что он делал, по словам Станиславского, «тайно руководило искусство». Такого рода деятелей Россия, пожалуй, не знала. Он не был в точном смысле слова ни меценатом, как С.Т. Морозов и Н.П. Рябушинский, ни коллекционером, как П.М. Третьяков и А.П. Бахрушин. «Другие коллекционировали искусство, он же его двигал», – писал известный художественный критик Я.А. Тугенхольд. Мамонтов довольно приблизительно знал технику изобразительного искусства, мог ошибиться в подлинности картины, однако В.И. Суриков очень ценил мнение Саввы Ивановича и нередко ему первому показывал свои работы. И.Е. Репин же прямо говорил: «Я люблю с ним советоваться. Он очень чуткий человек – артист и умница».
Савва Иванович Мамонтов родился 15 октября 1841 года в Ялуторовске Тобольской губернии. Четвертый сын купца Ивана Федоровича Мамонтова и Марии Тихоновны, урожденной Лахтиной. Состоял в родстве со многими известными купеческими семьями России: Алексеевыми, Сапожниковыми, Третьяковыми, Якунчиковыми и т.д.
Детство провел в различных российских городах, где торговал его отец. Образование получил во 2-й московской гимназии, затем с 1854 года в Петербургском институте корпуса гражданских инженеров. Но в 1857 году Мамонтов покинул институт и продолжил обучение во 2-й московской гимназии. А с 1860 года на юридическом факультете Московского университета.
С 1862 года по желанию отца вел дела семьи в Баку. Несколько лет прожил в Италии, занимаясь пением и изучая историю искусств.
Составил огромный капитал на железнодорожном строительстве. Мамонтову принадлежит заслуга постройки дорог Ярославль-Архангельск и Донецкой каменноугольной железной дороги. Главный акционер общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, Товарищества Невского механического завода, Общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов.
С 1865 года женат на Елизавете Григорьевне Сапожниковой. Имел пятерых детей. Дочерей: Александру; Веру – замужем за Александром Дмитриевичем Самариным. И сыновей: Сергея – писателя; Андрея – художника; Всеволода. Из первых букв имен детей Мамонтова составляется его имя «Савва».
В 1894 году по приглашению министра С.Ю. Витте принял участие в экспедиции вокруг Кольского полуострова, результатом которой явилось получение концессии на продление железной дороги от Вологды до Архангельска.
В 1870 году С.И. Мамонтов купил усадьбу в Абрамцеве. Из сохранившихся достопримечательностей Абрамцева можно увидеть главный дом, выстроенный в стиле классицизма, постройки В.А. Гартмана и И.П. Ропета, студию-мастерскую, баню «Теремок», сооруженную в русском стиле. Сказочные сюжеты былинной Руси воплотились здесь в особо причудливой форме. В усадебный ансамбль входят церковь работы Васнецова, которая представляет собой куб, возведенный из белого кирпича, с одной главой и небольшой звонницей, и часовня в неорусском стиле. В этой часовне похоронены сам С.И. Мамонтов и его рано умерший сын Андрей.
Окружающий усадьбы парк живописно расположился на горе, возвышающийся на берегу реки Вори. Парк, разбитый в английском стиле, изобилует множеством прудов. В 1883 году в Абрамцеве была построена фантастическая деревянная «Избушка на курьих ножках», она великолепно смотрится на фоне и пейзажного усадебного парка.
Общероссийскую известность и память благодарных потомков Савва Иванович Мамонтов приобрел как меценат, крупный деятель в области русского искусства, театра и музыки. С 1870-х годов вокруг Мамонтова объединяются художники и любители искусства, зимой в его доме на Садовой-Спасской улице в Москве, а летом - в подмосковном имении Абрамцево. Мамонтов оказывал материальную поддержку художникам, помогал воплотить в жизнь их творческие замыслы. В его имении Абрамцево были организованы мастерские живописи, старинных художественных ремесел (резьба по дереву, керамика, майолика), так называемый «Абрамцевский художественный кружок». В Абрамцеве Савва Иванович предоставлял художникам все условия для творчества. В усадьбе подолгу жили и работали такие художники, как В.А. Серов, В.М. Васнецов, К.А. Коровин, М.М. Антокольский, В.Д. Поленов, А.Я. Головин, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Левитан, Н.А. Римский-Корсаков, а также М.А. Врубель, которого открыл и поддержал Мамонтов (он выстроил специальный павильон для экспонирования двух панно Врубеля «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза», снятых с экспозиции комиссией Академии художеств на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде). Абрамцево при Мамонтове стало очагом возрождения лучших традиций национальной культуры. Здесь было создано большое количество шедевров мировой живописи. Художники прозвали Мамонтова «московским Лоренцо Медичи». В.М. Васнецов писал: «В нем была какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый дар возбуждать творчество других».
В 1920 году стал историко-художественным и литературным музеем-заповедником «Абрамцево».
Савва Иванович занимался скульптурой, увлекался театром. В 1885 году основал на свои средства Московскую частную русскую оперу, которая просуществовала до 1904 года. Именно из Частной оперы вышли многие певцы и композиторы, с большим успехом выступавшие в дальнейшем на столичных сценах, например прославившийся на весь мир Федор Шаляпин.
Также Савва Иванович собрал уникальную коллекцию произведений русских художников. Финансировал журнал «Мир искусства», материально поддерживал строительство в Москве Музея изящных искусств.
В 1899 году Мамонтов разорился. Его обвинили в растрате денег Ярославской железной дороги, он был арестован и заключен в Таганскую тюрьму, где провел полгода. Современники отмечали выдержку Мамонтова в это тяжелое время. В тюрьме он занимался своим любимым делом – скульптурой. Савва Иванович был оправдан, но после суда все его имущество было распродано для погашения долгов.
С 1900 года жил, занимаясь керамикой, на окраине Москвы у созданного им гончарного завода «Абрамцево», изделия которого продавались в Москве и Петербурге и были удостоены золотой медали Всемирной выставки 1900 года в Париже. Умер 6 апреля 1918 года там же. Погребен в Абрамцеве у Спасской церкви.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра